Крах Третьего рейха

Игорь Попов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Представленная книга рассказывает о завершающем этапе Второй мировой войны в Европе. Авторы, опираясь на многочисленные архивные документы, рассказывают о последних днях Третьего рейха. Из книги читатель узнает о взаимоотношениях советских войск с западными союзниками, о том. как проходил штурм Берлина, как устанавливался оккупационный режим в Германии. Авторы приводят малоизвестные подробности дипломатических переговоров и операций спецслужб.

Книга добавлена:
24-02-2024, 09:51
0
140
123
Крах Третьего рейха
Содержание

Читать книгу "Крах Третьего рейха"



Особую роль в планах Бормана играл начальник гестапо Генрих Мюллер. Мюллер по происхождению был баварским крестьянином. Малоинтеллигентный, но чрезвычайно упорный, он всегда настойчиво стремился к тому, чтобы сделать карьеру. Мюллер благоговейно почитал силу. Этим объясняется его готовность к исполнению приказов хозяев и то рвение, которым отличались многие его инициативы.

Его компетентность вызывала уважение Гиммлера. И он доверял Мюллеру до последнего, не зная, что Мюллер давно уже сделал ставку на Бормана. Мюллер также бесследно исчез, как и Борман. После войны ходили различные слухи о его судьбе. Однажды даже были организованы похороны, где в качестве покойника якобы выступал Мюллер. Когда же для дополнительного расследования вскрыли могилу, гроб оказался пустым.

Кроме поддержки тайных служб Борман имел в распоряжении собственную разветвленную организацию доверенных лиц, беспрекословно выполнявших любые его приказы. Сам Борман носил звание рейхсляйтера. С начала 1933 года Германия была разделена на 32 административные области (гау). Область делилась на районы (крайсы), район — на местные группы (ортсгруппен), группа — на ячейки (целлен), а ячейки — на блоки. Во главе каждого подразделения стоял соответственно гауляйтер, крайсляйтер, ортсгруппенляйтер, целленляйтер и блокляйтер. И все они подчинялись Борману. Из всей свиты чиновников блокляйтер фактически служил главной опорой партии. Он нес прямую ответственность за свой блок, то есть за 40–60 семей. Естественно, он хорошо знал каждого из контролируемой им группы.

Таким образом, Борман так же, как и гестапо, располагал десятками тысяч ушей и глаз, внимательно следивших за обстановкой по всей стране.

Составным элементом плана являлось создание нелегальных организаций, о существовании которых стало известно лишь через многие годы после завершения войны. К их числу, прежде всего, принадлежала известная «Организация бывших членов СС» (ОДЕССА).

С конца 1944 года реализация плана Бормана стала осуществляться с максимальным размахом. В этом году технические эксперты СС приступили к осуществлению программы массового изготовления паспортов разных стран. Во многих странах (прежде всего в Южной Америке) нацисты установили тесные связи с местными властями, получив с их помощью подлинные бланки паспортов этих стран.

Наиболее ценные специалисты военных отраслей тайно покидали страну либо были переведены на работу в гражданские учреждения и институты. Многие, сменив имена, осели в западных областях самой Германии. Большинство же агенты СС переправляли в нейтральные страны: по суше — через горные перевалы в Швейцарию, Италию и Испанию; морем — в страны Скандинавии и Средиземноморского побережья. Дальше на иностранных кораблях беглецов отправляли в дальние плавания к берегам Южной Америки, иногда — в страны Ближнего Востока или Южной Африки.

Финансовые средства переводились на счета подставных фирм, разбросанных по всему миру от Швейцарии до Ближнего Востока и Латинской Америки. По данным американской разведки, таких фирм было не менее 750.

К концу войны Германия еще обладала мощным подводным флотом, состоявшим приблизительно из двухсот субмарин, в числе которых было около тридцати подводных лодок нового типа. Последние могли пройти без дозаправки около 30 тыс. морских миль и принять на борт свыше 250 тонн груза. С конца 1943 года эти субмарины совершали частые походы в Японию и Южную Америку. Согласно показаниям О. Вермута, командира подводной лодки U-530, c 1943 года в Аргентину регулярно ходили субмарины с бортовыми номерами U-34, U-239, U-530, U-547 и др. В последние месяцы войны в доках Швеции была спущена на воду субмарина под номером I-313. Она отошла от берегов разгромленного Третьего рейха 9 мая 1945 года. Через полтора месяца она вошла в реку Рио-Негро, где незадолго до окончания войны немецкая колония закупила около ста гектаров земли вдоль побережья.

Предположительно, на этой лодке в Аргентину прибыли высокие чины нацистской Германии, ибо их встречали руководители ОДЕССА — генерал фон Аллен и штурмбаннфюрер СС Швенд. Последний стал казначеем этой нацистской подпольной организации в Южной Америке.

На помощь приходили и союзники Германии: японский адмирал Исо Коима возглавил рейд японских подводных лодок, вывезших из Германии ценных специалистов, а также груз золота на миллиард американских долларов.

Не осталась безучастной и католическая церковь, в которой неприязнь к советской идеологии явно превосходила осуждение нацистской Германии. Одной из центральных фигур профашистского течения в католической церкви стал епископ А. Гудал. В конце войны он возглавлял институт «Души святой Марии», структуры которого использовались для укрывательства нацистов. По некоторым данным, А. Гудал обеспечил фальшивыми иностранными паспортами и удостоверениями сотни нацистов. Занимался укрывательством нацистов и ряд других католических священников. Они прятали беглецов в монастырях и переправляли их за границу по заранее подготовленным маршрутам.

Реализации плана способствовало и то, что к началу 1945 года Борман пользовался практически неограниченным влиянием на Гитлера, испытывавшего как физическое, так и моральное опустошение.

Капитан Г. Болдт, появившийся в ставке фюрера в феврале 1945 года, так описывал Бормана, порой уже не скрывавшего своей власти над Гитлером: «мужчина приблизительно лет сорока пяти, чуть ниже среднего роста, коренастый, с бычьей шеей, почти тяжеловес; круглое лицо с сильными скулами и прямым носом полно энергии и твердости; в темных глазах — коварство и беспощадность».

На последнем этапе войны Борман активно занимался мероприятиями по организации обороны Германии. Так, 10 марта 1945 года Борман предписал подчиненным ему гауляйтерам приступить к осуществлению плана «Вервольф» — организации специальных операций в тылу врага. План предусматривал формирование отрядов добровольцев. Они должны были взрывать вражеские склады, пускать под откос поезда, разрушать линии связи и электропередач, готовить тайные взлетно-посадочные полосы для немецкой авиации во вражеском тылу. Однако в целом эта операция так и не была развернута.

Борман оставался с Гитлером до последнего дня. Неизвестно, что им двигало в большей степени — безусловная верность нацизму и лично Гитлеру или желание присутствовать при устранении своих заклятых соперников — Геринга и Гиммлера, с тем чтобы иметь возможность и в будущем нажимать на тайные пружины за спиной любого, кто придет к власти.

27 апреля 1945 года М. Борман оставил следующую запись в своем дневнике:

«Гиммлер и Йодль задерживают подбрасываемые для нас дивизии.

Мы будем бороться и умрем с нашим фюрером — преданные до могилы.

Другие думают действовать из «высших соображений», они жертвуют своим фюрером. Пфу, какие сволочи! Они потеряли всякую честь.

Наша имперская канцелярия превращается в развалины.

«Мир сейчас висит на волоске».

Союзники требуют от нас безоговорочной капитуляции — это значило бы измена Родине.

Фегелейн деградирует — он пытался бежать из Берлина, переодетый в гражданский костюм».

Борман, пока фюрер оставался в живых, мог отдавать приказы от его имени и имел время, по крайней мере, окончательно нейтрализовать своих соперников. Дело едва не дошло и до фельдмаршала Кейтеля.

Так, 29 апреля 1945 года Борман направил из бункера телеграмму адмиралу Деницу как возможному преемнику фюрера:

«Дениц, с каждым днем у нас усиливается впечатление, что дивизии на Берлинском театре военных действий уже в течение нескольких дней бездействуют. Все доклады, которые мы получаем, контролируются, задерживаются или искажаются Кейтелем... Фюрер приказывает вам действовать немедленно и беспощадно против любых изменников». И хотя он знал, что Гитлеру осталось жить считанные часы, добавил постскриптум: «Фюрер жив и руководит обороной Берлина».

Но оборонять Берлин было уже невозможно. Русские заняли почти весь город, и вопрос мог стоять только об обороне канцелярии, так как советские войска находились всего в квартале от бункера.

После самоубийства Гитлера Борман должен был оповестить адмирала Деница о завещании фюрера, в котором тот назначил его своим преемником. Борман сделал это не без некоторых колебаний.

Пора было подумать и о собственной безопасности. В последние месяцы войны при непосредственном участии Бормана руководство рейха осуществило широкомасштабную фальсификационную программу. Были подготовлены несколько экземпляров дневников фюрера, подделки записных книжек Бормана, двойники фюрера, и не только его.

В ночь на 1 мая у Бормана и Геббельса возникла идея вступить в переговоры с советским командованием. Они хотели заручиться гарантией собственной неприкосновенности, что позволило бы им занять предназначавшиеся им по завещанию посты в новом правительстве Деница. Взамен они были готовы сдать Берлин.

Эта трудная миссия была возложена на начальника генерального штаба сухопутных войск генерала Кребса, в свое время бывшего военным атташе в Москве и немного говорившего по-русски. Последний встретился с командующим армией генералом В. И. Чуйковым. Советский генерал доложил о предложениях Кребса по команде маршалу Жукову, а тот — Сталину. Указание было категоричным: в переговоры не вступать, потребовать безоговорочной капитуляции. В связи с этим примечателен следующий эпизод. 13 апреля 1941 года при проводах японского министра Мацуока на Белорусском вокзале Сталин подошел к Кребсу и сказал:

«Ведь мы остаемся друзьями, что бы ни случилось...»

Когда генерал Кребс возвратился в бункер ни с чем, Борману, который в отличие от Геббельса умирать не собирался, стало ясно, что единственный шанс спастись для него — это слиться с массой беженцев. Так он и сделал. Этим числом, 1 мая, датируется и последняя запись в дневнике Бормана:

«Вторник 1 мая: Попытка прорваться из окружения».

Около 9 вечера 1 мая загорелся бункер фюрера, и примерно 500–600 человек из свиты Гитлера, оставшиеся в живых, преимущественно эсэсовцы, начал и метаться по служившему им укрытием зданию новой канцелярии в поисках спасения.

Группа с Борманом, переодевшись в гражданское платье, последовала за немецким танком, но, как рассказывали потом находившиеся неподалеку очевидцы, танк был подбит прямым попаданием противотанкового снаряда русских, а сам Борман убит на месте.

x


Скачать книгу "Крах Третьего рейха" - Игорь Попов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Крах Третьего рейха
Внимание