Драгун, на Кавказ!

Булычев Андрей
100
10
(9 голосов)
9 0

Аннотация: Лето 1803 года. Еще совсем недавно Российская империя разгромила в войне Османскую, а генералиссимус Суворов со своими «Чудо богатырями» разбил поляков и прошёл с боями через Альпы. Впереди была война с французами, а затем долгая и изнурительная Кавказская. Именно в это время в сонный уездный городок на Южном Урале из 21 века и попадает самый простой студент Димка.

Книга добавлена:
4-06-2023, 07:24
0
4 663
55
Драгун, на Кавказ!

Читать книгу "Драгун, на Кавказ!"



Глава 9. Бой в предместьях

Утром первого декабря лагерь русских войск напоминал разворошённый муравейник. Разбирались шатры, утаптывались горевшие ночью костры, всюду сновали солдаты, переносящие имущество в обозные повозки. Слышались крики команд, ржание лошадей, перебранка и скрип колёс орудийных лафетов. Полки, эскадроны, батальоны и роты готовились выступать на штурм Гянджи.

– Наше место по порядковому эскадронному счёту в общей полковой колонне, – объяснял стоящим подле него офицерам капитан Огнев. – Коли мы второй эскадрон, стало быть, и идти нам вслед за Самохваловским Ильёй Петровичем. Проверьте со своими унтер-офицерами ещё раз лошадей, оружие и боевой припас у всех драгунов, убедитесь лично в том, чтобы у каждого при себе был двойной комплект патронов, один в лядунках, а другой во вьюках на лошади. Ну а третий повезут наши интендантские на фурьерских повозках. Сами ведь знаете, если жаркая баталия случится, то все те патроны, что при себе есть, мы очень быстро расстреляем, а вот новые крутить уже некогда будет.

– Полк, седлай коней! – донеслась команда подполковника. – В походную колонну, по четыре! Дирекция на дорогу! Марш!

Донеслись звуки сигнала штаб-трубачей, и Нарвский драгунский начал движение вслед за казаками и союзниками татарами.

Тимофей ехал шагом на Чайке мимо того места, где только два дня назад его взвод в составе сборного полуэскадрона отражал атаку гянджинской конницы. Здесь, в долине за рекой лежали когда-то десятки трупов людей и коней, а вот тут на этом крутом склоне он чуть было не словил пулю от молодого татарина. Рука нащупала рукоять засунутого за пояс пистоля. «Хорошее оружие, неудобно только вот так его носить, надо будет что-нибудь эдакое приспособить для переноски, – думал молодой драгун. – Может быть, какую-нибудь наплечную или поясную кобуру? В строю-то, конечно, такое ему не позволят, тут всё единообразно, как у всех, должно быть. Если где и держать пистолеты по уставу, то только лишь в седельных ольстредях полагается. Но перед боем вряд ли кто-нибудь к этому придираться будет».

Дорога пошла вниз, и колонна драгун прибавила ходу. Впереди неё шли казачьи сотни, а ещё дальше, словно подвижная завеса, скакали многочисленные отряды союзной конницы.

Переночевав у небольшой реки, войска князя Цицианова двинулись вперёд, до Гянджи оставалось всего лишь несколько вёрст.

Дав людям двухчасовую передышку, командование русскими силами выдвинулось вперёд для осмотра крепости.

Город с защищавшей его твердыней был окружён огромным массивом садов и располагался на равнине подле реки. В северо-восточной его части, за садами, в одной версте от первой наружной стены находилось обширное предместье. С востока, саженях в ста, ста пятидесяти от крепости возвышались каменные строения обширного караван-сарая с мечетью и большой площадью. Что было важно – все сады и городские предместья были окружены землебитными и каменными стенами десяти футов (более трёх метров) высотой с выставленной на них многочисленной охраной. Стены эти шли, охватывая сады и предместья одной непрерывной линией, с выступами, в виде бастионов обращёнными на внешнюю сторону. На них свита главнокомандующего наблюдала в подзорные трубы движение больших сил неприятеля. От малой внешней стены и до основной крепостной было около версты. Основная крепостная каменная стена была высотой не менее четырёх саженей (8 метров), с шестью мощными башнями по углам и возле ворот. Прямо перед ней был ещё насыпан земляной вал с палисадом (забором) из стволов деревьев, а на подступах находился заполненный водой ров. В крепостной стене имелось двое ворот, именно к ним и подходили те большие древние дороги, на пересечении которых и стоял сам город. Одни располагались с северо-западной стороны и носили название Тифлисских, вторые, с восточной, были Карабахскими. Ворота прикрывались мощными башнями с многочисленными бойницами. На солнце блестели жерла больших крепостных орудий.

Всё это оценивали и осматривали старшие офицеры свиты его светлости, нанося на свои листы бумаги увиденное. Да и сам князь давал время от времени кому-нибудь из них указания сделать ту или иную пометку в планах.

– Большая крепость, грозная, – тихо проговорил Силович. – Я такие только на Дунае и видел, когда наш полк там стоял. Но тогда-то ведь у нас и войск больше было и разных орудий. А сюда только лишь одни полевые пушки подвезли. Попробуй ты осадную артиллерию да через перевалы на руках перенести. Никаких силов на это не хватит!

Ворота во внешней стене распахнулись, и из-за неё начали выезжать ряды неприятельской конницы. Казачий полк с союзными татарами устремился на ещё не успевшего развернуться противника, норовясь с ходу его сбить.

– Стоим на месте! – крикнул командир эскадрона. – Наше дело здесь их сиятельство прикрывать.

Драгуны с ружьями в руках наблюдали из сёдел, как, потеряв несколько десятков своих всадников, гянджинская конница развернулась и ринулась обратно в город. Победители увлеклись преследованием и подскакали близко к стене. С неё ударили ружейные залпы и выстрелы нескольких мелких орудий. Вся она буквально окуталась облачками от сгоревшего пороха.

В стоявшей за спиной эскадрона свите командующего послышались возгласы.

– Увлеклись наши, – покачал головой Силович. – Погорячились! А я-яй! Ну куды же это так близко-то к стене было лезть? Похоже, что нарочно эти их туда заманивали.

Конные сотни союзников и казаков развернулись и стремительно откатились обратно.

Похоже, удовлетворённый всем увиденным, Цицианов, наконец, дал команду отходить всем к своему основному, расположенному на отдых войску.

– Вот тебе и разведка боем, – пробормотал Тимофей, оглядываясь на стену.

Перед ней лежали трупы людей и животных, и там среди них уже сновали спустившиеся со стен люди.

После непродолжительного отдыха и перекуса всухомятку для первого, второго и третьего эскадронов поступила команда оставить лошадей во временном лагере и построиться в штурмовые колонны. Четвёртому надлежало в конном строю прикрывать вместе с казаками войска от наскока вражеской кавалерии.

Спешенные драгуны занимали свои места в боевых порядках. Рядом с ними строились егеря Семнадцатого полка, где-то среди них должны были быть и земляки-башкирцы. Тимоха оглядывал колыхающиеся ряды в зелёных шинелях, но никого знакомых, кроме разве что капитана Корягина, пока что не замечал.

– Держимся все вместе, братцы! – поучал стоящих рядом товарищей Ефим Силович. – Пока-то колонной мы идём, это ещё ладно, а потом ведь всё одно в ближнем бою весь наш строй непременно распадётся, так что кажный друг дружке спину прикрывай и плечо для помощи подставляй! Тимоха, Савелий, вы у нас ребята молодые, горячие, вперёд, глядите, не лезьте, и всё время на нас, на тех, кто в сражениях уже бывал, постоянно оглядывайтесь!

Между эскадронной колонной драгун и ротой егерей артиллеристы прокатили полевые пушки.

– С огоньком вперёд пойдём! Стреляйте точнее, братцы! – выкрикивали вслед им напутствия солдаты.

Забили барабаны, и под команды своих офицеров штурмовые колонны двинулись к землебитной стене.

– Поддержи-ка, я пока руку сменю! – попросил Герасим. – Занемела она у меня маненько.

Тимофей перекинул мушкет за спину и поставил на плечо один из концов грубо сколоченной из верхушек деревьев лестницы. Точно такие же, как и у него, несли сейчас во многих других колоннах.

Отбивали тревожную дробь барабаны. До стены оставалось ещё сотни четыре шагов. Позади грохнули пушечные выстрелы, и над головами наступающих с гулом пролетели первые чугунные ядра. Строй нескольких егерских колонн рассыпался, и вперёд устремились цепи из лучших русских стрелков. Захлопали выстрелы их штуцеров, и в ответ грохнули первые ружейные залпы со стен.

– Молодцы егеря, тормошат басурман! – оскалился Федот. – Не дают им с духом собраться и прицельно одним разом ударить. Издали с винтовальных стволов палить начали, те им из своих гладких в ответ, а всё ведь одно – без толку. А ну-ка давай я теперяча понесу! – и перехватил у Тимофея лестницу.

Колонны прошли ещё пару сотен шагов, и первые пули неприятеля начали находить в них свои цели.

В переднем ряду вскрикнул и упал на землю драгун, и Тимофей, шагнув, занял его место.

– Штыки надеть! Бегом, братцы! – размахивая саблей, прокричал командир эскадрона, и колонна перешла на ровный, размеренный бег.

Прямо перед ней, разбившись на двойки, перемещались егеря-застрельщики. Вот один из них выпалил из своей укороченной фузеи и, сноровисто заряжая, повернулся боком.

– Ванька, Коньков! – узнав земляка, крикнул ему Тимофей.

Пуля ударила бегущего по соседству драгуна в ногу, и он со стоном рухнул на землю.

– В атаку! Ура! – крикнул Огнев.

– Ураа! – заревели полторы сотни глоток.

Так же как и их колонна, рядом шли на штурм тысячи русских солдат.

Вот она! В полсотни шагов впереди виднелась грязно-серая, в два человеческих роста стена. Большую часть защитников с неё уже выбили пули егерей, остальные, наученные, прятались, и то тут, то там мелькали головы в чёрных лохматых шапках. Стукнула о верхний край своими лесинами тяжеленная лестница, и по ней сразу устремились вверх атакующие. Два дюжих татарина подскочили и попытались было столкнуть её вниз. Тимофей с Савелием как раз караулили, выцеливали из мушкетов этот участок и одновременно друг с другом выжали спусковые крючки. В одного татарина они точно попали, и он свалился со стены им прямо под ноги. С головы второго слетела шапка, и он отскочил прочь от лестницы. А с неё уже спрыгивали вовнутрь с примкнутыми к ружьям штыками драгуны. Во многих местах атакующие, взобравшись на стену, уничтожили или обратили в бегство её защитников и теперь спускались на внутреннюю сторону. Перезарядившись, Савелий с Тимофеем поспешили наверх, и перед ними предстали обширные сады с предместьями. Среди деревьев и кустов, глиняных заборов и канав мелькали фигурки отступающих гянджинцев, за которыми бежали следом егерские цепи. Несколько человек в зелёных шинелях выносили своих раненых товарищей. Мелькнуло бледное лицо, и Тимофей узнал в одном из них Котляровского. Капитан постанывал и, поддерживаемый унтером с поручиком в гвардейской форме, шел, пошатываясь, к выбитым ядрами воротам взятой стены. Правый бок и рука его были в крови.

– В колонну становись! – крикнул Огнев. – По восемь в ряд! Быстрее, быстрее разобрались! Там наши стрелки в садах насмерть с басурманами сцепились!

Колонна побежала на звуки стрелкового боя. На широкой, обсыпанной светлым песком дороге шёл яростный рукопашный бой. Сотня егерей отбивалась штыками от толпы неприятеля. Спешенный эскадрон драгун подоспел как раз вовремя.

– Ура! – крикнул Огнев, и «универсальная русская кавалерия», имеющая навыки пешего боя, с рёвом ударила по размазанной неорганизованной толпе.

– Раз! Раз! Раз! – с выдохом выбрасывал вперёд ствол драгунского мушкета Тимофей.

Жало его остро отточенного штыка уже успело пару раз уколоть руки двум вёртким противникам. Те с визгом и гортанными криками отскочили, и на их месте уже были другие. Это только на полигоне удавалось легко вогнать клинок в чучело, с живым человеком проделать такое было гораздо сложнее.


Скачать книгу "Драгун, на Кавказ!" - Булычев Андрей бесплатно


100
10
Оцени книгу:
9 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Драгун, на Кавказ!
Внимание