Москва и Московия

Сергей Калашников
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Сознание нашего соотечественника и современника попадает в ребёнка, живущего в Англии в конце семнадцатого века. Героиня с родителями и группой учеников созданной её трудами школы добралась до Архангельска, где выяснилось, что планы по созданию речной империи оказались чересчур смелыми: иноземцам по землям Московии свободно перемещаться нельзя. Ей дозволено только привозить и увозить товары в Архангельск, а внутрь страны соваться категорически не рекомендовано.

Книга добавлена:
10-08-2023, 06:47
0
1 135
155
Москва и Московия
Содержание

Читать книгу "Москва и Московия"



* * *

Серое облачение котласских охотников даже с большой натяжкой нельзя назвать мундиром. Армяк из домоткани да ружьё в руках. Никакой отделки – всё облачение исключительно деловое. Если сменить дерюжную треуголку на валяную из серой шерсти шапку-ведёрко, можно идти скрадывать зверя в лесу. Из примечательной амуниции только перевязь, на которой спереди патронташ, а сбоку – сапёрная лопатка в чехле.

Заглянул я и в этот патронташ, и в само ружьё. Патроны-то, как и ожидал, из проклеенного полиэтиленом пенькового картона! Явно горячим прессованием получены. Чуть коническая трубочка наибольшим диаметром у донца в один дюйм сзади заткнута железной крышечкой с капсюлем посерёдке, а спереди – полудюймовой пулей с острым носиком. То есть гильза имеет не бутылочную форму, а плавно «сбегает» к окончанию. Толщина стенки – два с половиной миллиметра, только спереди это и видно в месте, обнимающем пулю. Металлические донца, ясное дело, штампованные из самого неприхотливого железиума и покрытые лаком против ржавения. Просто, технологично и мощно.

Ружьё – переломка. Казнозарядное то есть. Навскидку – пять-шесть выстрелов в минуту. Налицо все признаки обработки металлов резанием с последующей ручной подгонкой. Ружьё курковое, с самым простым спусковым механизмом. Однако никак не украшенное и никаких меток, кроме серийного номера, на себе не несущее. Открытый прицел с целиком на два положения, как у ППШ. Скажете – простота? Да по этим временам просто супероружие! На двести саженей росомаху можно свалить – на триста метров.

Вообще-то подобные дистанции поражения характерны для винтовок, но не будем забывать, в чьих руках эти гладкостволки оказались. Опять же, продолговатая пуля снабжена в задней части продольными углублениями, превращающими хвостовик в подобие оперения-стабилизатора.

Зыряне – охотники. Зимами бьют зверя, а летом – бурлачат. Службу при наших дворах несут охотно за пропитание, амуницию и, главное, оружие, которое переходит в их собственность. Детей своих в нашу школу тоже приводят. Не так чтобы много, но на наши масштабы в Котласе это половина контингента.

Ночью, когда Лиза вела меня скудно освещёнными коридорами дворца, обратил внимание, что ещё и короткие тесаки размером со штык-нож на перевязях поверх лопаток. Обычно-то сермяжники держат их не на виду. Скорее всего, вместе с лопатками, то есть под ними, а кроме этого вроде как и негде.

Ну, так про коридоры. Привела меня Рисовальщица в комнату, где Пётр полуночничал над чертежами и планами.

– Садись Софи, – указал он на стул подле себя. – Объясни, как это твоей постройки неправильно сделанный корабль три океана прошёл и не сломался?

Покопавшись в разложенных по столу бумагах, я извлёк чертёж флейта. А чертёж «Селены» и так находился на виду. Положил их рядом.

– Ну, гляди, государь. Шибче всего страшно, что корпус переломится, когда середина его на волне или над ложбиной. А волны те, государь, бывают ужас какие страшные. Иные и стеной нависают да поверх палубы корабль накрывают. Отсюда проистекают многие опасности, но мы остановимся пока на первейшей проблеме – проблеме продольной прочности против излома. Корабелы всех стран и народов не напрасно уделяют столько внимания становому хребту корабля – килю. На «Селене» этих килей сразу девять штук, разнесённых в пространстве и связанных между собой фермами. Фермы – это такие способы расположения деталей, которые нагрузку изламывающую переводят в растяжение или сжатие укосин.

Я набросал эскиз, где обозначил стрелками вектора сил.

– Понятней объясняешь, чем даже сэр Энтони, – кивнул Пётр. – Тогда ясно, почему ты так борта стиснула. Они же у тебя как раз вместо килей и работают. – Он несколько раз перевёл взгляд с одного чертежа на другой. – Про паруса он мне всё хорошо объяснил, а про остальные твои хитрости в другой раз спрошу. Ты мне скажи вот что: если большой флот на Ворнеже построю, смогу я Крым взять?

– Дон не шибко глубокая река. А ты, небось, линкоры измыслил делать? И к морю провести по высокой весенней воде?

– А ты на своих мелких посудинах по любой воде повсюду пролезаешь, да только с настоящими кораблями твои «птички» совладать не могут. Побьют друг друга ядрами и разбегаются для поправления.

– Флот всё равно строить придётся, – почесал я карандашом Софочкин затылок. – Ты, чай, и мастеров заграничных пригласил, и дубравы воронежские под охрану взял?

– Пригласил. Но не взял. Зимой дубы рубить начнут, – молвил государь. – Прикажу, чтобы начали сторожить.

– Не знаю, где верфь ставить, – развёл я руками. – Подробно глубины ни по Дону, ни по Днепру никто не измерял. Да и по Днепру ненадёжно как-то будет, там ведь крымцы пошаливают. Налетят, пожгут, а ты снова мимо порогов телегами лес вези!

– Они и по Дону пошаливают, – хмыкнул Пётр и тоже почесал в затылке. – Так что пошли своих водомеров прощупать дорогу от Воронежа до Азова. Гидрографическое судно моего величества «Лещ», что нынче на Кукуе поправляют. А капитаницу его завтра в Кремль пригласят. Я с Софьей Алексеевной договорился, что её во фрейлины примут и Думе представят. – И после паузы добавил: – А как я ещё вас, баб да девок, в служилое сословие переведу? Так ты ступай. А завтра снова ночуй тут, в Коломенском. Мне с тебя ещё спросить надо.


Скачать книгу "Москва и Московия" - Сергей Калашников бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Альтернативная история » Москва и Московия
Внимание