Офицеры российской гвардии в Белой борьбе. Том 8

Сергей Волков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга «Офицеры российской гвардии в Белой борьбе» представляет собой восьмой том серии, посвященной истории Белого движения в России по воспоминаниям его участников.

Книга добавлена:
29-08-2023, 16:43
0
295
151
Офицеры российской гвардии в Белой борьбе. Том 8
Содержание

Читать книгу "Офицеры российской гвардии в Белой борьбе. Том 8"



(март—июнь 1919 года)

Конец февраля ознаменовался для полка первым крупным боем 21 февраля под селом Благодатным Мелитопольского уезда. В результате этого боя, в котором во время конной атаки доблестно погибли командир эскадрона Конной гвардии штабс-ротмистр князь Оболенский и 3 офицера: штабс-ротмистр Тучков 2-й, поручик князь Козловский и прапорщик барон Рауш фон Траубенберг, – Сводный полк гвардейской Кирасирской дивизии получил официальное разрешение Главнокомандующего на формирование, а месяц спустя – 24 марта – признание формирования завершившимся. Одновременно гвардейская кавалерия несет потери в лице убитых в бою под Аскания-Нова 20 февраля командира запасного кавалерийского полка полковника Гершельмана, ротмистра Богуцкого[387] и прапорщика Григоревского[388] – всех троих улан Его Величества.

Наступление красных, отсутствие с нашей стороны достаточного количества войск и укрепленной линии вынуждают нас начать отход в Крым. Давление красных войск, наступавших с севера, и действия банд, находивших себе поддержку в крупных местных селах с русским населением, создавали угрозу нашему флангу и тылу.

Села Верхний Рогачик, Рубановка, Агайманы, Петровское, Григорьевка явно сочувствовали большевикам и находились в постоянной связи с бандами. В случае их восстания они охватывали наш левый фланг и тыл, замыкали большой круг и этим отрезали нас от Крыма. Отдаленность этих сел и малое количество рядов в эскадронах лишило полк по возможности решительных действий против них.

Отдельные экспедиции и карательные отряды, направленные главным образом на село Петровское (наиболее активно враждебное), приносили пользы мало, при приближении наших отрядов село, наружно проявляя свою покорность, укрывало банды. Действия против громадного села, раскинутого на несколько верст, одним эскадроном не давали результатов.

Колония Эйгенфельд была окружена со всех сторон русскими селами, тоже сочувствовавшими большевикам, и в связи со слухами о нашем отступлении в них стала более заметна глухо враждебная, направленная против нас деятельность; в случае их восстания замкнулся бы и малый круг, поставивший полк в тяжелое положение.

Жители немецкой колонии, в которой стоял полк, узнав о готовящемся нашем отступлении, все покинули колонию и двинулись в Крым, не желая попадать в руки большевиков, от которых они уже один раз сильно пострадали.

Во избежание восстания в близлежащих селах, расположенных по пути нашего отхода, ночью 26 февраля в крупное село Акимовка был послан отряд, имевший целью произвести по заранее составленному списку аресты лиц, наиболее враждебных и подозрительных; такие же отряды были посланы и в остальные прилегавшие селения.

Отряд арестовал около 13 человек и привез их в штаб полка; на основании данных, полученных при обыске, они были преданы военно-полевому суду, приговорившему их к расстрелу.

Неожиданное изъятие наиболее активно враждебного элемента нарушило планы большевиков и удержало села, находившиеся у нас в тылу, от выступлений против наших частей, начавших отход.

28 февраля полк, неся разведку двумя эскадронами в направлении на село Серагозы, выступает из колонии Эйгенфельд, охраняя левый фланг Мелитопольского отряда, отходит в Крым на линию Сиваша, где несет сторожевое охранение и разведку Южного побережья до 25 марта, когда, вследствие прорыва фронта в районе Перекопского перешейка, начинается отступление на укрепленные Ак-Манайские позиции. Во время этого отхода эскадрон кирасир Ее Величества принимает участие в тяжелом бою у деревни Чирик, совместно со 2-й ротой 2-го греческого полка, под общей командой полковника Слащева против 4 тысяч красных. Полк отходит, ведя арьергардные бои у деревень: Бийгазы, Эйгенфельд, станции Грамматиково, Тулумчак, и 10 апреля подходит к линии Ак-Манайских позиций на Керченском полуострове. При отходе кирасиры Ее Величества понесли утрату в лице штабс-ротмистра Похвиснева, погибшего 3 апреля с разъездом из пяти кирасир у колонии Киянлы в Крыму. Один из погибших кирасир был первый доброволец, вольноопределяющийся Николаев. Тела всех их были опознаны и погребены два месяца спустя, после обратного занятия нами Крыма.

Отступление из-под Мелитополя выдвинуло на очередь новую задачу – организацию запасной части, необходимость коей, ввиду отсутствия каких-либо резервов, была очевидна. Еще при выступлении из Эйгенфельда все небоеспособное – люди без оружия, больные лошади – было отправлено 26 февраля совместно с хозяйственной частью полка по железной дороге и походным порядком в район станции Джанкой (колония Дюрмен у полустанка Мамут), где из людей всех эскадронов было сформировано «депо эскадронов» (переименованное впоследствии в запасный эскадрон), под командой штабс-ротмистра Безобразова (Кавалергардского полка), и впоследствии запасные части всегда передвигались с хозяйственной частью полка. Из района Джанкоя в двадцатых числах марта хозяйственная часть и депо перешли в район станции Колай и далее при общем отходе на Ак-Манайские позиции в район полустанка Салын, под Керчью.

Оставление нами укрепленной линии у Перекопа и отход на Ак-Манайские позиции отдавали во власть большевиков весь Крым, на Южном побережье которого имела пребывание Ее Величество Августейший Шеф полка.

Растерянность французского командования, имевшего крупные силы, но на фронт двинувшего лишь две греческие роты, весьма поспешное оставление ими Севастополя давало мало надежд, что они смогут оградить Ее Величество от надвигавшейся опасности, и лишь английское командование приняло на себя заботы о лицах Императорской Фамилии, проживавших в Крыму.

4 ноября немцы покинули Крым, и охрану членов Царской Семьи приняла на себя Добровольческая армия. Еще во времена германской оккупации в районе Ялты был сосредоточен небольшой офицерский отряд в штатском платье, начавший охрану Царской Семьи сразу после отхода немцев. Отряд был под командой полковника Федотьева[389], и первоначально состав его был весьма малочислен – 15 человек. Впоследствии увеличенный командированными в отряд гвардейскими офицерами, отряд получил неофициальное название Дюльберского и нес охрану у Ее Величества в Хараксе, у Великого Князя Николая Николаевича в Дюльбере и у Великого Князя Александра Михайловича в Ай-Тодоре.

8 ноября прибыл за Ее Величеством английский миноносец, предполагая, что Крым находится в руках красных. Уезжать Ее Величество отказалась. До падения Крыма англичане многократно предлагали Ее Величеству уехать. Из Румынии был за Ее Величеством прислан корабль, но неизменно на все эти предложения Ее Величество отвечала отказом и лишь 25 марта 1919 года, после прорыва фронта Добровольческой армии у Перекопа и начала ее отступления на Ак-Манайские позиции, англичанам удалось настоять на отъезде Ее Величества и остальных членов Царской Семьи из Крыма. 25 марта Ее Величество на катере отбыла из Дюльбера на английский дредноут «Мальборо».

Ее Величество согласилась на отъезд при условии, что англичане вывезут из Ялты и ее окрестностей всех желающих покинуть Крым. 29 апреля, по окончании погрузки уезжающих на другие суда, «Мальборо» ушел из Ялты и, пройдя Константинополь, 3 апреля прибыл на остров Мальту, где Ее Величество отдохнула несколько дней и 29 апреля прибыла в Англию. 6 августа Ее Величество переехала на постоянное жительство в Данию в Копенгаген.

Во время отступления по Крыму в полк стали прибывать добровольцы из только что освобожденных от большевиков Терской и Дагестанской областей, навербованные во Владикавказе поручиком Веселовским. Ими был пополнен формировавшийся штабс-ротмистром Поливановым 2-й эскадрон, отходивший, ввиду незакончившегося формирования, с хозяйственной частью полка. Пеший взвод этого эскадрона, под командой штабс-ротмистра Кожина, при проходе штаба дивизии через станцию Джанкой, был прикомандирован для несения охранной службы при штабе, где и оставался в течение двух месяцев. Во время отвода, ввиду отсутствия резервов, взвод этот нес охрану и разведку на правом фланге частей дивизии и взрывал железнодорожные мосты. Другой взвод того же эскадрона, под командой штабс-ротмистра Энгельгардта, был отправлен для охраны погрузки обозов и запасного эскадрона в Керчь, куда те направлялись из района Салына, согласно приказанию, для перевозки на Таманский полуостров, ввиду возможности эвакуации Крыма. Во время погрузки большевики, собравшиеся в окружающих Керчь Аджимушкайских каменоломнях, произвели 4 апреля утром в черте города неожиданное нападение на обоз и захватили Царский Курган, имея конечной целью овладеть местом погрузки – пристанью Брянского завода. Нападавшие встретили отпор кирасир, которые, под командой ротмистра фон Баумгартена, отбив нападение, перешли в наступление.

Во время боя за овладение Царским Курганом ранен пулей в кисть правой руки и остался в строю начальник нестроевой команды штабс-ротмистр Деконский, убит прибывший в обоз вахмистр 1-го эскадрона подпрапорщик Аборнев, ранено и попало в плен несколько нестроевых, в числе коих были портной унтер-офицер Шевченко и кирасир Стогниев. В конце мая большевики в каменоломнях, состоявшие в тесной связи с красными войсками, сделали серьезную попытку захватить Керчь. Пленные кирасиры Шевченко и Стогниев, поставленные бандитами в строй, воспользовались суматохой, происходившей при начале наступления бандитов на город, бежали, захватив с собой пулемет Максима. Явившись к коменданту Керченской крепости и передав ему пулемет, они рассказали местонахождение единственного в каменоломне колодца. Бывшая до сего времени неудачной, борьба с бандитами увенчалась успехом, так как артиллерии удалось разрушить колодец и принудить бандитов ввиду отсутствия воды покинуть каменоломни. Унтер-офицер Шевченко и кирасир Стогниев за означенный подвиг были награждены Георгиевскими крестами и явились первыми георгиевскими кавалерами полка в Добровольческой армии.

Хозяйственная часть, запасный эскадрон и прибывшие добровольцы перешли на Таманский полуостров, в станицу Старотиторовскую, где в течение месяца было сформировано пополнение в действующие эскадроны. Многочисленные осетины-добровольцы с Кавказа вошли в 1-й эскадрон, где образовался осетинский взвод, и в дальнейшем пополняемый осетинами же.

14 апреля полк участвовал в кавалерийском рейде конного отряда, под командой полковника Барбовича, в тыл противнику – к станице Владиславовке, во время которого был ранен пулей в руку штабс-ротмистр Гончаренко и получил вывих колена при падении с лошадью штабс-ротмистр Рубец. 17—19 апреля полку пришлось при поддержке союзного и Русского флотов, стоявших на флангах Ак-Манайских позиций в Черном и Азовском морях, отражать наступление красных, которые, пользуясь густым предрассветным туманом, незаметно подошли к окопам, занимаемым пехотой в районе между деревнями Ак-Манай и Семисотка, неожиданным ударом выбили пехотные части и заняли окопы, образовав широкий прорыв. Ввиду недостаточности пехотных резервов, полковник Слащев вызвал Сводный полк Кирасирской дивизии, расположенный на отдыхе в тылу окопов. Спешенные кирасиры совместно с пехотой лихим штыковым ударом восстановили положение и отбросили красных с большими потерями.


Скачать книгу "Офицеры российской гвардии в Белой борьбе. Том 8" - Сергей Волков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Офицеры российской гвардии в Белой борьбе. Том 8
Внимание