Савроматы. Ранняя история и культура сарматов

Константин Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: История обширного сарматского мира занимает важное место в древней истории юга нашей страны. Изучение сарматов помогает разобраться во многих вопросах раннего средневековья, особенно в вопросах происхождения ряда народов и их культуры в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:55
0
245
115
Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Содержание

Читать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов"



§ 1. Археологические памятники VIII–VII вв. до н. э.

Археологическая культура савроматов окончательно складывается лишь к концу VII в. до н. э. Однако уже значительно раньше в степях Поволжья и Южного Приуралья появляются погребения, связанные с савроматами. В инвентаре и обряде этих погребений сочетаются черты, свойственные памятникам эпохи бронзы, с качественно новыми чертами, присущими савроматской культуре. Такие погребения мы называем переходными. Кому они принадлежали? Значительная часть их, конечно, оставлена прямыми потомками местного населения эпохи бронзы. У нас нет оснований полностью отождествлять это население с савроматами Геродота, правильнее его связывать с кочевниками — протосавроматами, которые составляли часть большой группы племен ираноязычного «скифского» мира юга Евразии накануне сложения археологической скифской культуры. Не исключено, что в эту эпоху борьбы скифов и киммерийцев, и походов скифов в Переднюю Азию кочевое население Поволжья приняло участие в военных и политических событиях Северного Причерноморья, а часть протосавроматов вошла в племенные объединения собственно скифов, установивших свое господство в степях Северного Причерноморья после изгнания оттуда киммерийцев.

На территории расселения савроматов я выделяю 46 погребений переходного типа и несколько случайных находок отдельных вещей, относящихся к VIII–VII вв. до н. э. На одно из погребений, пожалуй, самое выразительное, обратил в свое время внимание П.Д. Рау. Это погребение «f» в кургане 1 у станции Лебяжья на р. Иловля, раскопанном А. А. Спицыным (рис. 2, 2). Костяные наконечники стрел, найденные в погребении, как правильно отметил П.Д. Рау[144], относятся к типам стрел эпохи бронзы Поволжья. Это дало основание Л.Д. Рау отнести погребение у станции Лебяжья ко времени, предшествовавшему VII в. до н. э. Другие костяные изделия из погребения «f» (пластина и пронизка от колчана) с геометрическим орнаментом, характерным для срубной культуры, также говорят об архаическом времени данного погребения. Форма глиняного горшка отсюда находит себе прямые аналогии среди керамики позднесрубной культуры Поволжья, Нижнего Подонья и Нижнего Поднепровья. Однако это погребение нельзя датировать временем ранее VIII в. до н. э., так как в погребальном обряде четко выделяются савроматские черты: костяк был вытянут в большой прямоугольной яме головой на запад, кисть правой руки покоилась на тазовых костях. В отличие от типичных савроматских больших могил в погребении у станции Лебяжья еще не было большого количества заупокойной пищи в виде разрубленных туш барана, лошади или коровы. Здесь лежали лишь ребра лошади и несколько костей овцы, что свойственно погребениям срубной и андроновской культур.

Близки по времени описанному погребению три поволжских погребения с лепными горшками, аналогичными упомянутому сосуду. К ним относятся погребение в кургане 2 у с. Гуселки (рис. 2, 8), погребение 8 в кургане 4 у Быково I (рис. 62, 5) и погребение 1 в кургане 94 II Бережновского могильника (рис. 62, 1). Горшки из них тождественны сосудам из погребений и поселений позднесрубной культуры Поволжья и Украины (рис. 62, A II–VI). Погребение у с. Гуселки совершено, как и в кургане у станции Лебяжья, в большой прямоугольной яме, где костяк лежал в вытянутом положении на спине головой на восток на подстилке из травы. Такая подстилка очень типична для больших прямоугольных могил срубной культуры Поволжья. В погребения у с. Гуселки еще нет разрубленных туш животных, и лишь на материке, около края могилы, лежали отдельные кости какого-то крупного животного, вероятно, коровы. Эта деталь обряда хорошо известна в погребениях срубной культуры.

В кургане 94 II Бережновского могильника костяк ребенка лежал над основной могилой срубной культуры в скорченном положении на левом боку. Поза покойника позволила И.В. Синицыну отнести погребение 1 к срубной культуре[145]. Однако глиняный горшок, найденный в этом погребении (рис. 62, 1), тождествен горшку из погребения 8 кургана 4 Быковского могильника I (рис. 62, 5).

Архаичность быковского погребения подтверждается, кроме формы горшка, и тем, что оно было нарушено другим переходным погребением 7.

К группе погребений VIII–VII вв. до н. э. по типу горшка относится и погребение 7 в кургане 17 у с. Быково (рис. 2, 7). Горшок, близкий по форме сосудам из описанных выше погребений, но отличающийся от них более широким устьем и орнаментом из глубоких ямок по шейке (рис. 2, ), также находит себе аналогии среди керамики позднесрубной культуры. Обряд погребения архаический: костяк лежал на спине головой на северо-запад с подогнутыми ногами, кисть левой руки положена на таз.

На левом берегу Дона у слободы Владимировская в Острогожском уезде В.Н. Тевяшов в 1900–1901 гг. исследовал несколько курганных погребений, из которых три можно отнести к переходному времени. В нарушенном впускном погребении в кургане 12 находился горшок (рис. 62, 4), тождественный по форме и орнаменту горшку с глубокими ямками по шейке из быковского погребения. Вариант горшка того же типа найден в грунтовом погребении кургана 8 (рис. 62, 2), где костяк лежал на спине с согнутыми ногами головой на север с некоторым отклонением к западу. Северная ориентировка покойников не типична для савроматов и является характерной чертой погребений срубной культуры. В другом, впускном, погребении в том же кургане, нарушенном в древности, обнаружена грубо вылепленная плошка (рис. 61, 1), которая похожа на баночные сосудики с расширяющимися к устью боками, относимые к концу эпохи бронзы. Костяк в этом погребении лежал на спине головой на северо-запад; детали позы не установлены, так как погребение было нарушено. Все три сосуда из курганов у слободы Владимировская, как отметил В.Н. Тевяшов[146], тождественны по цвету, глине и отличаются от найденных в этих же курганах типичных сосудов развитой срубной культуры.

Того же времени, вероятно, погребение мужчины, вытянутого на спине головой на северо-восток в кургане у с. Мазурки, раскопанном С.Е. Зверевым в 1899 г.[147] Покойник лежал ниже костяка лошади и медного литого котла раннескифского времени (рис. 70А, 5). При костяке найдены костяная бляшка с отверстием посредине, череп собаки и фрагменты глиняного горшка с геометрическим орнаментом, свойственным срубной культуре.

Два заволжских погребения отнесены мною к погребениям переходного типа по форме баночных горшков с довольно узким и выступающим дном, широким устьем и орнаментом ниже бортика в виде ряда глубоких ямок (рис. 61, 2, 3). Оли снабжены по краю носиком-сливом. Их форма типична для керамики поздней срубной культуры, на последнем этапе которой появляется подобный орнамент. Среди посуды из позднесрубных погребений Нижнего Поволжья и бассейна р. Молочная (рис. 61, А II) встречаются также горшки со сливом. Заволжские погребения с подобными горшками еще сохраняют черты обряда, свойственного эпохе бронзы. Таково погребение в необычной для этого времени подбойной могиле у с. Максютово в бассейне р. Иргиз (курган 2, погребение 6): костяк лежал на спине с согнутыми ногами головой на восток, руки согнуты в локтях, их кисти лежали на животе[148]. Положение рук не характерно для типичных погребений срубной культуры, но встречается в группе переходных погребений (рис. 2, 6). Второе погребение, с горшком, тождественным максютовскому, обнаружено в группе курганов у с. Боаро (Бородаевка) (курган 7, погребение 3)[149]. Костяк ребенка лежал в скорченном положении на левом боку головой на северо-запад. Оба погребения И.В. Синицын относит к эпохе поздней бронзы. Форма и орнамент горшков позволяют датировать их временем сложения савроматской культуры, может быть, VIII в. до н. э., так как подобный же горшок, найденный в раннем савроматском погребении 1 кургана 22 Калиновского могильника (рис. 61, 4), отличается лишь тем, что орнаментирован жемчужинами, а не ямками.

К двум описанным заволжским погребениям примыкает по времени погребение 3 в кургане 2 у хут. Соленый на Дону. В нем найден лощеный острореберный горшок с носиком (рис. 60, 3). Типологически он связан с группой низких острореберных сосудов срубной культуры, но отличается от них обработкой поверхности. Лощение появляется на сосудах бассейна Дона и в Поволжье лишь в самом конце эпохи бронзы. Этот сосуд стоял в могиле, судя по дневниковым данным А.А. Иессена, между двумя скелетами, один из которых лежал в скорченном положении на левом боку, другой был вытянут; оба головой ориентированы на северо-восток.

Почтя тождественно с максютовским погребение 3, совершенное в подбойной могиле кургана 4 II Бережновского могильника. Костяк мужчины лежал в скорченном положении на левом боку головой на восток; правая рука была согнута, ее кисть лежала перед лицом; левая — согнута в локте, а кисть ее находилась под локтем правой руки (рис. 3, 4). В могиле стоял горшок с выпуклыми боками и отогнутым венчиком (рис. 61, 8), типологически связанный с керамикой срубной культуры. Около горшка лежала кость барана — передняя нога без лопатки. И.В. Синицын относит это погребение к срубной культуре[150]. Основанием для сужения такой датировки приблизительно в пределах VIII в. до н. э. служит то обстоятельство, что по обряду оно близко максютовскому. При этом надо учесть, что в самом конце эпохи бронзы в степях Северного Причерноморья и Поволжья часто хоронили покойников в сильно скорченном положении на боку головой на восток. Кроме того, горшок, подобный бережновскому, обнаружен в раннем савроматском погребении 2 в кургане 95 II Бережновского могильника (рис. 61, 9). Того же профиля горшок, венчик которого не сохранился (рис. 61, 6), найден в погребении 2 кургана 1 у с. Новая Молчановка. Костяк лежал на спине, склоненный на правый бок, головой на запад, ноги подогнуты (рис. 3, 5). С правой стороны около черепа находились кости овцы: часть хребта и кости двух ног. По всем этим признакам погребение можно датировать периодом в пределах VIII–VII вв. до н. э.

К переходному времени следует отнести впускное погребение 3 в кургане 1 у пос. Кордон Деркульский. Костяк лежал слегка наклоненным на левый бок с вытянутыми конечностями головой на восток; у левого плеча покойника стоял маленький баночный сосуд, характерный для позднейших погребений срубной культуры[151].

Три погребения левобережья Дона и Поволжья следует отнести к переходному времени по наличию в них лощеной посуды, распространенной в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе в предскифское время. На левом берегу Дона это — впускное погребение 20 в кургане 1 у хут. Соленый. Костяк женщины был вытянут на спине головой на юго-запад. В могиле стоял чернолощеный сосуд грушевидной формы с тремя налепами по тулову (рис. 60, А). А.А. Иессен относит это погребение к «VI, если не VII в. до н. э.»[152].

Форма сосуда скорее говорит о рубеже VIII–VII вв. до н. э.

Более раннего времени, может быть, VIII в. до н. э., погребение «h» в кургане 6 у с. Норка. «Покойник положен в яму небрежно», головой на северо-запад[153]. В головах стояло два сосуда. Один из них не сохранился, другой — лощеный, с плоским дном, бомбовидным туловом и узким горлом; он украшен красивым орнаментом из мелко заштрихованных полос, зигзагов и треугольников (рис. 60, 1). О.А. Кривцова-Гракова датирует это погребение самым концом хвалынского этапа срубной культуры[154]. Подобные сосуды и особенно орнамент типичны для конца эпохи бронзы на Нижнем Дону и для предскифского времени на Северном Кавказе.


Скачать книгу "Савроматы. Ранняя история и культура сарматов" - Константин Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
Внимание