Очерк православного учения об ангелах.

Ипполит Мышкин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В настоящем сочинении изложен очерк православного учения об ангелах, дополненный большим количеством свидетельств святых отцов церкви об ангелах, рассмотрены вопросы сотворения и бытия ангелов, их природы и существа, местопребывания и служения и блаженная вечность их.

Книга добавлена:
10-08-2023, 06:47
0
235
49
Очерк православного учения об ангелах.
Содержание

Читать книгу "Очерк православного учения об ангелах."



Св. Писание заключает иногда все чины Ангельские под именованием сил. Например, пророк Давид говорит: благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящие волю Его (Пс. 102, 21). «Все чины Ангельские могут быть называемы силами, — по словам блж. Феодорита Кирского, — как достаточно сильные делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получившие от Сотворшего»249.

«Наименование святых Властей, — по мнению св. Дионисия, — знаменует равный божественным господствам и силам, стройный и способный к принятию божественных озарений чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к божественному как само восходящее, так и других свято к нему приводящее»250.

3) О третьем чине: Начальствах, Архангелах и Ангелах.

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Имя небесных Начальств означает богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим силам, всецело как самим обращаться к безначальному Началу, так и других, как свойственно начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ истинного Начала, и, наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих сил. Чин святых Архангелов равен оным небесным начальствам. Он сообщается с пресвятыми начальствами и святыми Ангелами; с первыми — тем, что он обращается через начальства к премирному Началу, сообразуется с Ним, сколько возможно, и хранит между Ангелами единение сообразно своему стройному, искусному, невидимому водительству. С последними же сообщается тем, что он, как чин, определенный для научения, приемлет божественные озарения через первые силы по свойству иерархии, и предает их с любовью Ангелам, а через Ангелов сообщает нам по мере того, сколько кто способен к божественным озарениям. Ангелы окончательно заключают все чины небесных умов, так как они последние между небесными существами имеют ангельское свойство, и потому тем приличнее нам называть их перед другими чинами Ангелами, чем очевиднее их иерархия и ближе к миру… Богословие (Св. Писание) вверяет священноначальство над нами Ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа (Дан. гл. 10), равно как и других Ангелов князьями других народов; ибо Вышний постави пределы языков по числу ангел Божиих»251.

Но именем Ангелов называются в Св. Писании иногда и все чины Ангельские; например, пророк Давид, показывая, что Бог есть Творец духов невидимых, говорит: Творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103, 4). По свидетельству блж. Феодорита Кирского, Св. Писание все небесные чины называет Ангелами, как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии»252.

А св. Дионисий Ареопагит говорит: «Святые Ангелы небесных существ, ради ближайшего общения с Божеством, имеют преимущество перед существами не только неодушевленными и живущими жизнью неразумной, но и перед существами разумными, каковы мы. Ибо если они умственно стремятся подражать Богу, духовно взирают на божественный Первообраз и стараются сообразовать с Ним духовную свою природу, то, без сомнения, имеют ближайшее с ним общение, потому что они постоянно деятельны и, влекомые божественной, сильной и неуклонной любовью, всегда простираются вперед, невещественно и без всякого стороннего посредства принимают первоначальные озарения (от божественного Света) и, сообразно с тем, ведут жизнь совершенно духовную. Итак, небесные чины преимущественно и многоразлично причастны Божеству: преимущественно и многоразлично они и открывают божественные тайны. Вот причина, почему они исключительно всеми удостоены наименования Ангелов: они первые получают Божественное озарение, и через них уже даются нам откровения. Высочайший Виновник чиноначалия предначертал такой закон, чтобы в каждом чиноначалии, не только у высших и низших, но и у состоящих в одном чине, были первые, средние и последние чины и силы и чтобы ближайшие к Богу были для низших тайнодействователями и руководителями в просвещении, приближении к Богу и общении с Ним»253.

Посему весьма благоприлично наименование Ангела принадлежит и Иисусу Христу. Пророк Исаия прорек о Нем: нарицается имя Его велика совета Ангел (Ис. 9, 6)254. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Сын Божий называется Ангелом великого совета, как по причине других (истин), которые Он открыл (нам), так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце»255.

Иисус Христос, великого совета Ангел, есть Глава Небесной иерархии: Им научаемые чины Ангельские взаимно научают друг друга и руководствуют людей ко спасению. Св. Ириней говорит: «Соприсносущный Отцу Сын издревле и от самого начала всегда открывает Отца и Ангелам, и Архангелам, и Властям, и Силам, и всем, кому Бог благоволил открыть Себя». Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Сам Иисус Христос — богоначальнейшая и пресущественная Премудрость — Начало, Сущность и богоначальнейшая Сила всякого священноначалия, освящения и обожения, блаженные и лучшие нас существа озаряет светлее и духовнее и, по мере сил (каждого), уподобляет их собственному свету»256.

«Но не погрешим против святости иерархии небесной, если скажем о ней, что очищением для низших в ней существ служит просвещение от Бога в отношении к тому, чего они не знали (озарение), возводящее их к совершеннейшему разумению богоначального ведения и очищающее от незнания того, чего они еще не разумели, и, таким образом, при посредстве первых и божественнейших существ, возводящее их к превыспреннему и светлейшему Свету богозрения. Подобным же образом, есть в небесной иерархии и степени просвещаемых и совершаемых, а равно, и чины очищающих, просвещающих и совершающих, так как высшие и божественнейшие существа очищают в ней низшие святые и небесные чины от всякого неведения, в порядке и соразмерности небесных чиноначалий, преисполняют их божественнейшими озарениями и возводят их к совершенству во всесвятейшем ведении богоначального Разума… Небесные чины не все равны в священном ведении богозрительных озарений, но первые из них осияваются, по мере приемлемости, блистательнейшими лучами богоначального света непосредственно от Бога, а низшие — через них уже, хотя также от Бога»257.

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Ангелы видят Бога, не каков Он Сам в Себе есть, но сколько они вмещают… Ангелы видят, поколику вмещают, и Архангелы, сколько в состоянии видеть, Престолы же и Господства видят больше в сравнении с первыми, но меньше в сравнении с достоинством Божиим… Если бы возможно было кому взойти на первое небо и, ознакомившись с состоянием тамошних Ангелов, приступить и спросить: “Как Бог родил Сына Своего?”, то и они равно скажут: “Над нами есть большие, высшие, их спроси. Взойди на второе и на третье небо; прострись, если можешь, до Престолов, до Господств, до Начал, до Властей”. Но если бы и до них кто простерся, что невозможно, то и они откажутся поведать, потому что не знают»258.

Св. Исаак Сириянин говорит: «Все, что выше другого, сокрыто от того, чего они выше, и не иное тело служит ему по природе некоей завесой, так что может и открывать его сокровенность. Всякая умопредставляемая сущность не вне себя заимствует то, что составляет собственное ее отличие; напротив того, внутри ее движений определено сие отличие, то есть может она непосредственно поступать к приятию первого света, к большей ясности или подобному другому чину, который, очевидно, разнствует не местом, но чистотой приятия и преимущества, или, сообразно с умственной мерой, в силе приятия горних мановений и сил. Всякая умопредставляемая сущность сокрыта от сущности, которая ниже ее; одна же от другой сокрыты они и по природе, и по движениям добродетелей… Первые от средних и средние от третьих сокрыты и по природе, и по месту, и по движениям. Сущности же каждого чина, и сами для себя, и одна для другой в том же чине, видимы ли они или невидимы, сокрыты по ведению; а от сущностей низшего чина — по естеству, потому что видение у существ безтелесных не вне их, как у существ телесных; но видеть им друг друга — значит и добродетелями и мерой движений быть им внутри движений существ, ими видимых. Поэтому, если в равном уделе они досточестны, то, хотя и отдалены друг от друга, однако же немечтательно, но в нелживом видении, в истинном естестве, видят друг друга, кроме Причины всяческих, Которая, как единая достопоклоняемая, превыше сей разности. Демоны, хотя и крайне нечисты, однако же в чинах своих не сокрыты друг от друга, но не видят двух чинов, которые выше их, потому что духовное видение есть свет движения, и он-то самый служит для них и зеркалом и оком»259.

И еще св. Исаак Сириянин: «Они (Ангелы) наши учители, равно как учители и взаимно друг другу. Низшие учатся у тех, которые проникают на них и имеют более света, и таким образом учатся одни у других, восходя постепенно до той единицы, которая имеет учителем святую Троицу. И самый опять первый чин утвердительно говорит, что не сам собой учится он, но имеет учителем посредника Иисуса, от Которого приемлет и передает низшим… Уму нашему недостает такой силы, какая есть у горних сущностей, которые приемлют откровения и созерцания непосредственно от Вечного. Ибо и они приемлют в образе, а не без прикровения; а подобно им приемлет и наш ум. Ибо каждый чин приемлет через передаяние от другого чина, с соблюдением строгого порядка и различения в сообщении от первого чина второму, пока тайна перейдет таким образом ко всем чинам. Но многие из тайн останавливаются на первом чине и не простираются на другие чины, потому что, кроме сего первого чина, все прочие не могут вместить в себя величия тайны. А некоторые из тайн, исходя от первого чина, открываются одному второму чину, и им сохраняются в молчании, другие же чины не постигли оных, и некоторые тайны доходят до третьего и до четвертого чина. И еще в откровениях, видимых святыми Ангелами, бывают приращение и умаление. А если так бывает у них, то, кольми паче, можем ли мы приять таковые тайны без них и без их посредства? Напротив того, от них бывает сие, что в уме святых является ощущение откровения какой-либо тайны. И как скоро допущено Богом, чтобы откровение передавалось от чина высшего и потом низшего другому чину, то, таким образом, как скоро Божиим мановением попущено доходить чему-либо до естества человеческого, доходит сие к людям, по всему того достойным. Ибо через горние чины приемлют святые свет созерцания даже до славного присносущия — сей неизучаемой тайны, сами же они приемлют друг от друга, потому что суть служебнии дуси посылаеми к тем, которые готовы соделаться наследниками жизни (Евр. 1, 14)»260.


Скачать книгу "Очерк православного учения об ангелах." - Ипполит Мышкин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия » Очерк православного учения об ангелах.
Внимание