Оборона Лиепаи (июнь 1941)

Сергей Булдыгин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В своей новой книге автор возвращается к теме героической обороны Лиепаи и Либавской военно-морской базы в первые дни Великой Отечественной войны и, опираясь на более широкий круг источников, предлагает читателю существенно дополненную и уточненную картину событий. Эта история уникальна тем, что в защите города принимали участие командиры, красноармейцы, краснофлотцы и пограничники трех оборонных ведомств СССР, а так же ополчение из жителей Лиепаи. Только выполняя приказ, советские воины пошли на прорыв и оставили город.

Книга добавлена:
7-03-2023, 10:09
0
352
49
Оборона Лиепаи (июнь 1941)

Читать книгу "Оборона Лиепаи (июнь 1941)"



К вечеру гарнизону Лиепаи из Риги направили помощь, которая должна была предпринять попытку деблокировать гарнизон с востока. В 18 ч 50 м 24 июня штаб 27-й армии передал командиру 67-й сд следующее приказание: «Моторизованный полк [с] 18.00 24.6.41 г. атакует противника у Либава с востока. К вечеру к нему подходит танковый полк. Упорно держитесь».[246]

Первые эвакуированные из Лиепаи в этот день поездом прибыли в Ригу. Второй поезд с эвакуированными семьями военнослужащих был брошен паровозной командой на станции Илмая. Железнодорожникам, прибывшим из Лиепаи, запретил двигаться на Ригу начальник станции. Игнорируя это распоряжение, поезд был также доведен до Риги.

Как уже выше отмечалось, в связи с началом войны резко обострилась внутриполитическая ситуация в Латвии. Сторонники латвийской независимости, с помощью германской разведки начали вооруженную борьбу с частями и подразделениями Красной армии, флота и НКВД. Объектом их атаки являлись административные здания органов советской и партийной власти и командные пункты органов военного управления, линии связи, пути сообщения и одиночные бойцы или командиры. Центром попытки восстания в Латвии стал крупнейший город Прибалтики и столица Латвии — Рига. Начальник артиллерии 27-й армии, в то время полковник Н. М. Хлебников ночь с 21 на 22 июня провел на командном пункте, в штабе округа, располагавшемся в центре Риги. Он так описывает начало войны: «В стену дома чмокнули пули, посыпалась белая пыльца. Стреляли видимо сверху, из чердачных окон, но откуда именно, в таком грохоте не различишь. Как стало вскоре известно, в первый же день войны гитлеровские диверсанты при помощи айзсаргов совершили в Риге несколько вооруженных нападений, даже пытались обстрелять военную комендатуру. Бойцы во главе с комендантом города полковником Ивашкиным быстро ликвидировали эту группу».[247]

Площадь Роз, делового центра Лиепаи в предвоенные годы.

Площадь Роз, после взятия города немцами. Фотография сделана в июле-августе 1941–1942 гг.

Площадь Роз, другой ракурс.

Площадь Роз, после городских боев.

Улица Витолу, последствия немецких бомбардировок, в результате которых вся улица была уничтожена, а одна из бомб разрушила крыіло клиники.

Улица Лиела, центральная улица Лиепаи.

Улица Лиела, после городских боев.

Перед началом войны, в рамках повышения боевой готовности, из Риги были выведены части 28-й танковой и 48-й стрелковой дивизий. Другие части находились в летних лагерях под Ригой. Предназначенный для контроля ситуации в Риге 5-й мотострелковый полк (мсп) войск НКВД находился на марше в Ригу после выполнения специального задания (вероятно, последняя довоенная депортация польского населения) из Барановичей в Белоруссии. Поэтому командование округа оставило в городе для контроля обстановки 28-й мотострелковый полк 28-й т. д.

Прибывший вечером 22 июня 5-й мсп войск НКВД активно включился в борьбу с пятой колонной. В отчете командира полка полковника Головко мы находим подробности подавления вооруженного сопротивления: «В г. Риге враждебные элементы развернули активные действия: наводили панику в тылу армии, деморализовали работу штабов, правительственных и советских учреждений, тормозили эвакуацию ценностей и совершали диверсии. Враги установили на колокольнях церквей, башнях, на чердаках и в окнах домов пулеметы, автоматы и вели обстрел улиц, зданий штаба СЗФ, ЦК ЛКП(б), СНК, телеграфа, вокзала и НКВД. Такое положение заставило развернуть самую жестокую борьбу с контрреволюционным элементом в городе. Я объединил все войска НКВД Рижского гарнизона, организовал усиленную охрану всех важных объектов, выставил посты и пикеты на улицах города, систематически освещал патрульными отрядами весь город. С пятой колонной повел жестокую борьбу, на каждый произведенный выстрел из окна, башни или колокольни отвечал огнем пулеметов и танковых пушек. За 23, 24, 25 июня с. г. активность пятой колонны была подавлена. По приказу начальника охраны СЗФ генерал-майора т. Ракутина были расстреляны 120 пойманных негодяев из пятой колонны, о чем было объявлено населению с предупреждением о сдаче оружия».[248]

Подавление антисоветского выступления описано так подробно потому, что эти бои в Риге не позволили командованию 27-й армии оказать помощь защитникам Лиепаи с первого дня войны. К 24 июня интенсивность боев в Риге начала уменьшаться и укомандования 27-й армии появилась возможность отправить к Лиепае помощь. Вечером 23 июня из Риги на автомобилях вышли колонны 28-го мсп и Рижского пехотного училища, усиленного взводом 76-мм орудий и легким танком.[249] Судя по всему, 28-й мсп и первая группа курсантов, выдвигались по отдельности и не знали о действиях друг друга. Командование 291-й пд опасалось удара с востока и постоянно отслеживало с помощью приданного авиазвена ближней разведки местонахождение советских колонн. В 7 ч 55 м немецкий летчик доложил: «Вражеская колонна стоит группами по 4–5 машин на западном выходе из Газенлота [Айзпуте. — Авт.]. Длина колонны — 30 км, промежутки между группами 1–2 км». На колонны наводились бомбардировщики. Уже в 11 ч 45 м 25 июня состоялась первая бомбардировка советской колонны в Айзпуте.

Как уже отмечалось, в этот день германские войска обошли Лиепаю с севера. Сначаланемцы заняли Таши и Вергале, а к полудню их передовые подразделения со стороны Матэри вышли к берегу моря в районе Шкеде (ровно через сутки после захвата Приекуле). Гарнизон советских войск оказался отрезанным от своих главных сил, однако он мужественно продолжал вести тяжелые оборонительные бои. Командир дивизии попытался отозвать к Лиепае стрелковый батальон, прикрывавший побережье в районе Павилосты, но пробиться к нему не удалось.

Когда не удалась попытка связаться по суше со стоявшим в Павилосте 2-м батальоном 56-го сп и передать приказ прибыть в Лиепаю, туда были посланы торпедные катера.[250] С наступлением темноты звено торпедных катеров под командованием лейтенанта Жильцова (ТКА-37, ТКА-47) вышло в Павилосту. Подойдя к Павилосте, ТКА-47 остался в охранении в устье реки Сака, а ТКА-37 поднялся вверх пореке к причалам. В разведку были отправлены старшина мотористов Егоров и радист краснофлотец Разумов. Отличить латышскую речь от немецкой они толком не могли, поэтому попытались выяснить обстановку наверняка. Почти в центре посёлка они наткнулись на, по их мнению, немцев, которые, заметив их, приказали остановиться и открыли огонь. Это могли быть и местные националисты. Краснофлотцы, отстреливаясь, убежали обратно к причалу. Оба катера благополучно вернулись в Лиепаю. Стрелкового батальона 56-го сп в Павилосте к этому времени не было. Вероятно командир 114-го сп дал команду отойти ему к Вентспилсу.

С восточного участка после боев 24 июня отвели комсомольский отряд. Он был небольшим, значительно хуже вооружённым, чем рабочие отряды, но при этом сразу оказался на передовой линии. Отряд повоевал, в том числе участвовал в одной из контратак, однако понёс потери, потерял управление и распался на отдельные группки. Остатки этих групп отвели с передовой и собрали в Доме пионеров для переформирования. В дальнейшем комсомольцы были привлечены к патрулированию города.

К 15 ч 24 июня кризис в обороне немецкой 291-й пд был преодолен. Атаки со стороны гарнизона Лиепаи были отбиты. В 15 ч 40 м немцами был занят аэродром 148-го иап, на нем было захвачено 15 неисправных самолетов. В 16 ч была установлена связь между 505-м ПП и 403-м самб. Последний был подчинен командиру 505-го пп. Было предложено произвести атаку Лиепаи вдоль северного берега Лиепайского озера, однако из-за задержки подвоза боеприпасов атака была перенесена на 2 ч 30 м 25 июня. В 17 ч 10 м была захвачена Вайноде. В 16 ч 15 м командующий 18-й армией предложил выслать к гарнизону Лиепаи парламентеров с предложением сдаться. Командир дивизии, мотивируя тем, что у советских войск в Лиепае нет единого командования, отклонило это предложение. В 18 ч 30 м 24 июня командир 291-й пд отдал приказ № 4. В этом приказе частям дивизии были поставлены следующие задачи:

«1) Остатки войск противника удерживают Либау. Части противника (10-я стрелковая дивизия, танковый батальон, разведбатальон и до батальона… неоднократно атаковали на южном направлении. Противник западнее Дурбен разгромлен. Автомашины противника, в том числе грузовые, направляются на север. Незначительные силы противника западнее Вайноден уничтожаются.

2) Дивизия 25 июня 1941 г. группой Ломейера очищает Либау от противника, в то время как остальные части дивизии охраняют линию Скуодас — Прекулн — Капседа.

3) Атакующая группа Ломейера в составе 505-го пехотного полка, 403-го самокатного батальона, 10-го пулеметного батальона, морского штурмового отряда, морского отряда Биглера, 1-й роты противотанкового дивизиона, артполка (2-й и 4-й дивизионы), 3-й батареи 637-го дивизиона тяжелой артиллерии, 3-й батареи 531-го дивизиона береговой артиллерии, саперного батальона (без 2-й роты), 1-й роты 31-го зенитного батальона (без 1 взвода) 25 июня 1941 г. к 1 ч 30 м сосредотачивается западнее Гробиня и атакует противника на перешейке между озерами Лиепайским и Тосмарским. Сначала захватывается центральная часть Либау. Затем зачищается остальная территория города и порта. Для зачистки порта используется морской отряд Биглера, севернее и южнее группа Ломейера.

4) Части 504-го пехотного полка (504-й полк и 1-й дивизион артполка). основными силами вокруг Приекуле, обеспечивает юго-восточное, восточное и северное направление.

5) Части 506-го пехотного полка, противотанковый дивизион (без 1-й и 4-й рот) охраняет территорию вокруг Дурбе и озера Дурбес и Таше в северном и северо-восточном направлении.

6) 104-е артиллерийское командование с 531-м дивизионом береговой артиллерии (без 3-й батареи) в Прекулне.

7) Самокатный батальон дивизии остается в районе Кроте.

8) Саперное командование дивизии со 2-й ротой саперного батальона и 127-м строительным батальоном по-прежнему обеспечивает дорогу Дарбенай — Скуодас — Приекуле — Гробин, доводя ее до возможности перемещения транспорта весом в 16 тонн.

9) Квартирмейстер с подчиненными частями (резервный батальон и 859-й батальон ландштурма) вокруг Скуодас.

10) 530-й морской адн после окончания строительства моста севернее Скуодаса через Приекуле следует в район восточнее Гробиня. Он располагается там так, чтобы никоим образом не мешать движению по дороге Прекулн — Либау. Впоследствии получит приказ на следование в Либау.

11) Взаимодействие с авиацией:

Оперативная авиация: По заданию командования 18-й армии 1-й воздушный флот 24 июня 1941 г. между 22 ч и 2 ч 45 м произ ведет налет на гавань Либау…».

Приложение к приказу по дивизии № 4.

«Разведотдел: Диверсии и саботаж в стане противника.

а) Население прибалтийских государств и активисты будут проводить диверсии и саботаж в Литве, Латвии и Эстонии.

б) Они получили следующие пароли:

1) Литовцы — «Dünkirchen»

2) Латыши — «Döberitz»

3) Эстонцы — «München»

в) После начала операции часть из них, возможно, будет иметь опознавательные повязки. Они будут вести свою войну против русских.

г) Пароли объявить по всем частям».[251]


Скачать книгу "Оборона Лиепаи (июнь 1941)" - Сергей Булдыгин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » История: прочее » Оборона Лиепаи (июнь 1941)
Внимание