Кельтские мифы

А. Николаева
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Исследуйте многовековую традицию и древнюю мудрость кельтских народов, которые жили на территории современной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Эта книга расскажет вам о почитаемых богах и богинях, героях и волшебных существах. Каждая страница этой книги наполнена увлекательными историями, полными загадок и волшебства. Узнайте о битвах между богами, о древних ритуалах и обычаях, а также о влиянии, которое кельтская мифология оказала на культуру и искусство мира.

Книга добавлена:
20-12-2023, 13:58
0
134
33
Кельтские мифы
Содержание

Читать книгу "Кельтские мифы"



История Кухулина

Кого мы называем героем? В современном понимании герой – это самоотверженный, благородный человек, который способен на подвиги, причем обычно не ради собственной выгоды, а ради блага окружающих. К примеру, герой войны или герой труда. Также в широком смысле героями именуют действующих лиц книг или кинофильмов, и в этом случае их моральные качества вообще не имеют никакого значения: герои могут быть как положительными, так и отрицательными.

Собственно, слово «герой» пришло к нам из Греции, и в древнегреческой мифологии у него было вполне определенное и очень интересное значение: герой – это человек, в родословной которого есть не только простые смертные люди, но и боги. Самый известный пример – Геракл, сын Зевса и женщины по имени Алкмена. Знаменитый путешественник Одиссей имел «божественную кровь» по линиям обоих родителей: его мать была внучкой Гермеса, а отец Одиссея, Лаэрт, приходился внуком Зевсу.

Само собой, все герои отличались доблестью, храбростью, силой, красотой и непрерывно совершали подвиги. Правда, в отличие от богов они не обладали бессмертием. Шло время, значение слова «герой» в греческой мифологии немного изменилось, и им уже обозначали не только смертных потомков богов, но и просто храбрых и доблестных воинов. (Мы постоянно приводим в пример греческую мифологию, потому что она в мировой культуре, можно сказать, стала эталоном мифа и всех его характерных признаков – с греческими мифами очень удобно сравнивать все остальные.)

А есть ли герои в мифологии кельтской? Вопрос сложный и неоднозначный. Если называть героями великих воинов, путешественников, предводителей племен – то да, конечно, есть. Если же считать главным признаком героя божественное происхождение, то тут, как говорится, «все сложно». Из-за плохой «сохранности» кельтских мифов, многочисленности их вариантов один и тот же персонаж подчас выступает то как сын бога, то как смертный, то как собственно бог. Один из таких персонажей – весьма известный, но с темным происхождением – величайший герой ирландских мифов по имени Кухулин. Он из числа центральных фигур уже упоминавшегося Уладского цикла, и история его подвигов предваряется ничуть не менее интересным предисловием.

…Много-много лет назад среди уладов жил уважаемый и богатый человек по имени Крунху. Он владел плодородными землями, на которых паслись многочисленные стада, а в доме не переводились провизия и прочее добро. Дети Крунху были уже почти взрослыми и радовали своего отца, но большим горем в его жизни стала смерть жены. Несколько лет человек этот прожил один, но однажды, обходя свои владения, он встретил загадочную женщину, которая сказала, что зовут ее Маха. Она вошла в дом Крунху и начала выполнять все обязанности по управлению хозяйством, а вскоре стала и его супругой.

С. Рейд. Кухулин в детстве. 1910 г.

Маха или Махи?

Женских персонажей с именем Маха в ирландской мифологии несколько. Например, помимо «тайной супруги» Крунху, это уже известная вам ипостась богини войны Морриган. Связаны ли они как-то друг с другом? По одной из версий, в древности это могло быть одно какое-то женское божество, в более поздних вариантах мифов разделившееся на два.

Все у них было прекрасно, но Маха почему-то требовала, чтобы Крунху никому не рассказывал о ней – мол, она может остаться в доме, только если о ней «не будут говорить». Крунху, который успел очень полюбить свою жену, долгое время выполнял это условие. Но вот однажды король решил устроить большой праздник и пригласил на него всех местных землевладельцев. Крунху тоже собрался идти туда.

– Не ходи, пожалуйста, – попросила Маха. – Я не могу с тобой отправиться в любом случае, чтобы обо мне не узнали. Кроме того, я беременна. И даже если ты пойдешь один, боюсь, ты не удержишься и расскажешь кому-нибудь обо мне.

– Не бойся, не расскажу! – самоуверенно ответил Крунху и отправился на праздник.

Л. Патерностр.

Галльский воин. Ок. 1860 г.

Там было очень весело, столы ломились от угощений, а эль и прочие напитки текли рекой. Но главным событием праздника были состязания всадников, на которых самыми быстрыми оказались королевские скакуны.

– Какие замечательные животные! – восхищались все. – Воистину, нет на земле никого и ничего, что могло бы поспорить с ними в скорости!

– Подумаешь, – неожиданно для самого себя ляпнул Крунху, – моя жена бегает быстрее, чем эти лошади.

Разгневанный король приказал немедленно привести к нему столь удивительную женщину, и Маху вскоре притащили на королевский праздник.

– Твой муж сказал, что ты можешь обогнать любую самую быструю лошадь, – сказал правитель. – Вот теперь беги наперегонки с моими конями и доказывай, что он не врет.

Маха пыталась отказаться, просила, умоляла дать ей отсрочку хотя бы до тех пор, пока она родит ребенка, но король был неумолим. Его поддержали все присутствовавшие на пиру мужи Улада. Крунху боялся возражать, хотя и успел уже очень пожалеть о своей несдержанности.

Женщину заставили бежать наперегонки с королевскими лошадьми. Всего несколько минут продолжалось состязание. Маха и в самом деле обогнала коней, но в конце дистанции, упав наземь со страшным криком, произвела на свет двоих близнецов и через несколько минут умерла. А перед смертью успела проклясть короля и всех мужчин, которые были на празднестве и заставили ее бежать:

– Отныне все мужи Улада в минуту опасности будут испытывать те же самые муки и слабость, которые испытывает рожающая женщина. И так будет продолжаться в течение многих лет, пока не сменятся девять поколений.

И как только она произнесла эти слова, все мужчины, присутствовавшие на празднестве, почувствовали страшную боль, и продолжалась эта боль четыре дня и пять ночей. С тех пор на протяжении девяти поколений испытывали ее все мужчины Улада: так и назвали эту боль «недугом уладов». А было это очень опасно, ведь земли остались без защиты! И лишь герой Кухулин впоследствии оказался не подвержен этой болезни и смог защитить родные земли. Ну а столица уладов с тех пор называется Эмайн Маха.

Официально Кухулин считался сыном Суалтама – одного из уладских вождей. Но, как это водится, его рождение на свет было сопряжено с неоднозначными событиями.

Матерью Кухулина была Дейхтире, сестра уладского короля Конхобара. Во время свадебного пира, когда Дейхтире выдавали замуж за Суалтама, в ее кубок упала маленькая мошка, и девушка, не заметив ее, проглотила насекомое вместе с вином. А ночью ей приснился сон, в котором ей явился бог Луг и сказал:

– Под видом мошки в твоем кубке был я. Отныне я пребываю в тебе, и сын, который родится у тебя, будет моим сыном.

Подобных случаев в мифах разных народов великое множество. У героев часто бывает два отца – официальный, «земной», и божественный, причем история появления героя на свет обычно ни для кого не является тайной. Кухулина (правда, имя это он получил не сразу) иногда называли не просто сыном бога Луга, а одним из его воплощений – уж очень неординарны были его внешность и способности.

Почему на Кухулина не действовал «недуг уладов» неизвестно. Возможно, его спасло от этой напасти полубожественное происхождение.

…Малышу сразу предсказали блестящее будущее. Друиды наперебой обещали, что сын Дейхтире положит конец всем невзгодам, одолеет врагов и об его подвигах будут слагать саги и легенды. Кстати, сначала новорожденного полубога нарекли Сетанта. С раннего детства он отличался огромной силой и рос не по дням, а по часам. А однажды, когда на него напал громадный сторожевой пес, принадлежавший королевскому кузнецу по имени Куланн, ребенок так ударил собаку кулаком, что та свалилась замертво. Но увидев, как кузнец скорбит по своему верному сторожу, мальчик сказал ему:

– Я понимаю, что твоя собака просто выполняла свои обязанности. Я обещаю, что найду нового щенка, обучу его всему и отдам тебе. А до тех пор я сам буду охранять твои владения вместо пса.

Такой поступок все сочли очень благородным, и Сетанта получил новое имя – Кухулин, что дословно означало «пес Куланна».

Согласно мифам, однажды Кухулин, которому едва исполнилось семь лет, случайно услышал разговор одного друида с учениками.

– А для чего благоприятен сегодняшний день? – спросил один из учеников мудреца.

– Если кто-то, желающий стать воином, сегодня возьмет оружие, – ответил тот, – то станет великим бойцом и впишет свое имя в историю. Правда, жизнь его будет короткой.

Кухулин, услышав это, побежал к правителю Конхобару и потребовал снабдить его оружием и колесницей. Несмотря на нежный возраст, он к этому времени уже намного превосходил силой и ловкостью многих взрослых бойцов Улада. Король не отказал. Вот так Кухулин сделал свой выбор: пусть жизнь его будет короткой, но он проживет ее как великий воин.

В свою колесницу молодой воин запрягал коней, которые, по преданию, родились в один день с ним, звали их Черный и Серый – да, просты были их имена, но коням этим не было равных в смелости и резвости! Управлял колесницей друг Кухулина, возница по имени Лаэг.

Как гласят кельтские предания, не было никогда на свете юноши прекраснее Кухулина! Он был искусен в играх, ловок в прыжках, красноречив, обладал ясностью ума и мудростью в речах. Не было ему равных в игре фидхелл[5], а также в игре на музыкальных инструментах; кроме того, он обладал даром пророчества.

С. Рейд. Кухулин и пес Куланна. 1910 г.

А еще было у него в одном глазу три зрачка, в другом – четыре; на каждой руке и ноге у Кухулина было по семь пальцев. Был он настолько ловок, что, вонзив в землю копье острием вниз, мог стоять на вершине древка на одной ноге! А участвуя в бою, Кухулин подчас подбирался к врагу под водой реки и мог внезапно, стоя по грудь в воде, метнуть копье, но не рукой, а пальцами ноги, чтобы враг не ожидал удара.

С. Рейд. Кухулин просит оружие у Конхобара. Нач. ХХ в.

В бою молодой человек преображался – ярость овладевала им до такой степени, что мускулы и сухожилия «вздувались под кожей буграми размером с голову», на кончике каждого его волоса выступала капля крови, он становился выше ростом, тело и доспехи начинали источать невероятный жар, а от его боевого клича трескались камни и закипала вода в озерах…

…Странные критерии красоты? Но в то время, когда рождались эти мифы, идеалом мужчины считался воин. И нестандартные внешние приметы, которые приписывают Кухулину, – это, скорее всего, просто образное представление воинских достоинств. Многочисленные зрачки – признак зоркости и меткости, «лишние» пальцы – доказательство ловкости и развитых боевых умений, кровавые капли на волосах – ну, это просто художественное преувеличение!

Кухулина многое роднит и с греческим героем Ахиллом, и со скандинавским богом Тором. Он не просто любит принимать участие в битвах, он знаменит своей способностью впадать в боевое неистовство – риастрад.

Лишь несколько небольших недостатков было у Кухулина, сообщают нам древние предания. Был он молод, чрезвычайно горд своей храбростью и ловкостью в бою, и еще – невероятно красив. Впрочем, об этом уже было сказано.


Скачать книгу "Кельтские мифы" - А. Николаева бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Мифы. Легенды. Эпос » Кельтские мифы
Внимание