Провокации против России

Николай Червов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Нестандартные версии о причинах трагического поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны, скрытых и явных провокациях Запада против русского народа (в прошлом и теперь), о глобальных замыслах Америки по насильственному переделу современного мироустройства — все эти злободневные проблемы рассматриваются в книге. В книге использованы фотоиллюстрации из различных периодических изданий и личного архива автора. Для широкого круга читателей.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
250
145
Провокации против России
Содержание

Читать книгу "Провокации против России"



Договор по ПРО: кто и зачем его выдумал?

Что вынудило СССР и США заключить Договор по ПРО 1972 г.? Ведь к тому времени уже действовали четыре многосторонних соглашения, касающихся ядер-ного оружия: о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), о запрещении размещать его и другое оружие массового уничтожения в космосе (1967 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.).

Все эти соглашения имели и продолжают иметь исключительно важное значение, так как они ставят преграду расползанию ядерной чумы по земному шару и его проникновению в космос. Однако они не препятствуют количественному наращиванию и качественному совершенствованию ядерного оружия государствами, которые им обзавелись.

Для того чтобы поставить определенные ограничения наращиванию сбоих стратегических ядерных вооружений и одновременно свести к минимуму свои стратегические оборонительные системы, СССР и США в 1972 г. заключили Договор по ПРО. Выход на такой договор был довольно сложный и обусловливался, на мой взгляд, многими обстоятельствами, в том числе тем, что стороны имели разные структуры стратегических наступательных вооружений, надо было преодолеть психологический барьер в связи с обсуждением и решением вопросов по таким системам оружия, сведения о которых оберегались каждой стороной пуше зеницы ока.

Особенно удручало и настораживало: зачем же отказываться от стратегических оборонительных систем, то есть лишать себя права на защиту своей страны?

Такие вопросы возникали у многих руководителей той и другой стороны, и некоторые видели в этом ловушку. На самом деле ничего странного в этом не было и стороны пришли к взаимному пониманию о том, что в ракетно-ядерный век неоспоримое право каждой страны на оборону — таковым это право остается навсегда — наилучшим образом может быть реализовано путем взаимного отказа от противоракетной обороны своих территорий. Вы не согласны с этим?

Между тем объяснение здесь простое. При отсутствии территориальных противоракетных систем каждая сторона вынуждена отдавать себе ясный отчет в том, что если бы она нанесла ядерный удар по другой стороне, то в любом случае, даже при ослабленном ответном ударе, будет нанесен неприемлемый ущерб. Создание одной из сторон широкомасштабной ПРО — щита, зонтика — неизбежно порождает у другой опасение, что это делается для нанесения внезапного первого ядерного удара в расчете, что с помощью этой системы свести и без того уже ослабленный ответный удар до вполне приемлемого уровня.

В такой обстановке сторона без шита вынуждена будет создавать свой щит либо искать противоядие, то есть наращивать и совершенствовать стратегические наступательные вооружения. А скорее всего, делать и то и другое вместе или в каком-то сочетании, возможно, дополнительно искать что-то третье. Очевидно, что спираль гонки вооружений круто пойдет вверх, увеличивая военную угрозу.

Другое обстоятельство диктовалось бесконтрольным созданием к тому времени в СССР и США систем противоракетной обороны, которые вызывали у сторон беспокойство.

В Соединенных Штатах работы по созданию систем ПРО были начаты в 50-е годы по проектам «Бэмби», «Найк-Зевс», «Найк-Икс», «Сейфгард» и др. При этом были созданы противоракеты «Эрис» (заатмосферного перехвата) и «Хеди» — ближнего перехвата.

США были инициаторами создания противоспутникового оружия. В 1959 г. они осуществили перехват спутника «Эксплорер-6» ракетой, запущенной с бомбардировщика Б-47. В 1959–1960 гг. по программе «Сейнт» вели разработку «инспектора-перехватчика» спутников.

В начале 60-х гг. на островах в Тихом океане США развернули две противоспутниковые системы: на о. Кваджалейн на базе противоракет «Найк-Зевс» и на о. Джонстон на основе ракет «Тор-Аджена». Был разработан и поставлен на боевое дежурство антиспутник «Асат».

В Советском Союзе впервые о ПРО заговорили в 1953 г. («Записка семи маршалов»). В 1956 г. начали создавать полигон ПРО Сары-Шаган у оз. Балхаш. В октябре 1957 г. состоялись первые летные испытания противоракеты В-1000, которая имела уникальные летные характеристики: скорость — 1500 м/с, высота перехвата — 25 км, поражающая боевая часть осколочная.

4 марта 1961 г. головная часть баллистической ракеты Р-12, запушенная с полигона Капустин Яр (ско рость — 3 км) была поражена противоракетой В-1000. Потом еще были успешными 10 пусков. Никита Хрущев на весь мир заявил, что «мы уничтожим муху в космосе».

В июне 1961 г. был разработан проект первой системы ПРО Москвы от американских МБР «Титан-2» и «Минитмен-2», а в 1978 г. Отдельный корпус ПРО «А-35 М» был поставлен на боевое дежурство. В 1970 г. впервые в мире советский противоспутниковый комплекс поразил космический аппарат-мишень.

Таким образом, законы логики развития вооружений (стратегического, наступательного и оборонительного) заставили стороны подписать советско-американский Договор по ПРО. Поскольку эти законы носят объективный и постоянный характер, постольку указанный договор был заключен как бессрочный.

При подписании Договора по ПРО руководители двух государств исходили из того, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между США и СССР, кроме как мирное сосуществование. Этот вывод обусловил взаимную готовность двух стран решать вопросы, касающиеся ограничения их стратегических ядерных вооружений, на основе принципа равенства и одинаковой безопасности.

Значение Договора по ПРО состоит в том, что он затормозил гонку вооружений, составил главный фундамент международной безопасности и стабильности, всего процесса переговоров по контролю над вооружениями. Отказ от договора разрушит этот фундамент и приведет к не предсказуемым последствиям.

Все положения договора, каждое его слово, формулировка с течением времени не утратили своего смысла. И сегодня в Договоре по ПРО никаких неясностей нет. Он не устарел и в дополнениях, поправках не нуждается. Односторонний выход США из Договора по ПРО объясняется не наличием в нем каких-то двусмысленностей, а тем, что он стал преградой на пути создания НПРО, помехой противоправным действиям Вашингтона в космосе.

Поясним эту мысль путем рассмотрения содержания Договора по ПРО.

Все основные положения Договора по ПРО имеют цель запретить создание эффективной обороны против баллистических ракет, что объективно сдерживает рост стратегических наступательных вооружений (СНВ) и побуждает к договоренности об их сокращении. Иными словами, только при взаимной сдержанности в области ПРО можно сокращать СНВ. В этом суть взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.

К компонентам системы ПРО относятся (статья II): противоракеты, пусковые установки противоракет, радиолокационные станции ПРО (РЛС ПРО), находящиеся в боевом составе (например, у СССР вокруг Москвы), в стадии строительства, в стадии испытаний, в стадии капитального или текущего ремонта, законсервированные (например, у США на базе МБР «Гранд-Форкс»).

Основные обязательства сторон по договору:

а) не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны (статья I);

б) иметь по одному району ПРО радиусом 150 км (статья III): для СССР — с центром в столице Москва; для США — на базе МБР «Гранд-Форкс» (в каждом районе не более 100 пусковых установок и противоракет, а также ограниченное число радиолокационных станций);

в) не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования (статья V), то есть система ПРО должна размещаться на Земле и быть стационарной;

г) разработки и испытания систем ПРО или их компонентов проводить только в пределах согласованных испытательных полигонов (статья IV);

д) не придавать ракетам, ПУ и РЛС, не являющимся компонентами системы ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами и не испытывать их в целях ПРО;

е) не создавать, не испытывать и не развертывать многозарядные противоракеты и средства скоростного перезаряжания противоракет;

ж) не развертывать радиолокационные станции (РЛС) предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне (статья VI);

з) не передавать системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором, другим государствам и не размещать их вне своей национальной территории (статья IX).

Почти полтора десятилетия СССР и США имели единую согласованную интерпретацию Договора по ПРО. С появлением рейгановской СОИ администрация США оз нее отказалась, возникли новые понимания и договора, и его отдельных положений. Можно ли испытывать и развертывать космические компоненты ПРО в космосе или нет? — вот вопрос, вызвавший появление узкого и широкого толкования договора.

Узкое толкование Договора по ПРО означает, что испытание и развертывание космических элементов ПРО в космосе запрещены. Узкой трактовки договора администрация США официально придерживалась до 23 марта 1983 г. — до провозглашения президентом Р. Рейганом программы «звездных войн». Президент Р. Рейган, объявляя о программе СОИ, заявил, что США не имеют намерений нарушить обязательства по Договору по ПРО. Однако вскоре появилось расширительное толкование договора, в соответствии с которым Белый дом предпринимает попытки снять все ограничения на создание и испытания, в том числе в космосе, компонентов космической системы ПРО на иных физических принципах, отличающихся ог тех, на которых были созданы системы ПРО к 1972 г. При этом в качестве оправдательного аргумента делалась ссылка на согласованное заявление «Д».

Для того чтобы правильно оценить вопросы интерпретации Договора по ПРО и согласованного заявления «Д», целесообразно ознакомиться с выступлениями на этот счет американских представителей, в первую очередь участников переговоров, а также руководителей правительства и членов конгресса.

В июне 1971 г. на переговорах американцами было внесено предложение о том, чтобы Договор по ПРО содержал положение, запрещающее развертывание систем ПРО, основанных на новых физических принципах.

«1. Каждая из сторон обязуется не развертывать систем ПРО, применяющих устройства, не являющиеся противоракетой, пусковой установкой противоракеты или РЛС ПРО, для выполнения функций этих компонентов.

2. Каждая из сторон обязуется не разрабатывать, не производить, не испытывать и не развертывать следующие средства морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования:

противоракеты, пусковые установки противоракет, радиолокационные станции ПРО или другие устройства для выполнения функций этих компонентов…»

(Проект США Договора по ПРО — 27.07.71 г.)

«Обязательство не развертывать системы ПРО, применяющие устройства, не являющиеся противоракетой, пусковой установкой противоракеты или РЛС ПРО, для выполнения функций этих компонентов, имеет в виду такие системы ПРО и их компоненты, которые основаны на иных принципах, чем используемые в настоящее время».


Скачать книгу "Провокации против России" - Николай Червов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Провокации против России
Внимание