Лютица

Виктор Васильев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Роман повествует о людях живущих в период правления болгарского царя Калояна Асеня, и четвёртого крестового похода на Константинополь. Примерный временный диапазон событий 1185–1207 годы.  

Книга добавлена:
4-06-2023, 07:24
0
227
152
Лютица

Читать книгу "Лютица"



— но мы болгары, добрые христиане, не оставим просто так священные места в разрухе. Все церкви поставим на реставрацию; мы нарисуем новые картины и иконы. Мы обустроим землю вокруг храмов, всё станет так красиво, что сам святой Пётр удивится! Люди чествуют и вас мой государь и Бога нашего! Но! Только нужно немного финансирования на богоугодное дело. Ведь мы растратили средства на ремонт храмов в районе Белграда.

Царь немного изменился в лице от вышесказанного, улыбка сменилась на непонимание. Он посчитал необходимым вмешаться в речь святейшего отца, дабы прояснить так ли он понял то, что поп только что наговорил.

— обождите святейший отец Богдан, но вы же просили финансирование два месяца назад? Я выделил столько золота и серебра, сколько вы просили. Неужели этого оказалось мало? Там ведь не малая сумма была! — повысив голос, возмутился царь.

Епископ сложил толстые пальцы вместе, и начал стучать один о другой, явно нервничая. Маленькие капли пота от майской жары и переедания начали выступать на сморщенном лбу священника.

— не поймите меня не правильно ваше превосходительство, но после захвата новых территорий, оказалось, что святые места в полной запущенности! Невыносимо смотреть, как обители Бога пребывают в разрухе и бедным христианам, которых терзает война, некуда пойти, чтобы отпустить грехи и помолиться о дне грядущем! И правда, средства были выделены не малые, но и дело наше не малое! У нас очень много объектов, которые требуют восстановлений, а работники не добросовестные — халтурят, а некоторые даже крадут! Но, что мы можем сделать? Мы молча платим им…

Нотка злости саданула по скулам Калояна, но он не стал спорить, и тем более на его лице не дрогнул ни единый мускул. Он не желал портить себе хорошее настроение из-за поповских аппетитов. Напротив он решил спустить пока всё на самотек. Наоборот, улыбнувшись, он ответил:

— хорошо, ваше святейшество! Я учту ваши пожелания. Напишите подробно отчёт уважаемому Григорию, чтобы он подсчитал необходимые для духовенства средства, и мы их выделим на реставрацию церквей. А рабочих нужно заменить, не подобает халтурить в нынешнее время! Всех кто не добросовестно работал — на войну!

Было бы неплохо на этом остановится, получив добро от царя, но батюшка от своей беспечности и святой наглости решил ляпнуть завершающую речь.

— ах, великий государь! Мы с Григорием уже беседовали на этот счёт и всё уже обговорили. Он уже осведомлён о необходимой сумме выплаты и всё зависит лишь от вашего конечного слова. — расплываясь в улыбке заверил царя отец Богдан.

— во как? Неужели? — почти сорвавшись на крик, выдавил Калоян. Он был на грани, чтобы не сорваться в бездну ярости. Ведь за его спиной уже решали денежные вопросы, даже не посоветовавшись с ним. Но, сжав кулак до боли в костяшках, он всё же принял этот унизительный факт, решив, что пока не стоит заходить на конфронтацию.

— Так получается мне необходимо вас наградить уважаемый Богдан и Григорий, ведь вы так молниеносно решаете вопросы, что я даже практически не нужен, оказываюсь?! — с кривой усмешкой сказал Калоян, смотря на лысого червя Григория-счетовода.

Тот заподозрил, что слова батюшки были лишними, и Калояну они не особо приглянулись. Сболтнув лишнего, поп нарывался на неприятности, которых последнее время получалось удачно избегать. Поэтому второй по жирности, а может быть и первый — Григорий, медленно поднялся со стула, показывая всем своим уверенныым видом, что готов вещать. Царь махнул небрежно рукой попу, чтобы тот садился. Поп сел, и пришло время рассказывать истории счетоводу.

— государь, — начал своим тенором, почти пищать Георгий. — простите святого отца Богдана за нерасторопность, он хотел сказать одно, а получилось совсем другое… — повернув голову на попа, осуждающе посмотрел Георгий.

— Так вот, батюшка не имел наглости или смелости просить или утверждать, что-либо о денежных нюансах эного дела. Все вопросы по поводу реставрации и найма рабочих мы будем принимать, только после детального обсуждения с вами. Поэтому не берите в голову этот ошибочно изложенный факт.

Калоян немного расслабился, сразу поверив словам Георгия. Тот довольно часто умел выкручиваться, как Уж из любых сложных ситуаций, и эта ситуация не была чем-то особенным. За годы проведенные вместе с царём, Георгий научился находить подход не только к его характеру, но и к его казне, поэтому был весьма успешен как финансово, так и политически. Калоян почему то ему доверял, не видя ничего дальше собственного носа.

— отлично Георгий, вы как всегда неподражаемы и рассудительны. Давайте отклонимся от церковной темы, и поговорим о деньгах и ресурсах, что касаются священной войны. Впереди нападение на Варну и мне нужно понимать, что нас ждёт сейчас, и в ближайший год. Потому что на меня давят венгры, и мне нужно как можно быстрее отнять часть северо-запада у Византии, чтобы заключить с ними временный мир. — уже более спокойно спрашивал царь.

Белич без эмоций и резких движений, лениво поднял с пола кожаную папку, в которую были помещены некоторые бумаги. Он вытянул один из листов, поместил его поверх папки, и начал зачитывать царю.

— если коротко, то всё хорошо, и переживать не о чем. Если подробнее, то зерна и мяса хватит на год войны при нынешнем количестве солдат, может быть чуть меньше. Железа хватает с лихвой, много было изъято из складов ранее оккупированных Византией, с кожей правда проблемы, но это не только касаемо кожи… — потом сделал паузу, чтобы вдохнуть кислорода. — У нас проблемы с жителями на освобождённых территориях. Жители совсем охамели. Многие не хотят платить дань даже под угрозой расправы! Еще раз повторюсь. В этом году мы сможем ещё повоевать без проблем, но если не решить проблемы с побором дани и налогов, то это станет большой проблемой в дальнейшей военной кампании.

— и какие же причины такого непослушания? — интересовался царь.

— в это мало верится государь, но все как один говорят, что у них нет денег, и они голодают! Видите ли, им жить не за что… — вытирая потный лоб платком, объяснял толстый счетовод. — Жили значица и жировали в своей Византии, а теперь резко стали бедняками! Спешу вас заверить государь, деньги у них есть, просто, прячут их эти лживые псы. Были случаи, когда наши солдаты, применив чуть более радикальные методы вопрошания, находили довольно неплохие схроны, и провизии и монет.

Толстый счетовод при этом сделал руками жест, указывая на то, как он ловко нашел решение этой проблемы. А проклятые и не благодарные жители, которые не ценят “свободу”, которую им принесли на блюде, должны в будущем понести наказание.

Царь Калоян призадумался. Тот факт, что воевать можно было еще год, весьма радовал царя. Он был очень горд, что у него есть такие профессионалы при царском дворе, которые без соплей говорили правду. Бедняки не хотели платить дань, как же так? Ведь в Византии сколько лет прожили и совсем ничего не нажили? В это царю не верилось, и он больше склонялся, что Георгий в своих действиях и предположениях был абсолютно прав. Ведь Калоян им даровал свободу, а они даже грош поганый не хотят отсыпать за освобождение? Так не годится.

— хорошо Георгий, я подумаю над тем, что делать с этими жадными холопами, которые противятся помогать освободительной армии. Присаживайтесь. — толстый хряк Георгий Белич сел, и в тот же момент в зал вошел стражник в броне с докладом.

— государь позвольте доложить! — он поклонился и ждал ответа.

— говорите добрый муж, что там у вас?

— на дворе поздняя ночь, а к нам нагрянула делегация половцев! Господа Симеон, Йордан и Пламен стоят у врат крепости и просят аудиенции, по просьбе господина хана Котяна.

Холодок нервозности пронёсся по спине царя, который хоть и был союзником половцев, но всё же немного побаивался их. Ещё больше он побаивался мысли зачем они прибыли? Его никто письмом не предупреждал о таком визите, и сейчас больше всего Калоян не хотел слышать скверные новости.

— хорошо — сощурив брови сказал Калоян, пытаясь не потерять уверенности в голосе. — пускай заходят. Приведите их со всеми почестями.

Просторный зал, который был освещен сотнями толстых свечей, как будто пронесло сквозняком. Огоньки на свечах начали хаотично менять направление пламени и в зал зашли трое мужчин. Их проводило четверо солдат в стальных доспехах при оружии.

Трое половцев отличались друг от друга не только по одежде, но и по размерам. Самый большой был Йордан, примерно два метра роста — великан, которых нужно было только поискать. Раскосые глаза как у монгола и выразительные скулы с вмятым носом о многом говорили. На голове чёрные волосы сходились в длинную косу. Его одежда состояла с грубого кожаного кафтана с вставками волчьей шкуры, которая на плечах блистала серой шерстью. На шее было ожерелье из зубов какого-то крупного хищника. На ногах у всех трёх были примерно одинаковые штаны из варёной грубой кожи. Один Бог знает, как им было не жарко ходить летом в такой одежде. Второй по имени Пламен, был стандартного роста под метр семьдесят, как и третий гость. Он был стройный и жилистый. Его кафтан с открытыми от плечей руками свидетельствовал об этом. Он был одет легче, чем Йордан. Видать, наверное, жару он менее выносил, нежели великан. Голова у Пламена была побрита на половину, на задней стороне волосы тоже сходились в небольшую косу. На левой щеке у него красовался большой шрам уродовавший его скулу до рта. У Пламена была сабля на поясе, которую тот отказался сдавать на входе. Из-за этой прихоти до самого конца гостевания половцев три стражника чуть ли не нависали над ним, боясь за безопасность царя. Последний гость Симеон, был мозгом делегации и по сущности был вообще не похож на половца. Если первые два гостя имели раскосые глаза и желтоватую загорелую кожу, то этот был значительно белее и смахивал на обычного европейца. На его голове была шапка укрытая лисьим мехом по ободку и вышитая неизвестными узорами каких-то зверей. На торсе он носил тканевой кафтан, более лёгкий и менее жаркий, нежели кожаные у земляков. Лицо у Симеона тоже было как у европейца, вряд ли кто-то бы отличил его от остальных болгар. Имена была вымышлены самими половцами, дабы в Болгарии они воспринимались более понятно для царского двора.

— прошу господа, присаживайтесь к столу. — Калоян махнул рукой, указывая на другую сторону стола.

— позвольте поприветствовать нашу уважаемую царицу Анну — попросил Симеон с улыбкой на лице, резко осадив царя.

— конечно уважаемые. — Калоян сказал непринужденно, хотя внутри бесился, что этой молчаливой дуре еще кто-то указывает уважение и внимание. Калоян уже давно плохо относился к своей жене.

Отличием между половцами и другими народами, к примеру болгарами было то, что у племён женщины очень чтились и уважались. Наверное, так было по той причине, что они давали потомство, а мать земля, которая была одним из главных богов Тенгри, давала еду и урожай людям. Прямая аналогия прослеживалась довольно чётко. Поэтому гости почли за честь склонить колено пред сестрой Котяна.


Скачать книгу "Лютица" - Виктор Васильев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание