Савроматы. Ранняя история и культура сарматов

Константин Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: История обширного сарматского мира занимает важное место в древней истории юга нашей страны. Изучение сарматов помогает разобраться во многих вопросах раннего средневековья, особенно в вопросах происхождения ряда народов и их культуры в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:55
0
245
115
Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Содержание

Читать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов"



§ 4. Территория расселения савроматов

Границы области расселения ранних сарматов не могут быть определены только по данным письменных источников. Значительные раскопки погребений VII–IV вв. до н. э. в Поволжье и Приуралье позволили выделить целый комплекс особых черт погребального обряда и материальной культуры, главным образом керамики, которые следует признать этническими признаками савроматов (рис. 84). На юго-западе территория, занятая племенами савроматов, ограничивается бассейном р. Маныч, Калмыцкими степями и междуречьем Кумы и Терека; на западе — побережьем Нижнего Дона. Археологические памятники скифского времени в степях Подонья почти не исследованы. Поэтому мы сейчас точно не можем сказать, как далеко вверх по Дону жили савроматы. Исследование отдельных погребений савроматского типа у слободы Владимировская в Острогожском уезде (раскопки В.Н. Тевяшова в 1900–1901 гг.) позволяет думать, что савроматы могли доходить вверх по Дону до нижнего течения р. Битюг, левого притока Дона, до районов, расположенных южнее Воронежа. На правобережье Волги савроматские погребения прослежены сплошной полосой до Саратова, а выше по Волге, включая Самарскую луку, они встречаются спорадически. Очевидно, на правом берегу Волги, между Саратовом и Самарской лукой, ираноязычные кочевники не составляли основного населения, в котором следует видеть, вероятнее всего, финноязычных жителей городищ городецкой культуры. За Волгой северная граница раннего сарматского мира может быть пока очень условно проведена по р. Кинель к верховьям р. Дема, далее, захватывая южные степные районы Башкирии, граница идет на Магнитогорск и Троицк (южнее Челябинска). Челябинскими памятниками, которые находились в области тесных общений савроматских групп Южного Приуралья с племенами иного типа, представлена смешанная культура. Однако погребения савроматского времени в челябинских курганах мало чем отличаются от некоторых южноуральских погребений степной полосы; поэтому их нельзя игнорировать при определении территории савроматов.

Открытым остается вопрос о восточной и юго-восточной границе расселения савроматов, где они соприкасались с родственным сако-массагетским миром. Пока что наиболее восточные погребения савроматского типа известны немного восточнее Орска, по р. Урал (Ново-Кумакский могильник), по всему бассейну р. Илек и в бассейне р. Орь. Археологические памятники к югу от р. Илек, между ним и северным побережьем Каспийского моря, где должны быть савроматские курганы, совершенно не изучены. На юго-востоке Оренбуржья случайно раскопан лишь одни курган раннепрохоровского времени у с. Буруктал (рис. 48, 4), а в верховьях р. Тобол, в пределах Кустанайской обл., мне известен также только один курган Кос-Оба у совхоза «Приречный»[861], похожий по типу каменных сооружений под насыпью на некоторые курганы бассейна р. Орь. Надо полагать, что в результате дальнейших исследовании савроматские погребения южноуральского типа будут обнаружены по р. Эмба и в степях Северного Приаралья. Косвенно подтверждают это предположение недавно открытые Хорезмской экспедицией погребальные памятники саков Нижней Сыр-Дарьи (Уйгарак и Тагискен), близкие по некоторым чертам обряда и инвентаря савроматским погребениям Южного Приуралья[862].

Население, которое мы обозначаем общим названием савроматы как большую группу родственных по языку и близких по культуре племен, занимало в VII–IV вв. до н. э. огромную степную территорию. Оно разделялось на ряд племен разного происхождения, со своими особенностями материальной культуры и, вероятно, со своими племенными диалектами. О многоплеменности сарматов говорят многие греко-латинские авторы, начиная с Плиния (Естественная история, VI, 19). Ранние авторы, конечно, значительно меньше знали об обширном савроматском мире, еще не ставшем активной политической силой в Причерноморье и на Кавказе. Они сохранили нам лишь одно название «савроматы», под которым понимали то отдельное племя, то большую группу племен.

В греко-скифской легенде о происхождении савроматов, переданной Геродотом (IV, 110–117), речь идет определенно об одном племени, которое на заре своей истории особенно тесно было связано со скифами Причерноморья. В ней рассказывается, что амазонки, потерпевшие поражение от греков в битве при Термодонте и захваченные в плен, напали на греков, везших их на трех кораблях, и после путешествия по волнам по воле ветра прибыли к Кремнам на Меотийском озере, в земле свободных (царских) скифов. Сойдя здесь с судов, они захватили табун лошадей и стали грабить владения скифов. Сражаясь с амазонками, скифы узнали, что они имеют дело с женщинами. Вскоре младшие из скифов и амазонки соединили свои лагери и зажили вместе. По настоянию амазонок скифская молодежь вместе со своими женами ушла из земли царских скифов за Танаис и там поселилась. От браков скифских юношей и амазонок пошло племя савроматов.

Это событие отнесено к героическому периоду греков. Для Северного Причерноморья — это приблизительно время передвижения срубных племен к Приднепровью. Легенда отражает борьбу между отдельными племенами, происходившую в северо-западном Приазовье западнее Дона, в районе Кремн, точная локализация которых не установлена. В результате этой борьбы ираноязычные пришельцы, вероятно, ассимилировали некоторые местные иноязычные племена. В легенде сказано, что скифы, вступив в борьбу с амазонками, не знали ни их языка, ни одежды, ни народности (Геродот, IV, 111). В результате ассимиляции и возникло особое племя савроматов, говоривших на «искаженном» скифском языке, т. е. на одном из диалектов североиранской группы языков. С амазонками, в которых следует видеть одно из древних приазовских племен, вступили в связь самые младшие из среды скифов (Геродот, IV, 111), т. е., очевидно, наиболее поздние из пришедших в Причерноморье племен. Учитывая все эти данные легенды, я считаю вполне вероятной гипотезу Б.Н. Гракова о том, что ираноязычные савроматы (как основа большого союза племен) образовались в результате ассимиляции скифами, отколовшимися от своего основного ядра[863], какой-то группы приазовских меотов. В свое время близкая точка зрения была высказана Ф.Г. Мищенко: савроматы произошли от смешанных браков скифов с женщинами меотов; в последних он видел покоренных скифами киммерийцев[864]. Близкого (мнения придерживался М.И. Ростовцев[865].

Меотские племена в этническом отношении вряд ли были однородными; среди их племенных названий встречаются и явно иранские, например, дандарии[866]. Вероятно, уже в ранний период иранизации Причерноморья некоторые из приазовских племен были ассимилированы ираноязычными пришельцами и с образованием савроматского племенного союза были в него включены. Недаром у античных авторов нет единого мнения о приазовском племени яксаматов-язаматов, известном еще Гекатею под именем иксибатов (Землеописание, фр. 166). Полиен (Военные хитрости, VIII, 55) связывает это племя под именем иксоматов с меотами, в то время как Эфор определенно относит его к савроматам, называя иазабатами (см. у Стефана Византийского в «Описании племен»). Один из виднейших основателей иранской теории, К. Мюлленгоф, видел в названии сарматского племени язигов более позднюю форму имени иксибатов-язаматов.

Я вполне согласен с той частью высказываний М.И. Ростовцева о савроматах, где он рассматривает савроматов как отдельное конкретное племя, связанное по происхождению с древнейшим приазовским населением, частично смешавшимся со скифами и воспринявшим их язык и культуру[867]. Однако нельзя совершенно отрывать савроматов от обширного мира различных ранних сарматских племен. Этому противоречит вся греко-римская письменная традиция и данные археологии, в частности о развитии обрядов и материальной культуры поволжского и приуральского кочевого населения скифо-сарматской эпохи.

Уже во времена Геродота кочевое население, называемое савроматами, занимало обширную территорию к востоку и северо-востоку от Танаиса-Дона и, конечно, не могло состоять только из одного племени. Легенда о происхождении савроматов говорит об очень раннем переселении родоначальников савроматского племени («амазонок» и «скифской молодежи») к востоку от Дона. Это переселение было связано с межплеменной борьбой, развернувшейся в Северном Приазовье, вероятно, в тревожное время войны скифов с киммерийцами. В легенде эти события нашли прямое отражение. Амазонки, разорившие скифские земли, опасаются оставаться в земле «свободных» скифов и уговаривают своих скифских мужей переправиться за реку Танаис и поселиться там (Геродот, IV, 115). В действительности это переселение вряд ли носило добровольный характер: приазовские роды савроматов, как и киммерийцы, вероятно, были вытеснены скифами из мест своего первоначального пребывания. Основное ядро западных савроматов поселяется за Танаисом, на расстоянии трех дней пути от Танаиса и трех дней пути к северу от Меотиды (Геродот, IV, 116), где-то в степях между Доном и Волгой, где и вызревает, ко времени северочерноморского похода Дария, савроматский союз племен, родственный и первоначально дружественный скифам.

Есть основания утверждать, что ко времени Геродота и несколько позднее савроматы представляли целую группу тесно связанных между собой племен. Во-первых, Геродот (IV, 21) сообщает об обширности их территории: они занимали пространство на 15 дней пути к северу от угла Меотийского озера. Ни одно отдельное скифское племя не располагало такой большой территорией.

Во-вторых, более поздние авторы свидетельствуют об отдельных племенных названиях в среде савроматской группы. Это, прежде всего, касается племени яксаматов или иазабатов Эфора, которое он относит к савроматам. Яксаматы, как и племя савроматов, вероятно, представляли собой рано иранизированных меотов. В таком же отношении к савроматам, как к группе родственных племен, находились сирматы. Это одно из первых савроматских племен, которое жило в Европе между скифами и рекой Танаис, в то время как собственно савроматы — непосредственно за Танаисом в Азии (перипл Псевдо-Скилака [IV в. до н. э.], § 68 и 70). Более поздний автор, Эвдокс (III в. до н. э.), сирматов отождествляет с савроматами (см. у Стефана Византийского, фр. кн. I).

Мне думается, что одно из племенных названий — савроматы — было перенесено, может быть, античными авторами, на группу родственных по происхождению и однородных по языку племен, составлявших нечто целое в этническом и политическом отношении уже не позднее VI в. до н. э. Однако мы не знаем, был ли термин «савроматы» самоназванием и притом для всех племен волго-донской группы. Сам этот термин, кажется, находит объяснение из иранского языка[868].

Имя савроматов сближается И. Марквартом[869] с авестийским именем народа сайрима (çairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авестийский гимн воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима». Авеста не дает никаких указаний на местопребывание этого народа. Возможно, речь здесь идет именно о савроматах Геродота, голос которых во времена Дария уже довольно громко звучал на арене политических событий древнего мира. Я имею в виду активное участие савроматов в борьбе вместе со скифами против Дария Гистаспа. Упоминание об этом народе в одном из гимнов Авесты свидетельствует о древних тесных связях савроматов с колыбелью иранских народов. В Авесте есть и упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Raņhā, Аракс Геродота, греч. Rhā из скифского Rahā)[870].


Скачать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов" - Константин Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Внимание