На пороге прошлого

Юлия Цыпленкова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Как же это восхитительно — вернуться домой! Даже если дом — это мир, скованный льдом и снегом, как и память его обитателей. Но за зимой приходит весна, и под натиском солнца снег тает, обнажая землю, готовую к возрождению. Так и человеческая память. Сколь тяжело бы ни было забвение, сколь бы ни велика была толщина ледяного панциря, но разве можно с этим смириться? Если душа так же горяча, как солнце, то даже маленькому лучу под силу пробить брешь и, скользнув в нее, разогнать мрак и высветить истину. У каждой загадки есть свой ответ, и однажды приходит время, чтобы найти его. Дайнани Айдыгера желает узнать все скрытые тайны, но готовы ли жители Белого мира услышать ответы? И способны ли открытия переменить намерения врагов? Этого не узнать, пока не шагнешь на порог прошлого, потому что только за ним начинается будущее…

Книга добавлена:
1-05-2024, 11:17
0
176
111
На пороге прошлого

Читать книгу "На пороге прошлого"



Фендар хмыкнул и провел ладонью по волосам, верно поняв слова Танияра.

– Жизнь человека начинается с весны, а заканчивается суровой зимой. Я уже давно перешагнул из осени в зиму, – сказал он. – Время не желает медлить. Оно бежит и бежит, будто его кто-то подгоняет. – Вздохнул и снова улыбнулся. – Но для тебя настала летняя пора, и ты еще долго будешь радоваться солнцу, Танияр.

– Придет и моя зима, Фендар, – ответил мой супруг. – Но я и тогда не замерзну. Рядом со мной мое солнце.

Мужчины посмотрели на меня. Танияр знакомым теплым взглядом, халим с интересом. Я вдруг смутилась, но как-то ответить не успела, потому что из нашей спальни послышался плач Тамина.

– Прошу меня извинить, – произнесла я учтиво и направилась к сыну.

Сурхэм сейчас занималась торжественным обедом в честь приезда гостя, о чем нам успели доложить еще до того, как халим приблизился к Иртэгену. Впрочем, юркая старушка, несмотря на возраст и некоторую тучность, уже спешила к дайнанчи, на ходу вытирая руки.

– Я уже здесь, – сказала я, нагнав ее.

– Помогу, – ответила прислужница, одарив меня заискивающим взглядом.

– Я справлюсь, – заверила я добровольную няньку. – И намыть, и переодеть, а уж накормить его тебе вообще не под силу.

– Это пока, – со значением парировала Сурхэм. – Потом только я и смогу это сделать.

– Неоспоримо, – рассмеялась я и вошла в спальню.

Прислужница все-таки последовала за мной. И когда я достала из колыбели дайнанчи, успевшего сделать все свои младенческие дела, ее нос торчал из-за моего плеча.

– Теплой воды принеси, – усмехнулась я.

– Ага, – кивнула прислужница и поспешила на кухню.

Дайнанчи негодовал во всю мощь своих маленьких легких. И когда я укладывала его на стол, и когда разворачивала, и даже когда взывала к совести возмущенного младенца. Ну а пока Тамин эмоционально оппонировал на мои увещевания, вернулась Сурхэм.

– Велик и могуч наш дайнанчи, – констатировала она, посмотрев на маленького бунтаря.

Но имела она в виду силу его голоса или же то, что исторгло нутро будущего дайна, я уточнять не стала. Было более важное дело, и им я занялась незамедлительно. А когда чистый Тамин был занят поглощением молока, дабы чрево не ощутило пустоты, я прислушалась к мужским голосам, едва достигавшим спальни, но слов не уловила.

– У нас гость, – сказала я сыну. – Дорогой и долгожданный гость, мой милый. Он поможет нам проложить дорогу, по которой ты пойдешь, когда придет время. Когда-то он учил твоего отца, и если Создатель будет милостив, то почтенный халим станет и твоим учителем.

Тамин ответил громким причмокиванием, ему будущая учеба пока была безразлична. Улыбнувшись, я погладила сына по головке и перевела взгляд на окно, но не увидела его. Перед внутренним взором встала наша дорога до Иртэгена, когда мы возвращались после рождения дайнанчи.

Когда мы выезжали со священных земель, мне думалось, что народ соберется в Иртэгене, а по дороге приветствовать дайнанчи будут встречные путники и пастухи, но ошиблась. Люди и вправду ждали нас. Они выходили из близлежащих поселений, мимо которых пролегала дорога, даже приходили из отдаленных, чтобы посмотреть на своего будущего дайна.

Нет, не было цветов, летевших под копыта саулов, как было принято в моем родном мире. Здесь подобных традиций еще никто не заводил, а я не собиралась навязывать Белому миру чужие обычаи. Если они однажды и станут делать что-то подобное, то придумают это сами. Букеты не охрана границы или прописанные законы. Ни смысловой, ни какой-либо иной важности в этом не было. Важное я видела в том, что айдыгерцы не оставили без внимания рождения сына их правителя.

По складу своего характера тагайни не толпились, а растянулись вдоль дороги, то есть сохраняли порядок. Не было слышно споров или склок, если кто-то считал, что другой занял лучшее место. Всем им было видно, и спорить оказалось не о чем. Впрочем, вспоминая запруженные улицы Камерата, стоит отметить, что количество жителей столицы и жителей поселений Айдыгера нельзя сравнивать. Даже Иртэген пока уступал главному городу королевства, хоть и был большим по местным меркам. Но это уже всё несущественные мелочи, и говорить о них не стоит.

Так вот, люди ждали нас. И когда мы проезжали мимо, они склоняли головы перед правящей четой, а после махали руками вслед. Слышались и добрые пожелания, а порой и в манере тагайни – с толикой скабрезности. Но произнесено это было весело и не несло под собой негативного подтекста, более напоминая подначки ягиров после нашей первой супружеской ночи с Танияром.

Одни желали нам с дайном много дайнанчи и дайнани, а также чтобы мы получали столько же удовольствия, как с первенцем, потому как вышел славный сын. Еще подозревали, что юные айдыгерки сгорят в пламени Тамина, потому что он будет пылать жарче летнего костра. Это я облекла в более обтекаемую и приличную форму слова наших подданных.

Но были и иные пожелания, без подтекста. Люди желали здоровья дайнанчи, а его отцу долгих лет жизни, чтобы сын успел в полной мере перенять науку дайна. Я и без того знала, что айдыгерцы относятся к Танияру с уважением, но после таких слов не осталось и толики сомнений. Однако главным было вовсе не уважение, хоть и оно было важно. Я увидела в этом пожелании иное. Первые изменения в привычном укладе уже вступали в силу, и народ их принял.

Перепись проходила незаметно для айдыгерцев. О нет, не скрытно, они о ней знали. Как же любопытные носы могли не пронюхать, что к главам поселений наведывались посланцы ердэма? Если бы в одно поселение, может, и не обратили бы внимания, но ведь не в одно! На курзыме новости быстро разносятся, а между дворами еще быстрее. Так что закономерность заметили, обсудили и начали спрашивать. Пояснение народ удовлетворило. Они подумали, покивали и даже пытались помогать, а как иначе? Тагайни так устроены – помочь всегда рады, даже когда никто не просит. На бедного Архама щедро посыпались сведения.

– Я больше не могу, – объявил тогда деверь. – Как ты людям говоришь, что больше не лезут?

– А ты что говоришь? – в ответ спросила я.

– Что дайн сказал. А кому сказал, тот и делает, другим лезть нечего, – ответил Архам.

Улыбнувшись, я все-таки покачала головой с укоризной.

– Вроде ты сам тагайни, а как говорить с людьми не знаешь. Людей не отгонять, а беседовать с ними надо. Объясни на простом примере, как они мешают твоей работе. Они поймут, еще и других отгонять будут.

Деверь ненадолго задумался, после посмотрел на меня и проворчал:

– Расскажи. – И я рассмеялась. Впрочем, отказывать ему не стала:

– Ну, к примеру, спроси, как пастух мгизов считает. Предложи им представить, что пастуху помогать начнут. Один прибежал рассказал, сколько у него и соседей мгизов взяли, другой, что слыхал от брата, третий, что своими глазами видел. А четвертый и вовсе сказал, что второй и третий ошиблись, а первый и сам не знает. И что за стадо пастух назад приведет? Как всех мгизов собрать, если у него в голове Куншале от чужой помощи разлилась? Пока будет искать, кого и не было, тех, что были, упустит. А еще пообещай просить помощи, если понадобится. Люди поймут. И лезть перестанут, и обиды не затаят.

– Хм… – Архам потер подбородок и кивнул: – Попробую.

Что мне нравилось в обоих братьях – это их умение быстро ухватить суть и развить полученные знания уже по собственному почину. Архам не просто поговорил с теми, кто пришел к нему в очередной раз. Он целенаправленно пошел на курзым, заведомо зная, что там его непременно заметят, но главное, там его услышат сразу многие. И умница ердэм… ах, я же не сказала – Архам получил звание ман-ердэм, а иначе – первый помощник. Так что теперь у нас был байчи-ягир, ман-ердэм, тэр-ердэм и хамче. Тэр-эрдэм – второй помощник, и им стал Илан.

Так вот, ман-ердэм, или ердэм, что упрощало и сокращало звание, а также вносило некоторую путаницу, так как был еще тэр-ердэм… оставим помощников дайна, точнее их звание, чтобы не путать и вас. Так вот, Архам пришел на курзым, где его, как он и рассчитывал, быстро обступили люди, и повел с ними речь в моих лучших традициях. Результат был достигнут, и иртэгенцы оставили бывшего каана в покое, заверив, что явятся, как только будут нужны. В общем, работа по переписи населения продолжилась без помех доброхотов.

Кроме переписи, полным ходом шло рекрутирование и обучение новобранцев, а также были заложены два первых хайята – пограничные крепости, еще для двух присматривали место. И Каменный лес тоже продолжали изучать, но на его границу пока так и не вышли. Так что понять, что находится на другой его стороне, мы всё еще не могли. Исследователи часто начинали плутать. Было совершенно непонятно, как далеко он тянется.

Ох, простите, я сильно отвлеклась по своей привычке, но так хотелось поделиться тем, как обстоят дела. И я еще не всё помянула, но мы говорили о том, как люди встречали дайнанчи, к этому и вернемся. Тем более рассказать осталось совсем немного. Только о том, как мы въезжали в Иртэген.

Признаться, ожидала повторения того же, что было по дороге, но ошиблась. Да еще как ошиблась! И поняла я это, едва мы приблизились к Иртэгену. Началось со стен. Стоявшие на охране покоя столицы ягиры встречали нас, подняв вверх обнаженные ленгены. Солнце играло на клинках ослепляющими бликами, и казалось, что над стеной поднимается сияние.

– Ты даже саула еще толком в глаза не видел, а тебе уже выказывают уважение, – с улыбкой сказала я сыну, памятуя, как впервые заслужила этот жест признания и почтения от ягиров.

Я помахала им, приветствуя, но воины так и не убрали клинки в ножны. Они повернулись вслед повозке, продолжая держать ленгены над головами. Но едва мы пересекли черту ворот, и я забыла о сегодняшней страже. Да что там! У меня перехватило дыхание от зрелища, представшего нам.

На протяжении всего нашего следования по обе стороны улицы ягиры опустились на одно колено так же, как это было у священных земель. И точно так же они держали свои ленгены на вытянутых руках. Но едва к ним приближалась повозка, и воины опускали клинки на землю, отдавая почесть будущему дайну. Это было подобно волне, катившей нам навстречу. Восхитительное зрелище!

А за спинами ягиров, словно незыблемый берег, стояли айдыгерцы. Будто чувствуя торжественность момента, они не кричали, ничего не желали и даже не склоняли голов. Но каждый стоял, накрыв ладонью плечо соседа справа. Любопытный жест, которого я еще не видела ни разу, не упоминал его и Шамхар. Это было что-то новое. Возможно, не изобретенное только что, но относившееся к новому времени существования Белого мира. И смотрелось это впечатляюще. Будто единая цепь, неразрывно связавшая людей на землях Айдыгера. Она тянулась и тянулась на протяжении всего нашего пути.

– Потрясающе, – донесся до меня шепот магистра на нашем родном языке. – Величественно, символично и торжественно много больше, чем всякие церемонии, виденные мною прежде.

Танияр не ответил. Он вообще не произнес ни слова с момента, как мы въехали в ворота. Не оборачивался ко мне, не улыбался и не приветствовал своих подданных жестом или восклицанием. Молчала и я. Что-то сказать сейчас казалось кощунственным, как и помахать рукой. Потому я просто прижимала к себе сына и, затаив дыхание, смотрела на непривычно строгих тагайни.


Скачать книгу "На пороге прошлого" - Юлия Цыпленкова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Попаданцы » На пороге прошлого
Внимание