Детектив с одесского Привоза

Леонид Дениско
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Детектив с одесского Привоза» — первая книга молодого украинского писателя Леонида Дениско, переведенная на русский язык. Динамично и захватывающе рассказывает автор о мужестве работников милиции. Главный герой повести — сотрудник уголовного розыска, бывший рабочий, пограничник, участковый инспектор. Действие повести происходит в Одессе в наши дни в условиях усиливающейся и обостряющейся борьбы с преступностью.

Книга добавлена:
21-11-2022, 08:16
0
399
57
Детектив с одесского Привоза

Читать книгу "Детектив с одесского Привоза"



1

Командир народной дружины плавстройотряда, верзила с огненно-рыжей шевелюрой, стоял перед участковым инспектором Василием Забарой, слегка покачивался и басил:

— Товарищ лейтенант, ничего, что нас мало, зато мы — в тельняшках. Умеем забивать сваи в морское дно и ловить бычков в мутной воде. Главное — знать, где нужно забросить удочку. Такой же принцип и на суше Мигом надергаем целую низку клюкачей. А вы разбирайтесь, кто чем дышит: вином, водкой или коньяком...

— Это уже смахивает на браконьерство, — недовольно произнес участковый. — Берите своих дружков и побыстрее идите домой.

— Да вы что! Нас занарядили на весь вечер патрулировать улицы, чтобы родной город мог спать спокойно...

— Народную дружину называют добровольной, а вы — «занарядили»... Ждал из вашей конторы дюжину молодцов, а появилось трое... рыбаков. И подняли такой шум. Выпусти вас на дежурство, и что потом? Вам нужны повязки не на руки, а на лицо. От носа до подбородка. Из марли. Впрочем, они быстро покраснеют. Когда это вы и где успели «согреться»?

— Товарищ лейтенант, повод уважительный. Наш лучший копровщик сегодня женится, плюс — ему двухкомнатную квартиру дали. Ну мы и заскочили... Остальные дружинники там. Втроем подежурим и за них. С вашим предшественником мы жили дружно, хорошо...

— А со мной, значит, не хотите? Конечно, не хотите, если такой номер выкинули.

— Участок долгое время был нейтральным, мы и расслабились. Но ничего. Теперь соберемся. Так мы пошли патрулировать?..

— Нет, лучше идите домой или на свадьбу-новоселье, — повысил голос участковый.

— А что я скажу завтра в своей конторе? Ведь нам могут премию урезать.

— Так и скажите. Все как было. Мол, не успели одновременно на два базара.

— Вы, товарищ лейтенант, принципиальный. Будем иметь это в виду.

Не попрощавшись, верзила вышел из штаба народной дружины микрорайона. Следом за ним вышли и двое дружинников.

Забара сел за стол, побарабанил пальцами по столу. Интересно, как дежурят другие стражи общественного порядка? Тоже прибыли не в полных составах. Отправились на маршруты — и ни звука. А что им? Могут запросто пойти в кино или в театр — такое часто случается, — в двадцать три часа принесут повязки, в журнале сделают одинаковые записи: «Дежурство прошло хорошо». И — до свидания. Если верить этим записям, то на его участке уже целую неделю тишь и благодать.

«Ладно, пойду разнашивать сапоги», — Забара встал.

Так он полушутя называл свой пеший обход участка.

Начинался этот обход с утра и продолжался до позднего вечера. Работы у участкового инспектора всегда хватает.

Больше часа Забара ходил по улицам. Некоторых нарушителей сам призывал к порядку, других «знакомил» с дружинниками. Лишь одна группа в полном составе патрулировала на своем маршруте. Остальные как в воду канули.

Когда вернулся в штаб, позвонил оперативный дежурный по районному отделению милиции.

— Чем занимаешься?

— Да воюю...

— Что, много нарушителей?

— Со своими воюю. С дружинниками. Пока что большинство не дежурят, а добровольно отбывают повинность.

— Вот что, заключи с дружинниками временное мирное соглашение и поспеши на улицу Чкалова. Там что-то случилось. Поскольку это на твоей территории, надо подскочить туда, глядишь, чем-нибудь и поможешь. Оперативно-розыскная группа уже выехала...

Возле пятиэтажного дома на улице Чкалова стоял милицейский газик и скорая медицинская помощь. Моторы обеих машин тихо работали. Сержант — водитель газика — сдерживал любопытных прохожих:

— Граждане, идите своей дорогой, тут никакого кина не будет.

Для него это была обычная работа.

— Где? — спросил Забара.

Сержант понял его.

— Второй подъезд, последний этаж.

На лестничной площадке горела «переноска».

Забара перевел дух, посмотрел на дверь двадцать третьей квартиры. Удивился. Надо же! Вот это экзотика!

Двери квартир всегда казались ему живыми существами. Какие они все разные — добрые и злые, крикливые и молчаливые...

Эта дверь напоминала опереточного вояку в парадной форме.

Одна половина была обита кожей зеленого цвета, другая — розового. Материал импортный, такой не купить даже у известных спекулянтов Привоза[1], видать, доставлен откуда-то издалека. Разноцветны и головки гвоздей: синие, красные, зеленые. Даже удивительно, как соседские мальчишки не повыдергивали их до сих пор на сувениры. Цифра «23» — ярко-белая. Слева маленькая вешалка из нержавеющей стали — повесь свою сумку или авоську, освободи руки и колдуй над замками. Замков три и тоже какие-то странные, не отечественные. Справа — лампочка квартирной сигнализации. Голубая кнопка звонка расположена высоко — не каждый мальчишка-озорник дотянется до нее. Перед порогом — коврик. Возле него — лужица крови. Кровь узенькой струйкой вытекала из-под двери двадцать третьей квартиры. Кто-то ступил в эту лужицу и оставил три четких отпечатка на полу, два — на ступеньках.

У стены, около двери двадцать второй квартиры, курили и тихо разговаривали следователь капитан Дунаев и эксперт-криминалист капитан Трибрат.

— Добрый вечер, — поздоровался с ними Забара.

— Для кого добрый, а для кого не очень, — ответил следователь. — Короткий перекур, пока медицина спасает потерпевшую.

На лестничной площадке появился инспектор уголовного розыска старший лейтенант Ревчук и сообщил, что врач свое дело сделал.

— Посмотри здесь внимательно, — сказал ему Дунаев. — А мы осмотрим квартиру.

В прихожей Забара увидел старушку с забинтованной головой. Она сидела в мягком кресле, застеленном покрывалом. Над ней склонилась белокурая молодая женщина, что-то тихо говорила и гладила по плечу. Фельдшер, наверное студент медицинского института, упаковывал на полу свой чемоданчик.

Врач в очках с толстыми стеклами взял Дунаева под руку, отвел в угол и тихо сказал:

— У потерпевшей легкое сотрясение мозга, разбито лицо. Предлагал госпитализировать, но она отказалась. Мы сделали все, что в наших силах. Немного поговорите, и пусть ложится, нервничать ей нельзя.

— Доктор, что можно предположить? Как действовал преступник?

— По-моему, самое простое. Женщине разогнуться трудно. Радикулит. Ходит согнувшись, вот он и ударил сверху в затылок. Удар средней силы. Женщина упала, потеряла сознание...

— Вы сказали — он, — прервал врача следователь. — Значит, нападал мужчина?

— Не обязательно. Могла ударить и женщина.

Вскоре медики ушли.

Дунаев склонился к потерпевшей.

— Елизавета Ивановна, расскажите, как все произошло.

— А так и произошло, — тихо ответила старушка, сокрушенно покачивая забинтованной головой. — Приехала к сыну в гости, открыла дверь, а кто-то меня стукнул...

— Не заметили, кто это был: мужчина или женщина?

— Не успела. Только ступила на порог, и нате вам. За что? Что я кому плохого сделала?

— Вспомните подробней весь свой путь на пятый этаж. Может, кого-нибудь видели на лестничной площадке или у двери квартиры сына?

— Не видела я никого. Да и темно было. Поднялась с трудом. У меня ведь радикулит. Несколько раз отдыхала. Нажала на кнопку звонка. Но дверь никто не открыл. Удивилась, ведь сын дома. Решила, что спит. Открыла замок своим ключом. Дверь оказалась на цепочке. Подергала. Услышала в прихожей вроде бы шаги. Кто-то снял цепочку. Я вошла и... — женщина умолкла.

— Ну, а дальше что было?

— Ничего не помню. Пришла в себя, а тут и вы кричите: «Откройте, откройте!..» Сын не кричал бы, у него есть ключи. Ну, думаю, всё, вернулись добить меня. Если бы не услышала голос соседки, то и не открыла бы.

— Так где же ваш сын?

— Если бы я знала. Дал радиограмму, что сегодня прибывает, я и приехала. А меня вон как встретили... Ой, ой, может, моего Петрика уже и нет на этом свете, — заплакала старушка.

Белокурая женщина — это была соседка из двадцать второй квартиры — дала ей стакан с водой.

Когда старушка немного успокоилась, Дунаев спросил ее:

— Вы на чем приехали в Одессу, Елизавета Ивановна?

— На автобусе. Из Измаильского района.

— Может, сын пошел вас встречать? — высказал предположение следователь.

— Откуда он знал, когда я приеду? Ой, если Петрик убит, то и меня вместе с ним похороните. Один он у меня...

— Да живой ваш сын, Елизавета Ивановна, живой. Идите в комнату и отдыхайте. Мы будем здесь, пока Петр не вернется. Не бойтесь. Может, с его приходом что-нибудь прояснится. А того, кто вас обидел, мы обязательно найдем.

— Да я что, — вздохнула старушка. — Лишь бы Петрик был живой...

Ее отвели в комнату, уложили в постель.

В прихожей появился эксперт-криминалист капитан Трибрат.

— Какие новости? — спросил его Дунаев.

Трибрат развел руками:

— И второй заход неудачный. Не нашел ни одного отпечатка. Нет вообще ничего подозрительного.

— Но ведь преступник здесь побывал — факт бесспорный. Интересно, что он прихватил с собой? Да, надо ждать Петра. Кстати, вы его знаете? — обратился Дунаев к Василию Забаре.

Забара все это время молча стоял возле двери. Кровь, забинтованная голова женщины, разговор следователя с врачом и потерпевшей, сообщение эксперта-криминалиста — все это было для него как сон. На него никто не обращал внимания. И вот наконец-то вспомнили.

Вопрос Дунаева вывел Забару из оцепенения.

— Нет, не знаю, — ответил он. — Меня назначили недавно, еще не успел со всеми познакомиться.

— Из нового пополнения?

Забара кивнул.

— Тогда считайте сегодняшний день своим дебютом, — улыбнулся Дунаев. — Будете ловить свою первую вечернюю удачу. Может, и ночную. Позовите сюда соседку и стажируйтесь у нашего тройного бога криминалистики.

«Тройным богом криминалистики» в районном отделении милиции называли Трибрата. У него была феноменальная память, он считался непревзойденным мастером дактилоскопии, любой след преступника рассказывал ему больше, чем другим.

Соседка — ее звали Еленой Сергеевной — сказала, что вдовец Петр Николаевич Тищенко, старший механик рыбоморозильного траулера, дома бывает редко, любит часто повторять: моряк рождается для того, чтобы плавать, а рыбак — дважды моряк. В последний раз он ушел в плавание семь месяцев тому назад. Сегодня, наверное, вернулся, потому что контрольная лампочка охраны над его дверью днем не горела. Но она его не видела, зайти не решилась, подумала, что отсыпается, и не стала беспокоить.

Да и вообще ни она, ни ее муж с Тищенко не очень-то дружат. Лет пять тому назад ему дали эту однокомнатную квартиру, он пригласил их на новоселье, потом еще несколько раз они отмечали вместе его счастливое возвращение с промысла, день рождения, когда ему исполнилось сорок лет. Еще однажды Тищенко встречал у них Новый год — вот и все.

Да, в прошлом году она покупала у соседа для себя и для мужа кое-что из одежды и обуви, ковер, накидку, другие вещи. После завершения предыдущего рейса Тищенко побыл дома три дня и как-то вечером заглянул на минутку к ним. Проведал. Во дворе говорят, что в гости к нему зачастила симпатичная девушка, но она точно не знает, правда ли это. По крайней мере, лично этой девушки ни разу не видела.


Скачать книгу "Детектив с одесского Привоза" - Леонид Дениско бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Полицейский детектив » Детектив с одесского Привоза
Внимание