Савроматы. Ранняя история и культура сарматов

Константин Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: История обширного сарматского мира занимает важное место в древней истории юга нашей страны. Изучение сарматов помогает разобраться во многих вопросах раннего средневековья, особенно в вопросах происхождения ряда народов и их культуры в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:55
0
245
115
Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Содержание

Читать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов"



I. Изображения хищной птицы.

Они представлены очень редко целыми фигурами птиц, а чаще всего — их головами в качестве самостоятельного мотива или для заполнения отдельных частей тела иного вида животных. Как самостоятельный мотив встречается, кроме того, часть тела хищной птицы, особенно глаз, коготь или лапа.

Мотив головы хищной птицы или грифона появляется у савроматов не позднее VI в. до н. э. Наиболее архаическими из предметов звериного стиля являются бронзовый трехдырчатый псалий, найденный близ с. Ртищево (рис. 77, 1), и роговой трехдырчатый псалий из с. Рысайкино под Бугурусланом (рис. 77, 2). Оба они украшены сверху головами так называемых барано-грифонов. Эти наиболее ранние по конструкции и форме «скифские» псалии, вероятно, не местного производства. Они попали сюда, скорее всего, из лесостепного Приднепровья, где в могилах раннего VI в. до н. э. найдено много псалиев, преимущественно роговых, той же формы, с головами лошади, барана, хищника или барано-грифона[932]. Из приднепровских псалиев очень похожи на рысайкинский роговые псалии из с. Аксютинцы, Роменского уезда, с. Горячево и Старшой могилы[933]. Их нижний конец всегда оформлен в виде копыта лошади.

Псалий из с. Ртищево, снабженный тремя полукруглыми петлями, похож на бронзовый псалий с головой хищной птицы из курганов Роменского уезда[934]. Среди костяных псалиев Среднего Приднепровья встречены также образцы с тремя полукруглыми петлями и головками барано-грифонов. Подобно ртищевскому псалию, многие из них украшены с одной стороны геометрическим орнаментом в виде гофрировки или поперечных зарубок.

Изображения головок рогатых грифонов, всегда выполненных в одной манере, мы встречаем на памятниках архаического скифского времени в Закавказье (Кармир-Блур)[935], Прикубанье (келермесские курганы)[936] и Приднепровье[937]. Это преимущественно изделия из рога, применявшиеся как наконечники псалиев или как бронзовые бляшки для перекрестных ремней. Их стилистическая близость не оставляет сомнения в том, что образ барано-грифона должен был сложиться в одном месте.

В Приднепровье навершия костяных псалиев в виде головы рогатого грифона встречаются относительно редко. Здесь преобладают навершия в виде голов баранов, лошадей и зверей кошачьей породы. Мотив рогатого грифона ни в Приднепровье, ни тем более в Поволжье не был самобытным. Он применяется недолго — в течение VI в. до н. э., а затем бесследно исчезает.

Находки барано-грифонов из Кармир-Блура, Келермеса и на Темир-горе[938] являются наиболее древними. Образ рогатого грифона сложился в самом начале скифского периода где-то в южном районе, в котором и были обнаружены эти находки.

В VI–IV вв. до н. э. савроматы попользовали изображение головы хищной птицы как самостоятельный мотив при изготовлении золотых нашивных бляшек или бронзовых бляшек уздечного набора.

Золотая нашивная бляшка из кургана у с. Ивановка Волгоградской обл. (рис. 77, 3) представляет наиболее простой и понятный образ. На ней изображена голова хищной птицы (орла) с большим клювом, круглым глазом и едва намеченной восковицей. Отдельные детали головы пропорциональны. В такой манере часто изображали головы хищных птиц в Северном Причерноморье VI–V вв. до н. э., например, на золотых фигурках птиц из Литого кургана[939] или на золотых бляшках из Чигиринского уезда[940].

По стилистическим особенностям ивановская бляшка может быть отнесена к кругу предметов VI или раннего V в. до н. э. Она, как и приведенные аналогии из Северного Причерноморья, вероятно, восходит к более ранним южным образцам, выполненным в зверином стиле. Я имею в виду изображения орлиных головок на золотой обкладке ремня и золотой протоме грифона из Саккызского клада в Курдистане[941]. У саккызского грифона изображены сзади щеки две спирали, которыми здесь передана грива, а не ухо. Подобные спиральные локоны известны у орлиноголовых грифонов хеттов и урартов[942]. Они есть и у грифонов на ножнах меча из Литого кургана, изготовленных под сильным влиянием передневосточного, в частности урартского искусства, и на келермесском зеркале[943]. Головки грифонов на золотой обкладке выполнены схематично, спиралей здесь нет, но по исключительной компактности и пропорциональности отдельных деталей они очень напоминают бляшку из с. Ивановка.

В иной манере выполнены нашивные золотые бляшки из погребения савроматской жрицы V в. до н. э. в кургане 9 Ново-Кумакского могильника под Орском (рис. 77, 25). Здесь также изображены круглые глаза и уши, расположенные ниже глаза и переданные спиралью; нос тупой; во рту, окруженном валиком, торчит ровный ряд круглых зубов. В целом эти бляшки напоминают больше морды хищных животных, чем головы птиц. Безусловно, на мастеров, изготовивших эти бляшки, местное производство которых вряд ли можно отрицать, сильное воздействие оказал широко распространенный в савроматском искусстве мотив раскрытой зубастой пасти хищника. Однако в пасти хищного животного всегда спереди видны клыки в виде острых треугольников, которые больше остальных зубов. Здесь же ряд зубов ровный, как это обычно изображали у орлиноголовых грифонов и хищных птиц[944].

Золотые зооморфные бляшки, по мнению Б.Н. Гракова, имели сакрально-магический характер, потому-то ими и украшали костюмы савроматских жриц. Образ хищной птицы входил в религиозную символику савроматов. Известно изображение головы хищной птицы и на таких предметах культа, как каменные жертвенники (рис. 80, 1).

Из поволжских погребений V в. до н. э. происходит несколько плоских бронзовых бляшек от уздечного набора с головками грифонов или орлов. На одной из них, найденной в Блюменфельдском кургане А 12, передана обычная для Северного Причерноморья схема орлиной головы с большим клювом, острой восковицей и большим, круглым, выделяющимся из контуров головки глазом (рис. 11Б, 23). Аналогичные бляшки происходят из комплексов V в. до н. э. Скифии, Ольвии и Крыма[945]. Головки другого типа из Блюменфельдского кургана А 12 также находят аналогии в Скифии. На них представлены грифоны с тупыми округлыми мордами, круглым глазом и ребристой восковицей над ним, сзади глаза помещено округлое звериное ухо (рис. 11Б, 20, 21). Полураскрытый рот грифона лишен зубов. Такие же грифоньи головки изображены на бронзовых уздечных бляшках из курганов V в. до н. э. лесостепного Приднепровья (села Аксютинцы, Макеевка, Броварки)[946].

Уздечные бляшки из с. Молчановка (рис. 13, 6в, г) имеют иной облик, сближающий их с золотыми бляшками из Ново-Кумакского могильника. Здесь изображены головки фантастических животных, которые представляют собой нечто среднее между хищной птицей и животным. У них округлые полураскрытые пасти с торчащими в них острыми зубами и большие круглые глаза, обведенные, как обычно, рельефным ободком. Этим бляшкам очень близка бляшка из сел. Бажиган, вырезанная из костя (рис. 12, ). На ней схематично изображена головка грифона с тупым, но слегка загнутым клювом, в котором торчат два треугольных зуба, как и на одной из бляшек молчановского кургана.

Еще чаще, чем в Поволжье, украшали изображением головы хищной птицы уздечные наборы в Приуралье. Здесь встречаются и плоские контурные изображения, и скульптурные пластические формы.

Контурными изображениями обычно украшали плоские щитки бляшек для перекрестных ремней или один из концов нащечников и налобников. Намечали схематично лишь круглую голову и большой загнутый клюв. Эти изображения мы видим уже на бляхах VI в. до н. э. из кургана у пос. Черниговской (рис. 9, ). Совершенно такие же головы хищных птиц представлены на щитках бляшек для перекрестных ремней из курганов группы Пятимары I (рис. 27, 9, 11, 12; 29, ; 77, 7, 15), Ново-Кумакского могильника (рис. 77, 11) и на тонкой золотой оковке деревянного сосуда из кургана 9 группы Пятимары I (рис. 24, 4). На других же уздечных бляшках этого времени головки птиц снабжены кружка́ми, обозначающими глаз (рис. 16, 1а, б; 34, ; 77, 9, 10). Очевидно, форму таких украшений сначала вырезали из мягких материалов вроде кожи или войлока, а затем использовали и в литье.

Украшения подобной формы, изготовленные описанным приемом преимущественно для предметов уздечного набора, характерны для Южного Урала. Они неизвестны на юге Восточной Европы, в частности, и в савроматском Поволжье. Только на территории ананьинской культуры иногда встречаются перекрестные гайки со щитками в виде схематичной головы орла явно савроматского происхождения[947].

В Казахстане и в Южной Сибири в это время применялись уздечные бляшки с плоскими щитками в виде головы хищной птицы, но здесь они были еще более стилизованы, часто приобретая форму запятой[948].

В уздечных наборах Приуралья встречаются также очень своеобразные бляшки для перекрестных ремней и налобники, на которых изображение головы или хвоста хищной птицы сочетается с солярным знаком (рис. 27, 9; 28, 20; 77, 7, 8). Особенно интересен налобник из конского погребения кургана 8 в группе Пятимары I (рис. 77, 7). Его внешняя сторона украшена знаком в виде выпуклого вертящегося солнечного колеса, над которым возвышается голова или протома хищной птицы (орла), а внизу в виде пальметки изображено крыло или распущенный хвост птицы. В целом налобник можно воспринимать как сильно стилизованную фигуру орла. В том же стиле украшены бляшки для перекрестных ремней из кургана 6 Ново-Кумакского могильника (рис. 77, 8, 27).

В более позднем комплексе (рубеж V–IV вв. до н. э.) из кургана 3 урочища Алебастровая гора бляшки для перекрестных ремней уздечки украшены скульптурной головкой хищной птицы (рис. 40, 1б-4). На ней отмечены рот, круглый глаз и уши в виде валиков, за которыми изображена пальметка хвоста, образующая щиток бляшки. Из этого же погребения происходит бронзовый наносник в виде скульптурной головы хищной птицы в той же трактовке, что и головы птиц на бляшках для перекрестных ремней (рис. 40, 3). Такой же наносник найден в кургане 7 Ново-Кумакского могильника (рис. 77, 26). На нем лишь более четко намечена восковица, а уши не выделены. Несколько по-иному изображена головка ушастой птицы на наноснике уздечки коня 3 из кургана 8 группы Пятимары I (рис. 77, 4): на толстом, слегка загнутом клюве видна восковица, глаза изображены в виде кружков, сзади торчат в стороны круглые уши. Оба последних комплекса относятся к V в. до н. э.

Подвеска-налобник из кургана 3 урочища Алебастровая гора передает иной тип головы хищной птицы (рис. 40, 1б-2): длинный закрытый клюв с плоской восковицей; круглый глаз, выступающий над клювом; сзади глаза — ухо в виде маленькой головки орла. Более схематичное изображение птичьей головы с длинным клювом имеется на железной подвеске уздечного набора из группы Мечет-Сай (рис. 21, 1п). Форма головы птицы здесь зависит от наиболее излюбленной формы савроматских амулетов-подвесок в виде кабаньего клыка для уздечки и оружия. Голова хищной птицы, также вытянутых пропорций, в савроматском искусстве представлена еще один раз — на навершии костяной рукоятки из курганов у с. Тамар-Уткуль (рис. 10, ). Головка трактована лаконичнее, уха нет. Она напоминает головки птиц с длинными клювами и восковицей, изображенных на псалиях из Ульского аула (ГИМ, № 42405).


Скачать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов" - Константин Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Внимание