Очерк православного учения об ангелах.

Ипполит Мышкин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В настоящем сочинении изложен очерк православного учения об ангелах, дополненный большим количеством свидетельств святых отцов церкви об ангелах, рассмотрены вопросы сотворения и бытия ангелов, их природы и существа, местопребывания и служения и блаженная вечность их.

Книга добавлена:
10-08-2023, 06:47
0
199
49
Очерк православного учения об ангелах.
Содержание

Читать книгу "Очерк православного учения об ангелах."



Могущество Ангелов

Ангелы суть духи совершеннейшие и могущественнейшие человеческой души, крепость и сила их больше нашей силы (2 Петр. 2, 11). Это видно из многих мест Св. Писания, где упоминается об опытах изумительной для нас силы Ангелов, как, например, избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских и в другое время, в одну же ночь, — ста восьмидесяти пяти тысяч ассирийского войска (4 Цар. 19, 35; ср.: Деян. 5, 19; 12, 7–11). Но, будучи могущественнейшими существами и высшими в ряду прочих созданий Божиих, Ангелы, однако же, несравненно слабее и маломощнее всемогущего Бога. Без соизволения и содействия Божия Ангелы сами по себе весьма ограниченны: только благодать Божия дает им мощную силу и крепость во всей деятельной их жизни, и по силе той же благодати Божией Ангелы поставлены на различных степенях совершенства. Содействие Ангелам благодати Божией Православная Церковь выражает в следующих словах: «Они (чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божии через высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда, поскольку они не согласились с денницей восстать на Бога, то и получили сию благодать так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией»231.

После сего, само собой открывается, что Ангелов невозможно причислять к лицам Св. Троицы, как утверждали некоторые из хулителей Святого Духа, «будто бы Дух Святый не только есть тварь, но даже один из служебных духов, и единственно степенью отличается от Ангелов»232.

Св. Афанасий Александрийский говорит: «Как скоро Дух есть Ангел и тварь и вчинен в Троицу, то надлежало бы, по-вашему, не одного Ангела, но и всех сотворенных Ангелов сопричислить к Троице. Надлежало бы у вас быть уже не Троице, а неисчислимому некоему множеству в Божестве, чтобы и в этом опять мнимо совершаемое вами тайноводство, разделяемое здесь и там, соделалось нетвердым по разнообразию»233.

Могуществом и совершенствами св. Ангелы одарены Богом при самом их создании неравномерно: одни сотворены высшими, а другие низшими чинами. Это верование Православная Церковь засвидетельствовала на Пятом Вселенском Соборе, когда осудила Оригена, который думал, что между Ангелами Бог не создал ни высших, ни низших, но они впоследствии, когда некоторые из них пали, разделены на классы, или чины, т. е. что нерадение и падение других подало повод Богу наименовать их Началами, и Властями, и Силами, и проч.»234

В Св. Писании чины Ангельские различаются особенными наименованиями, как-то: Серафимы (Ис. 6, 2, 6), Херувимы (Быт. 3, 24; Ис. 37, 16; Иез. 10, 1, 3), Престолы, Господства, Власти (Кол. 1, 16), Силы (1 Петр. 3, 22), Начала (Кол. 1, 16), Архангелы (1 Сол. 4, 16) и Ангелы (Евр. 1, 7, 14). Все лики Ангельские Православная Церковь разделяет на три чина — высший, средний и низший, «разумея высоту и низость не в месте, но в силе ведения, сообразно с тою мерою, какую приобретают в сравнении с последующим, большим или меньшим, ведением»235.

Первый чин составляют: Серафимы, Херувимы, Престолы, второй — Господства, Силы и Власти, третий — Начала, Архангелы и Ангелы. «Чины сии с еврейскаго толкуются, — говорит прп. Исаак Сириянин, — Серафимы — согревающие и сожигающие; Херувимы — обильные ведением и мудростью; Престолы — Божия опора и Божий покой; и сими именами названы чины сии по их действиям. Именуются же: Престолы — как досточестные, Господства — как имеющие власть над всяким царством, Начала — как устрояющие эфир, Власти — как властвующие над народами и над каждым человеком, Силы — как крепкие силою и страшные в видении своем, Серафимы — как освящающие, Херувимы — как носящие, Архангелы — как бодрственные стражи, Ангелы — как посылаемые»236.

В Св. Писании упоминаются собственные имена некоторых Ангелов, как-то: Михаил (знач. кто, яко Бог, Дан. 12, 1), Гавриил (сила Божия, Дан. 8, 16; Лк. 1, 19), Рафаил (лекарство Божие, Тов. 3, 16), Уриил (свет, огонь Божий, 3 Ездр. 4, 1), Иеремиил (3 Ездр. 4, 36), а Православная Церковь именует еще Иегудиила и Варахиила (см. кн. житий святых, марта 26 день. М., 1856).

Присоединим здесь пояснения о всех девяти ликах Ангельских и скажем:

1) О первом чине: Серафимах, Херувимах и Престолах.

Состоящие в первом чине Серафимы, Херувимы и Престолы могут быть названы избранными Ангелами (1 Тим. 5, 21). «Они, — по словам св. Дионисия Ареопагита, — ближайшим образом и всегда пребывают окрест Бога и с Богом237; и, как существам божественнейшим, дарование источного благоухания некоторым образом ближе, обильнее открывается им и сообщается, независтно преизливаясь и многообразно проникая в светлую их и богоприимную силу ума»238.

«Что касается до наименования Серафимов, — говорит св. Дионисий Ареопагит, — то оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность; также их способность действительно возводить низших в горняя, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая таким образом, очищать их; всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение»239.

И еще: «Еврейский текст слова Божия называет святейшие сущности Серафимов (этим) знаменательным именем, заимствуя его от горячности и пламенения в божественной и приснодвижной жизни»240.

Св. Григорий Двоеслов говорит: «Серафимами называются те, кои, всегда предстоя своему Создателю, горят неизреченною к Нему любовию, ибо серафим значит горящий. Они так близки к Богу, что между ними и Богом нет других Ангелов, и от непрерывного созерцания Его исполнены к Нему горячею любовию»241.

Соответственно сему, и отечественный наш святитель Димитрий Ростовский пишет: «В начале Творцу и Зиждителю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы, и суть пламенно-образни, яко непосредственно предстоящии Тому; о Нем же пишется: Бог наш огнь поядаяй [есть (Евр. 12, 29), престол Его пламень огненный (Дан. 7, 9), обличие же славы Господни, яко огнь пламенуя (Исх. 24, 17). Такой славе Серафимы предстояще, огнеобразни суть. Пламенеют же божественныя любви пламенем и иных к любви Божией разжигают, яко же и имя их изъявляет, ибо на еврейском языке серафим сказуется: возжигаяй или согреваяй»242.

Таким образом, отличительное свойство первого, ближайшего к Богу лика небесной иерархии — Серафимов — есть полная, всецелая и пламенная любовь их к Богу. Потому они и поставлены ближе всех к Богу, что служат, сколько то вместимо для существ ограниченных и тварных, отображением безконечной любви божественной — свойства, которое по преимуществу усвояет себе Сам Господь в своем откровении: Бог любы есть (1 Ин. 4, 16), говорит возлюбленный Ученик Христов.

«Наименование Херувимов, — по словам св. Дионисия Ареопагита, — означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать божественное благолепие при самом первом его появлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»243.

Св. Златоуст разумеет под наименованием Херувимов полное и совершенное ведение; блж. Августин — полноту знания (plenitudinem scientiae)244; св. Григорий Двоеслов пишет: «Херувимами (значит — полнота ведения Божия) называются те, кои, созерцая славу Божию, обладают высшим ведением и мудростью; они, окружая престол Божий и непрерывно созерцая Бога, наблюдают все творение Божие». А св. Димитрий Ростовский называет их поэтому богомудрыми и многоочитыми: «По Серафимех всеведцу Богу, живущему во свете неприступнем, предстоят богомудрые многоочитые Херувими, в светлости неисповедимей паче иных нижайших чинов сияющие всегда светом разума Божия познания, таинств же Божиих и глубины Его премудрости уведения, просвещаемые и иных просвещающие, ибо имя их Херувим в том же еврейском языке сказуется многое разумение, или премудрости излияние, яко чрез Херувимов и иным изливается премудрость и подается разумных очес просвещение к боговедению и богопознанию». Следовательно, отличительное свойство сего ангельского лика есть полнота и совершенство ведения или таин Божиих, сколько то вместимо для существ сотворенных, и вследствие сего — их мудрость, происходящая от созерцания божественного света и в нем всех творений Божиих. Как Серафимы служат отображением божественной любви, так Херувимы отображают собой божественное всеведение и премудрость».

По словам св. Дионисия Ареопагита, «наименование высочайших и превыспренних Престолов означает то, что они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной; что они, постоянно возвышаясь над всем дольним, премирно стремятся в горняя и всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему, принимая божественное Его внушение во всяком безстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют божественные Его повеления»245.

Св. Григорий Двоеслов присоединяет к сему еще более внешнюю сторону их деятельности. «Престолами, — говорит он, — называются те, на коих почиет сам Бог и через коих производит праведный Свой суд». Св. Димитрий Ростовский соединяет то и другое толкование и присоединяет к нему еще то, что они «изливают правосудия силу на престолы дольних судей, подавающе царем и владыкам праведные суды творити». Значит отличительное свойство сего последнего лика первой степени небесной иерархии есть возвышенность его над всем дольним и постоянное стремление в горняя, ради чего они и удостоены быть богоносцами и совершителями праведных судов Его. Они служат отображением божественного величия и правосудия.

Св. Григорий Двоеслов говорит: «Собственно Престолы служат седалищем для Бога; но Псалмопевец говорит: седяй на херувимех явися (Пс. 79, 2), потому что к Престолам ближе всех Херувимы, и нередко в небесном гражданстве частные служения исправляются всеми вообще духами, так что делаются общими всем, хотя между тем каждый дух определяется на такие служения, к которым он имеет более способностей и дарований. Так, хотя одни Серафимы называются пламенем, однако же и другие духи горят любовью к Создателю своему; хотя собственно Херувимы называются полнотою ведения, впрочем и другие Ангелы, всегда находясь при самом Источнике премудрости, имеют ведение; хотя Престолами называются только те духи, на коих почивает Бог, но все святые получают святость свою от того, что Сам Бог вселяется в сердца их»246.

2) О втором чине: Господствах, Силах и Властях.

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Знаменательное наименование святых Господств означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному возношение к горнему, ни одним насильственным влечением к не сходному с ними ни в каком совершенно случае непоколебимое»247.

«Наименование святых Сил, — по словам того же св. Дионисия, — означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их богоподобных действиях, для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить божественные озарения, им даруемые»248.


Скачать книгу "Очерк православного учения об ангелах." - Ипполит Мышкин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия » Очерк православного учения об ангелах.
Внимание