Драгун, на Кавказ!

Булычев Андрей
100
10
(9 голосов)
9 0

Аннотация: Лето 1803 года. Еще совсем недавно Российская империя разгромила в войне Османскую, а генералиссимус Суворов со своими «Чудо богатырями» разбил поляков и прошёл с боями через Альпы. Впереди была война с французами, а затем долгая и изнурительная Кавказская. Именно в это время в сонный уездный городок на Южном Урале из 21 века и попадает самый простой студент Димка.

Книга добавлена:
4-06-2023, 07:24
0
4 556
55
Драгун, на Кавказ!

Читать книгу "Драгун, на Кавказ!"



Глава 11. Штурм

В ночной темени слышались топот тысячи ног, стук лестниц и позвякивание оружия. Русские войска занимали исходные позиции для начала штурма.

Мимо выстраивающихся напротив Тифлисских ворот эскадронов нарвских драгун, мушкетёров Севастопольского полка и батальона гренадёр прошли егеря полковника Карягина.

– К Карабахской стороне Семнадцатый двинул, – кивнул в их сторону подпоручик Кравцов, – вот сейчас мы на штурм пойдём, на себя всех татар со стен вытянем, а они с другой стороны по ним ударят. Ещё раз всем своим драгунам накажите, что всякий грабёж до совершенного истребления неприятеля строго-настрого запрещается! – обратился он к стоящим рядом унтерам. – Мирным жителям никакой обиды не чинить, кто из ханских воинов оружие на землю бросил, того миловать. Все они в самом скором времени станут подданными государя императора – это понимать надо!

В колоннах шевелились и тихо переговаривались солдаты. Целый день они были на ногах, нормально не поели и вымерзли, всем хотелось уже поставить точку в этом затянувшемся противостоянии с Гянджой.

Чуть в стороне, там, где стоял в резерве батальон майора Белавина и находился сам князь Цицианов, раздался звук трубы и в небо ушла белая ракета.

– Ну вот и началось! Спаси Господи! – Ефим Силович размашисто перекрестился и стянул из-за спины мушкет. – Вместе все, ребятки, держимся, помните: всегда вместе, как тогда, при штурме садов!

За спиной ударили русские пушки, а им в ответ грохнули ханские со стен. Главная битва всего этого похода началась. Русским была нужна только лишь победа, ничья их устроить никак не могла, ещё месяц осады войска просто бы не вынесли.

– Быстрее, быстрее! – поторапливали солдат офицеры. – Шире шаг!

Колонны шли на насыпной вал под ритм барабанных маршей. Свистели вокруг пули, грохотали пушки, и в густой темноте с гулом пролетали ядра.

Тимоха бежал в третьем ряду. Бог миловал, пока что потерь у его колонны не было. Но вот уже шагах в пятидесяти от них виднеется тёмная линия предкрепостных укреплений. Вперёд выскочили несколько десятков специально отобранных крепких солдат, они забросали ров фашинами (большими связками прутьев), старыми корзинами и обломками от заборов-плетней. Колонны распались, и по наведённым мостикам штурмующие устремились к палисаду.

Едва ли полверсты пробежал, а уже запыхался! Тимофей наступил на шаткую опору, сделал один шаг, другой, и вот он уже на противоположной стороне. Герасим с Архипом выстрелили в пролом палисада, и в него с ходу нырнул Савелий. Послышались ругань, какое-то рычание и звуки борьбы. Тимофей, не останавливаясь, с мостков тоже нырнул в тот же пролом и еле успел прикрыться мушкетом. Сабельный клинок ударил сверху, высекая искры о тульскую сталь.

Бум! Хлопнул за спиной выстрел, и его противник осел на землю.

– Ура! Коли! – отталкивая Гончарова, вперёд протопал сапожищами Чанов Иван.

Внизу, чуть левее пролома катались по земле двое. Спеша прикрыть Чанова, отбивавшегося в это время сразу от двух противников, Тимофей влупил прикладом по голове подмявшего Савелия татарина и побежал дальше.

– На, на, на! – колол он короткими резкими злыми выпадами перед собой. Теперь уже гянджинцы отбивались и пятились назад.

Чанов изловчился и достал одного из них в верхнюю часть ляжки. Татарин резко взвыл и, подволакивая ногу, поспешил скрыться. Два штыка одновременно пронзили оставшегося воина, а затем Чанов заколол и убегающего.

Насыпной вал перед крепостью был взят, всюду по его гребню сновали русские солдаты, а командиры уже гнали их на высоченные крепостные стены.

Для орудий наступающие были уже в слепой зоне, зато сверху по ним били ружья защитников крепости.

– Лестницы ставь! – слышались команды офицеров. – Наверх, братцы! Коли басурман!

Десятки длинных, заранее сколоченных лестниц приставили к высоченной стене, и по ним начали карабкаться штурмующие. Раз за разом их сталкивали вниз защитники, но их опять приставляли на свои места и солдаты снова лезли вверх.

Тимофей уже отстрелял восемь патронов, прикрывая снизу карабкающиеся на стену фигуры. На девятом выстреле мушкет дал осечку. Открыв полку замка, он заменил кремень на курке и прочистил протравником то отверстие, что вело к пороховому заряду.

Подступы к стене освещались малиновым светом, воняло сгоревшей шерстью, порохом и кровью. Кызылбаши поджигали и скидывали вниз пропитанные нефтью и маслом бурки. Вокруг стоял дикий шум. Грохот выстрелов, ругань, барабанный бой, воинственные крики и стоны – всё это сейчас перемешалось в оглушительную какофонию.

Атака с Тифлисской стороны захлебнулась. Напротив первой русской колонны на крепостных стенах собралось основное войско защитников города. Штурмующие начали нести потери. Как раз в этот самый момент и ударила с противоположной стороны колонна Семнадцатого егерского полка. Поднявшись на стены по лестницам, егеря перекололи немногочисленных защитников и с ходу заняли две башни. Теперь уже обороняющиеся оказались в трудном положении. Они отбивались от первой русской колонны, а их вдруг начали теснить с боков и с тыла.

Огонь со стен резко ослаб, и, выставив в очередной раз лестницы, драгуны, гренадёры и мушкетёры полезли по ним опять наверх.

Гончаров поднимался вслед за Савелием. Скрепленные между собой вершины деревьев и лестничные перекладины скрипели под тяжестью человеческих тел. Там, вверху, на стенах была уже половина артели Тимофея, и он, замирая от страха, карабкался, чтобы им помочь. Путалась в ногах сабля, приклад мушкета бил по ляжке. Какая ещё там боязнь высоты?! «Вперёд, вперёд, рохля! – подгонял он сам себя. – Ну же, ещё шаг, ещё!» Карабкающийся перед ним Савелий уже долез до самой верхней перекладины и запрыгнул на стену.

– Шевелись, Тимоха! Чего медлишь?! – поднимающийся следом Федот ударил по сапогу кулаком, подгоняя молодого драгуна.

Тимка выдохнул, сжал зубы и полез быстрее. Вот и самый верх, он перешагнул через крепостной парапет и оказался в широком боковом проходе. У входа в башню орудовали штыками русские, там от них отбивались саблями несколько ханских воинов. Тимофей сорвал из-за плеча мушкет и побежал на помощь.

– В сторону, братцы! У меня пуля в стволе, стреляю!

Герасим чуть отодвинулся, и в грудь отбивающегося саблей кызылбаша ударил свинец.

– Отойди, Тимка, дай я стрельну! – прокричал подбегающий Федот и тоже разрядил свой мушкет в другого воина.

Драгуны с гренадёрами поднажали и наконец ворвались вовнутрь башни. Минута, и они перекололи всех находящихся внутри.

Узкий боковой ход вёл вокруг башни вниз, отступая под натиском штурмующих, защитники пятились по нему и теряли людей. Сделать хороший замах саблей здесь было невозможно, только колоть, и в тесном бою в этих стеновых переходах у русских было явное преимущество.

Перед Тимофеем орудовали штыками здоровенный гренадёр и Архип с артели. Со стороны татар грохнул выстрел, и драгун, споткнувшись, упал вниз, там его тут же дорезали.

– Архипку убили! – закричал что есть сил Герасим и, оттолкнув гренадёра, начал с яростью колоть гянджийцев.

– Бей их! Круши! – ревели сзади драгуны.

Тимофей выхватил пистоль из-за пояса и, разрядив его в упор, тоже нажал, держась сбоку от Герасима. На него нашла какая-то слепая, дикая ярость, никакого страха вовсе не было, только лишь жажда отомстить:

– Архипа убили! Коли их, коли!

Плечо резануло острой болью, но он всё равно продолжал напирать, орудуя штыком. Кызылбаши не выдержали дикого напора и побежали вниз. На их плечах всесокрушающим потоком в город ворвались русские солдаты.

Внутри крепости царила паника, толпы вооружённых гянджинцев сновали по улицам, напрасно ища бунчук своего предводителя. Но того в это время уже не было в живых. Джавад-хан принял достойную смерть. Сев верхом на самую большую крепостную пушку, он до последнего отбивался от врага и умер с саблей в руках.

Организованного сопротивления уже не было. Русские очищали улицы города от неприятеля. Все те, кто не бросил оружие, были убиты, остальных щадили и выводили из города под караулом. Ближе к полудню в Гяндже стало уже тихо. Весь город был покрыт мёртвыми телами. Мирное население не трогали, как вспоминали позже современники, из 8600 взятых в город ханом из деревень в залог верности их мужей женщин ни одна не погибла. Напротив, у собранных в одно место мирных жителей были выставлены караулы при унтер-офицерах.

Тимофей, сидя на ступеньках большого каменного дома, облокотился о закрытую дверь. Рядом стояли Ефим Силович и ещё пятеро артельных с примкнутыми на дуло мушкетов штыками. Мундир на правом плече у него был взрезан, и под прорехой виднелась окровавленная перевязь.

– Караульте мирных, братцы! – крикнул пробегающий мимо Огнев. – В дом никого окромя штабных офицеров не пускайте. Командующий учёт приказал им вести, скоро к вам сюда подойдут и перепишут их как новых подданных.

Командир эскадрона побежал дальше, а Силович кивнул Гончарову:

– Садись, садись, паря, нечего тебе на ногах толочься, крови много потерял. Сам ведь даже не поймёшь, как слабость голову вскружит, того и гляди упадёшь.

Даа, слабость. В голове у Тимки была какая-то обволакивающая сознание пустота. Такое состояние бывает, когда ты находишься между сном и явью. «А может, мне просто так хочется спать? – думал он, опершись спиной о дверь дома. – Целую ночь ведь сегодня не спал, да ещё и голодный. Сколько же раз его за сегодня убивали. И он убивал. Как же хочется спать…»

– Архипа в чистое исподнее переодеть нужно, – рассуждали рядом артельные. – Негоже его вот так-то во всём изрубленном класть.

– Савелий, тебе за водицей сбегать, – распорядился Силович. – Вот скоро сменят нас, братцы, и пойдем, приберём Архипушку. За Тимохой только не забывайте тоже приглядывать. Ослаб паря, крови с него много вышло. Ну да ничего, дело молодое, скоро поправится. Порез уж не шибко глубокий, главную жилу хорошо что не перебило. Ничего, храбрый так-то, хороший драгун, за спины чужие не прятался. Пущай пока себе отдыхает, это дело такое, во сне сила быстрей возвращается, а всякий ужас, он быстрее забывается.

А Тимофею в это время снился сон. Снилась залитая солнцем кухня родительской квартиры и мама, подкладывающая ему что-то вкусное в тарелку.

– Мама, мама… – шептали губы грязного, со следами крови и пороховой копоти на лице молодого драгуна.


Скачать книгу "Драгун, на Кавказ!" - Булычев Андрей бесплатно


100
10
Оцени книгу:
9 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Драгун, на Кавказ!
Внимание