Правда о «Титанике». Участники драматических событий о величайшей морской катастрофе

Арчибальд Грейси
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Гибель «Титаника» по-прежнему вызывает острый интерес. Для осмысления этой трагедии невероятно любопытны впечатления ее непосредственных очевидцев. В настоящей книге представлены воспоминания выживших в катастрофе пассажиров судна, рассказанные каждым со своей точки зрения. Что произошло на борту «непотопляемого» корабля, почему он так быстро затонул, в самом ли деле члены экипажа вели себя как герои, почему гибель «Титаника» так потрясла человечество? Эти и другие вопросы были подняты в развернувшейся в прессе громкой кампании и впоследствии опубликованы участниками трагедии.

Книга добавлена:
26-10-2023, 18:22
0
300
78
Правда о «Титанике». Участники драматических событий о величайшей морской катастрофе
Содержание

Читать книгу "Правда о «Титанике». Участники драматических событий о величайшей морской катастрофе"



Подводные системы связи

Бывают случаи, когда в качестве срочного средства спасения жизни на море радиосвязь бесполезна.

Один из недостатков радиосвязи проявляется, когда двигатели кораблей остановлены. Тогда больше нельзя отправлять сообщения по беспроводной связи — по крайней мере, с принятой сейчас системой. Необходимо помнить, что сигналы «Титаника» постепенно слабели, а затем вообще пропали. После погружения в воду исчезла и радиосвязь.

В тумане — а большинство несчастных случаев происходит в тумане, — когда радист сообщает о происшествии, другим судам сложно сразу же определить координаты терпящих бедствие и поспешить на помощь. Пока с помощью беспроводного телеграфа невозможно указать точное место катастрофы. После того как судно пробыло в тумане значительное время, гораздо труднее назвать его точные координаты другим судам, идущим на помощь.

Ничто не способно лучше проиллюстрировать два эти положения, чем рассказ о том, как в 1909 году «Балтик» нашел «Рипаблик» в густом тумане в районе Нантакетского плавучего маяка. «Рипаблик» лег в дрейф после столкновения с «Флоридой». «Балтик» получил радиосообщение, в котором говорилось о состоянии «Рипаблика» и содержались сведения, что они находятся вблизи Нантакета — на судне слышат звон подводного колокола. «Балтик» развернулся и отправился в указанный район. В тумане он принял сигнал колокола от Нантакетского маяка и начал поиски «Рипаблика» поблизости. У «Балтика» ушло двенадцать часов на то, чтобы обнаружить поврежденный корабль; они двигались зигзагом по кругу, в пределах которого мог находиться «Рипаблик». Вряд ли в шторм «Рипаблик» оставался на плаву достаточно долго, чтобы «Балтик» успел найти его и принял на борт всех его пассажиров.

Сравнив ту историю с двумя условиями, когда беспроволочный телеграф оказывается ненадежным, можно оценить пользу подводного колокола. «Балтик» мог беспрепятственно подойти к «Рипаблику» в густом тумане, будь последний оснащен подводным колоколом для подачи сигналов бедствия. Возможно, неплохо будет потратить немного времени для описания подводного сигнального оборудования и понять, как можно было добиться такого результата. Судно провело двенадцать тревожных часов в густом тумане. Из-за полученных сильных повреждений впоследствии оно пошло ко дну. В таких случаях стоит воспользоваться любыми полезными изобретениями!

Подводная сигнализация никогда не получала такого общественного внимания, какое получает беспроволочный телеграф, по той причине, что подводная сигнализация многим кажется примитивной. Не приходится сомневаться в том, что подводная сигнализация — абсолютная необходимость для всех пассажирских судов, как, впрочем, и для судов других типов. Такая сигнализация дает дополнительную гарантию безопасности, без которой не может себе позволить обойтись ни один корабль.

Во многих случаях атмосферный воздух не может служить средой для передачи сообщений. Когда сгущается туман, что иногда происходит очень быстро, на сотнях кораблей, которые идут по судоходным путям — ориентиры отчетливо видны в ясную погоду, но совершенно пропадают в тумане, сотни маяков, обычных и плавучих, которые служат дополнительными сигнальными вехами, предостерегающими знаками и на которые потрачены многие миллионы, со всех практических точек зрения оказываются столь же бесполезными для мореплавателей, как будто их никогда и не строили. Моряков как будто отбрасывает назад во времени, в эпоху до 1514 года, когда Генрих VIII даровал разрешение «Тринити-Хаус» «для облегчения… судовождения в королевстве Англия», и эта организация, отвечающая за навигацию в британских территориальных водах, начала создавать на побережье систему маяков, сохранившуюся до наших дней.

Ненамного лучше и туманный горн — сирена, подающая сигналы во время тумана. Из-за разной плотности слоев воздуха и разного отражения и преломления звука воздух не является надежной средой для передачи сигналов. Подводная же сигнализация лишена вышеуказанных недостатков, ибо сигналы передаются по воде, не подверженной таким изменчивым условиям, как воздух. Плотность воды практически не меняется, и звук передается по ней со скоростью 4400 футов в секунду, не отклоняясь и не преломляясь.

Аппарат состоит из колокола, который управляется либо сжатым воздухом с плавучего маяка, либо с помощью электричества с берега (при этом сам колокол установлен на треноге на дне моря). Управление бывает автоматическим, с плавучего бакена, или ручным, с парохода или лодки. Звуковые волны расходятся от колокола во все стороны, как волны в пруду, и достигает борта корабля. Принимающий аппарат закреплен внутри обшивки судна и состоит из небольшого металлического резервуара со сторонами в 16 дюймов и глубиной в 18 дюймов. У резервуара отсутствует передняя стенка, расположенная напротив металлической обшивки судна. Наполненный водой резервуар приварен к корпусу и прочно крепится к борту судна с помощью резиновой обкладки. Таким образом, часть металлического корпуса судна омывается морем с одной стороны и водой из резервуара с другой. Вибрации колокола, который звонит на расстоянии, попадают на металлическую сторону, проходят насквозь и попадают на два микрофона, подвешенные к резервуару. Эти микрофоны передают звук по проводам в штурманскую рубку, где телефоны передают сообщение дежурному офицеру.

На корабле закреплены два таких резервуара, или приемника, один с правого и один с левого борта, ближе к носу и как можно ближе к ватерлинии. Направление звука, поступающего на микрофоны, можно оценить, попеременно переключая приемники по правому и левому борту. Если звук интенсивнее по левому борту, значит, колокол, передающий сигналы, находится впереди по левому борту; то же справедливо для правого борта.

Корабль разворачивается на звук, пока сигналы обоих приемников не делаются одинаковыми; становится ясно, что колокол находится прямо по курсу. На практике система настолько точна, что опытный радист способен вести корабль в густом тумане непосредственно к плавучему маяку или другой точке, где подводный колокол рассылает предупреждения под водой. Необходимо повторить, что вода, по которой распространяются эти сигналы, постоянна, не подвержена ограничениям и изменениям, свойственным воздуху, по которому передаются световые сигналы, звуки туманного горна и радиоволны. В настоящее время подводная сигнализация главным образом ведется с берега или с плавучего маяка на корабли в море, а не с корабля на корабль и не с корабля на берег; иными словами, на кораблях установлена только принимающая, а на маяках — только передающая аппаратура. На некоторых плавучих маяках у наших берегов в дополнение к прожекторам уже установлены такие подводные колокола. В плохую погоду колокола с помощью звука предупреждают корабли о том, что они находятся близко к опасному месту. Это изобретение позволяет кораблям принимать звуки сигнальных колоколов на побережье и двигаться в густом тумане почти так же успешно, как при ярком солнечном свете. Пассажирским судам при заходе в порт не нужно блуждать в тумане, слепо нащупывая путь в гавань. Располагая кодом ударов и оценивая силу звука, можно довольно точно сказать, где находится корабль относительно берега или плавучего маяка. В рапорте Адмиралтейства от 1906 года написано: «Если оснастить плавучие маяки вокруг побережья подводными колоколами, корабли, располагающие приемниками для сигналов колоколов, могут передвигаться в тумане почти с такой же точностью, как в ясную погоду». Поучительно замечание одного из руководителей береговой службы. Его попросили сократить расходы, убрав подводный сигнальный аппарат, на что он ответил: «Я бы лучше убрал радио. С его помощью я могу лишь сообщить другим, где я нахожусь. Подводный сигнал позволяет мне выяснить, где нахожусь я сам».

Диапазон такого аппарата не так широк, как диапазон беспроволочного телеграфа, он варьируется от 10 до 15 миль для крупного судна (хотя известны случаи передачи сигнала на 20 и 30 миль) и от 3 до 8 миль для небольшого судна.

В настоящее время приемники установлены лишь примерно на 650 пароходах коммерческих линий; в основном речь идет о первоклассных пассажирских лайнерах. Нет сомнения в том, что такие аппараты, наряду с радиоприемниками, следует установить на всех судах водоизмещением свыше 1000 тонн. Не менее же важно обеспечить сигнальными аппаратами суда торгового флота. Разумеется, возможность передачи сигналов так же важна, как и их прием; но в настоящее время передача сигналов с кораблей не доведена до совершенства. Создание подводной сигнальной аппаратуры, которая используется на судах в открытом море, сейчас пока находится на этапе экспериментов. Когда судно находится в состоянии покоя, можно установить под бортом колокол с ручным управлением, похожий на те, что используют на плавучих маяках. К сожалению, лайнеры такими колоколами не обеспечивают, хотя они стоят всего 60 фунтов! Если бы в свое время не пожалели дополнительных 60 фунтов на оснащение «Рипаблика», «Балтик» принял бы сигнал колокола и направился прямо к кораблю, терпевшему бедствие после того, как оба судна поймали сигнал колокола Нантакетского плавучего маяка. Повторяю, если бы «Титаник» был оснащен таким колоколом, а «Калифорниэн» соответствующим приемным устройством — на них не было ни того ни другого, — офицер на мостике услышал бы сигналы с расположенных рядом телефонов.

На спасательных шлюпках можно размещать соответствующие аппараты меньшего размера. Тогда сигналы со шлюпок поступали бы на приемники в радиусе приблизительно 5 миль. Если бы сигнальные колокола разместили за бортом шлюпок, мы бы в ту ночь не тревожились из-за того, что «Карпатия» может наехать на нас, если мы окажемся у нее на пути без света. Или если бы мы очутились в густом тумане и потеряли друг друга из виду (что почти неизбежно), сигнальные колокола помогли бы «Карпатии» найти каждую шлюпку в отдельности.

На кораблях, оснащенных приемной аппаратурой, по крайней мере один офицер обязан понимать принцип ее работы; это весьма мудрая предосторожность. Кроме того, как уже говорилось, кому-то необходимо также разбираться в радиосвязи.

Я испытал большое удовольствие, увидев, как производят аппаратуру для подводной сигнализации на крупном американском заводе, и услышав несколько интересных историй об их применении на практике. Меня поразил их девиз «De profundis clamavi»[4], и я сразу вспомнил «Титаник» и крики тонущих. Слова «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой» — в самом деле подходящий девиз для тех, кто делает все, что может, чтобы такие призывы «из глубины» больше не повторялись.


Скачать книгу "Правда о «Титанике». Участники драматических событий о величайшей морской катастрофе" - Арчибальд Грейси бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Правда о «Титанике». Участники драматических событий о величайшей морской катастрофе
Внимание