Энцо Феррари. Победивший скорость

Ричард Уильямс
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Мне не нужны памятники», — часто говорил Энцо Феррари. И все-таки памятник «комендаторе» существует. Для того чтобы его увидеть, достаточно в воскресный день, когда показывают гонки, включить телевизор. Тогда перед вашим взором предстанут бесконечные ряды болельщиков, размахивающих флагами с изображением вздыбленной лошади на желтом геральдическом щите. Этот возникший после войны удивительный феномен не исчез после смерти Энцо Феррари. И не исчезнет, пока будет существовать созданная его усилиями «Скудерия Феррари».

Книга добавлена:
30-01-2023, 13:03
0
339
71
Энцо Феррари. Победивший скорость

Читать книгу "Энцо Феррари. Победивший скорость"



Глава третья

Довольно скоро родители Дино Феррари поняли, что у их сынишки не все в порядке со здоровьем. Согласно статистике, одного мальчика из пяти тысяч поражает тяжелое генетическое заболевание, известное под названием мышечной дистрофии Дюшене. И первый сын Энцо Феррари оказался тем самым ребенком, который вытянул несчастливый билет. Дистрофия Дюшене, разрушающая мышечные клетки, диагностируется в возрасте от двух до семи лет; по достижении же двадцатилетнего возраста человек, пораженный этим заболеванием, обычно умирает.

Болезнь особенно жестока именно с мальчиками, поскольку в их генах только одна Х-хромосома. Если она повреждена, то клетки, вместо того чтобы расти, получают от нее команду со знаком «минус» — другими словами, сигнал к саморазрушению и деградации. У девочек же, имеющих две Х-хромосомы, здоровая хромосома берет на себя функции поврежденной, вследствие чего необратимые патологические изменения в организме в юном возрасте не наступают; тем не менее болезнь может дать о себе знать в зрелые или преклонные годы.

Когда родителям Дино наконец сообщили, почему их сын постоянно испытывает слабость и недомогание, мать мальчика сразу же решила, что носителем ужасной болезни является она. Похоже, отец Дино, которого горе совершенно выбило из колеи, думал то же самое и даже не пытался ее разубедить или утешить. В наше просвещенное время, когда люди хорошо знают, что такое психотерапия, а врачи имеют возможность узнавать о генетических аномалиях заранее и могут в некоторых случаях их устранить, подобная реакция со стороны родителей Дино наверняка показалась бы не совсем адекватной или просто примитивной. Не следует, однако, забывать, что молодость этих людей пришлась на 20 —30-е годы XX века, когда о психотерапевтах почти никто не слышал и не существовало не только препаратов для борьбы с генетическими заболеваниями, но и самого обыкновенного пенициллина.

На склоне лет Феррари писал, что их с Лаурой соединила общая любовь к автомобилям и к миру автогонок. Однако женщин в этот мир допускали крайне редко. По крайней мере, на большинстве фотографий, сделанных Ферручо Тести, где запечатлены гонщики, механики, всевозможные знаменитости, торжественные мероприятия и парадные обеды в честь победы той или иной команды, женщины отсутствуют. При этом Лаура немало сделала для процветания «Скудерии»: во-первых, она неплохо разбиралась в финансовой стороне дела, а во-вторых, зная упрямство своего мужа, частенько удерживала его от необдуманных поступков и резких заявлений, которые могли бы ему повредить в глазах его акционеров или спонсоров. Кроме того, поскольку Энцо Феррари стал с годами все больше времени проводить в Модене и ездить с командой отказывался, Лаура часто занимала его место в лимузине и, возглавив колонну из автомобилей и автобусов, путешествовала по итальянским городам и местечкам, всюду, где только можно, рекламируя достижения «Скудерии Феррари». Болезнь Дино и сопутствовавшие ей мрачные прогнозы нанесли первый жестокий удар по искренним, добросердечным отношениям, сложившимся между супругами. Они стали все больше отдаляться друг от друга, а стрелка незримого барометра, определявшего степень их приязни друг к другу, все чаще замирала на отметке «буря».

Кампари погиб, Нуволари и Таруффи переметнулись к братьям Мазерати, а Фаджиоли заявил, что Mercedes Benz предложил ему контракт на огромную сумму и он намеревается его подписать. Эудженио Сиена, талантливый гонщик-испытатель, тоже ушел из команды — с тем чтобы создать собственную «конюшню». По этой причине и в силу ряда других обстоятельств в 1933 году в тексте выпускаемого Ферручо Тести еже годного рекламного буклета «Скудерии» не раз проскальзывали мрачные, минорные нотки. «За последние четыре года нам не раз приходилось сталкиваться с различными трудностями: отсутствием должного внимания со стороны спонсоров, серьезными техническими проблемами и тяжелыми потерями в кадровом составе», — писал он. С другой стороны, результаты, которых добилась «конюшня» Феррари на гонках в течение сезона 1933 года, выглядели весьма впечатляюще. В общей сложности гонщики «Скудерии Феррари» выезжали на трассу пятьдесят четыре раза и одержали в различных соревнованиях тридцать четыре победы. Эти результаты позволяли Феррари смотреть в будущее с известным оптимизмом, тем более ему удалось подписать контракт с Акилле Варци, который должен был занять вакантное место ведущего гонщика команды, принадлежавшее ранее Нуволари. Признаться, Варци никогда особенно Феррари не нравился, хотя он и отдавал ему должное как чрезвычайно талантливому гонщику. «Достоинства и недостатки водителя Варци являлись прямым продолжением достоинств и недостатков Варци человека, — писал он. — Он был умен, холоден, расчетлив, чрезвычайно точен и сдержан в словах — за исключением тех случаев, когда он разбирал недостатки других гонщиков. Если бы мне потребовалось коротко его охарактеризовать, я бы назвал его человеком, напрочь лишенным жалости».

Перед началом сезона 1934 года представители Alfa Romeo заявили, что фирма возвращаться в гонки и вмешиваться в деятельность «Скудерии Феррари» более не намерена. Руководство фирмы также дало указание своему инженеру Бацци помочь механикам «Скудерии» переделать модель РЗ в соответствии с новыми требованиями, предъявлявшимися к машинам класса Гран При: теперь их вес не должен был превышать 750 килограммов. Взамен руководство фирмы потребовало от Феррари подписать контракты с двумя алжирцами, которым в свое время были обещаны РЗ, находившиеся ныне в гаражах «Скудерии». Это были Марсель Лего и еще один молодой водитель, имя которого сейчас мало кто помнит, но который, будь судьба к нему более милостивой, мог стать выдающимся гонщиком.

Ги Молль, родившийся в Алжире в 1910 году в семье каталонцев, едва успел отслужить в армии и вернуться домой, как его приятель Марсель Лего обратился к нему с предложением купить машину марки Bugatti. Ги попросил деньги у отца — владельца транспортной фирмы и нескольких виноградников. Поскольку отец отказал, Ги заявил, что если отец не купит ему машину, то он, Ги, уйдет из дома и отец никогда его больше не увидит. Отец сдался, и Ги получил столь любезную его сердцу Bugatti. Через три недели в гонках на Гран При Марселя в Мирамасе Ги Молль, управляя своей новенькой Bugatti, занял третье место, уступив лишь Раймону Сом-меру и Тацио Нуволари. Во время сезона 1933 года он также показал очень неплохие результаты. Впрочем, когда Ги по протекции фирмы Alfa вступил в команду Феррари, ничто не говорило о том, что «Скудерия» заполучила в его лице настоящий феномен. Судя по весьма скромной сумме, проставленной в договоре, который подписал с ним Феррари, Энцо тоже ничего подобного не предполагал. Ги должен был получать 1500 лир в месяц и 30 процентов призовых. Что же до страховки, то ему предлагалось приобрести ее на собственные средства.

Феррари послал на гонки в Монако пять машин, у которых после модернизации рабочий объем двигателя был увеличен до 2,9 литра. Тогда Феррари впервые осознал, что великий Варци, ко всем прочим его недостаткам, еще и капризен. Так, он заявил механикам, что сиденье расположено для него слишком низко. Те начали менять на сиденье кожаные подушки, но требуемой Варци высоты добиться никак не могли. Тогда на помощь механикам пришел Бацци и сам стал манипулировать подушками. Скоро выяснилось, что две подушки для Варци — слишком низко, а три — высоковато. Бацци предложил Варци пойти попить кофе, пообещав гонщику, что, когда тот вернется, с сиденьем все будет в порядке. Как только Варци удалился, Бацци схватил газету Феррари, сложил се вчетверо и подсунул под сиденье машины Варци. Выпив кофе, Варци вернулся в гараж, залез в кабину, сообщил, что высота в норме, и рассыпался перед Бацци в благодарностях. «В газете было шесть страниц, и как-то особенно повлиять на высоту сиденья она не могла, — мрачно замечал по этому поводу Феррари. — Но Варци всегда был убежден в правоте собственных суждений, даже абсурдных. А то, в чем он был убежден и во что верил, он готов был защищать до конца». Впрочем, как бы ни был убежден Варци в том, что он великий гонщик, в Монако, где он в прошлом году победил Нуволари, его обошел новичок команды Ги Молль. А еще Ги Молль обошел на последнем круге Широна, который настолько уверовал в собственную победу, что ослабил бдительность, и на одном из поворотов его занесло. Вот тогда-то молодой алжирец его и достал. «В тот день, — писал Феррари, — Молль продемонстрировал настоящий чемпионский стиль вождения и заставил меня уверовать в его способности».

Феррари любил рассказывать историю о том, как на трассе в Монтенегро (Черногория) Молль обошел Варци, но потом вынужден был остановиться, поскольку у него лопнула шина. Сменив колесо, алжирец сломя голову помчался вдогонку за своим соперником и довольно быстро его нагнал. Феррари, думая об успехе команды и опасаясь, что поединок между этими двумя гонщиками может привести к столкновению, махнул ему рукой, призывая его не слишком наседать на Варци. В это мгновение машину Молля занесло, и она как волчок закрутилась на трассе. Овладев наконец ситуацией и развернув машину в нужном направлении, Молль махнул Феррари в ответ — дескать, вас понял. «Я был поражен, — писал Феррари. — Никогда прежде мне не приходилось наблюдать такого поразительного самообладания перед лицом опасности. У Молля было то, что делает талантливого гонщика по-настоящему великим».

Сезон 1934 года начался для «Скудерии» очень удачно. Тысячемильные гонки «Mille Miglia» не были более приоритетом для команды, которая отныне стремилась побеждать в Больших призах. Тем не менее Варци на «Mille Miglia» снова одержал победу над Нуволари. Оба великих гонщика управляли машинами Alfa. Нуволари прихватил с собой в качестве второго водителя Эудженио Сиену. Гонки начались в дождь, и Варци лидировал всю дорогу до Терпи. Когда небо расчистилось, Нуволари начал атаковать и в районе Болоньи уже опережал Варци на целых три минуты. Потом дождь возобновился и шел, то затихая, то начинаясь снова. Чтобы лично выяснить, что происходит на трассе, Феррари, воспользовавшись затишьем, выехал в Имолу, где находилась бензозаправочная станция. Он подкатил к ней как раз в тот момент, когда туда заезжал Варци. Феррари по телефону сообщили, что дождь, согласно прогнозу, будет лить всю дорогу до Брешии, и он велел приготовить для своего гонщика колеса с глубоким, вырезанным в мастерской вручную особым протектором, улучшавшим сцепление шины с влажным грунтом. «Это еще зачем?» — раздраженным голосом поинтересовался у него Варци. Феррари объяснил, Варци по обыкновению стал с ним спорить. Спор начал затягиваться, между тем драгоценное время уходило. Наконец Феррари махнул рукой. «Делай как знаешь», — сказал он и повернулся было, чтобы идти. Варци, еще секунду поразмышляв, неожиданно изменил свое мнение. «Ладно, ставьте!» — крикнул он механикам. Те в мгновение ока заменили ему на машине колеса. Не успел Варци залезть в кабину и завести мотор, как небесные хляби разверзлись снова. «Все-таки вы были правы, — крикнул он, обращаясь к Феррари. — Спасибо!» Пока Нуволари преодолевал мокрую дорогу, скользя по грязи на стандартных шинах Pirelli, Варци, воспользовавшись неожиданно обретенным преимуществом, наверстал упущенное время, догнал Нуволари и, обойдя его, пришел к финишу первым.


Скачать книгу "Энцо Феррари. Победивший скорость" - Ричард Уильямс бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Энцо Феррари. Победивший скорость
Внимание