Перекресток дорог.Книга 1

Николай Белых
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга 1 романа "Перекресток дорог" автора Н. Белых — о людях и событиях в России с начала 1900-х годов по 1908 год.

Книга добавлена:
11-02-2023, 16:52
0
238
76
Перекресток дорог.Книга 1
Содержание

Читать книгу "Перекресток дорог.Книга 1"



1904 год завершился в Севастополе декабрьской забастовкой в мастерских порта по случаю уменьшения заработка, обысков рабочих при выходе их мастерских и отказа им в медицинской помощи при травмах на производстве.

Рабочие собрались на площади и вышли колоннами из ворот порта. Прискакавшие полицейские окружили рабочих и, угрожая применить оружие, принудили их разойтись.

Расходясь, рабочие сжимали кулаки, грозили ими в сторону полиции и переговаривались между собою:

— Жаль, без ружьев мы, а не то бы так пальнули, что и полиция, и жандармы и сам сволочной адмирал Чухнин удрали бы, потеряв штаны или даже свою голову.

В конце декабря 1904 года Анисья получила через связного большой пакет из Батума. Шкляревич В. Г. зашифровал копию своих записок и послал Анисье перед своим выездом за границу. Он просил сохранить этот документ, так как, на случай возможного ареста Шкляревича при переходе границы, не останется никакого другого. Анисья должна была потом, как попросит ее об этом человек по кличке "Старик", передать записки в Женеву…

Целых трое суток расшифровывала Анисья тексты. И вот что было написано в них:

"…Спасибо, Нина Николаевна, за вашу регулярную информацию о жизни и деятельности Севастопольской социал-демократической организации, особенно за ваши усилия по борьбе с меньшевиками. Сердечно рад победе севастопольцев в схватке с меньшевистским Крымским комитетом РСДРП, засевшем в Симферополе. Ленина, о чем он написал мне, радует эта победа, избрание рабочего Ивана Старостина делегатом Севастополя на Третий съезд РСДРП. Благодарю вас и за выполнение моего совета об адресах и явках. Всеми своими делами вы, Нина Николаевна, убедили меня в своей способности не падать духом при любых трудностях и в готовности пойти на любые личные жертвы во имя революции. Этим и объясняется мое безграничное доверие к вам, посылка пакета. Текст надо сохранить для истории. Вы сами увидите, что рабочие Батума вынесли на своих плечах груз борьбы с царизмом и меньшевиками не меньший, чем севастопольцы. В моих записках рассказано об этом чрезвычайно кратко.

Я уже сообщал вам раньше, что в марте 1903 года удалось мне вместе с батумцами быть на первом съезде социал-демократических организаций Кавказа, когда основали Кавказский Союз РСДРП, избрали Кавказский Союзный Совет. Наблюдал я работу и второго съезда Кавказского Союза РСДРП во второй половине октября 1903 года. Обсуждали решения 2-го съезда РСДРП. Я лично слышал много отрицательного, высказанного противниками старой "Искры", то есть меньшевиками, против решений съезда партии. Но они оказались в меньшинстве. В Батуме же они потерпели решительное поражение: Батумский комитет РСДРП твердо стоит на позициях большевизма. Вместе с другими Закавказскими комитетами РСДРП — Имеретино-Мингрельским, Бакинским, Тифлисским — он выполняет ленинское указание о подготовке 3-го съезда партии, чтобы покончить с кризисным положением. И эта точка зрения поддержана в мае 1904 года на Третьем съезде Кавказского Союза РСДРП.

Вы, Нина Николаевна, должны знать, какую трудность пережили мы в Закавказье после июльского захвата меньшевиками и примиренцами органов ЦК партии. Называя себя представителями ЦК и действуя обманными методами, они, особенно примиренец И. Ф. Дубровский, скрыли от нас факт, что меньшевики овладели органами ЦК, лишили Ленина прав заграничного представительства ЦК и даже запретили печатать его труды без разрешения коллегии ЦК и потребовали прекратить подготовку к Третьему съезду партии. В этих условиях дезориентации и обмана социал-демократические комитеты — Батумский, Тифлисский, Кавказский Союзный Совет, считая, что так нужно Ленину, выразили доверие ЦК и решили приостановить подготовку к 3-му съезду партии.

Почувствовав что-то неладное, я сообщил о случившемся Ленину. Личного ответа не получил. Но в сентябре 1904 года Ленин прислал в Закавказье Розалию Самойловну Землячку со специальными поручениями. Она посетила комитеты РСДРП в Батуми и Кутаиси, Тифлисе и Баку. Ознакомила социал-демократов с текстом воззвания 22-х большевиков "К ПАРТИИ" по поводу созыва 3-го съезда партии. И вот Батумский и Гурийский комитеты первыми исправили свою невольную ошибку, решили продолжать подготовку к третьему съезду РСДРП. Пример этих комитетов имел большие положительные последствия: конференция Кавказских организаций РСДРП в конце ноября 1904 года в Тифлисе (а там были представители Батумского, Имеретино-Мингрельского, Тифлисского и Бакинского комитетов РСДРП) осудила позицию меньшевиков и примиренцев, выразила свое недоверие меньшевистским органам ЦК и решила продолжать подготовку к 3-му съезду РСДРП.

Большевистская позиция Батумского комитета РСДРП и батумских рабочих проявилась и в вопросе о русско-японской войне, вспыхнувшей в январе 1904 года.

По этому вопросу Батумский и Гурийский комитеты напечатали и распространили 13 прокламаций. Основной их смысл выражен в следующих оценках войны и лозунгах: "…громом пушек царское правительство хочет заглушить стоны многомиллионного обнищавшего народа…", "Пора положить конец этому азиатскому палачу народов, царскому правительству", "События на Дальнем Востоке поют похоронный марш царизму", "Долой царское самодержавие!", "Да здравствует демократическая республика!", "Долой войну!", "Долой врагов отечества — царя и его прихвостней!".

Рабочие Батума целиком поддерживали Батумский комитет РСДРП. Об этом говорит и такой факт: когда, в начале февраля 1904 года, царские власти пытались силами черносотенцев и подкупленных бродяг провести верноподданническую манифестацию в поддержку войны с Японией, рабочие под руководством Батумского комитета РСДРП утром 2 февраля вышли на контрманифестацию. И едва успели черносотенцы выйти после молебна из городской церкви и собраться на площади Азизие под хоругвями и царскими флагами, чтобы отсюда двинуться по городу, как сотни рабочих нахлынули на площадь. Они сорвали царские флаги и подняли красный флаг революции. На нем был изображен царь в гробу и под лозунгом: "Долой самодержавие".

Рабочие, разогнав черносотенцев и огласив город револьверными залпами, прошли по городским улицам, не убоявшись полицейских арестов и репрессий.

В Батуме хорошо использован описанный вами в одном из писем опыт Севастопольской военной организации РСДРП. При Комитете РСДРП создана военная комиссия из двух групп: военная группа проводит работу в войсках, а боевая — организует рабочие боевые дружины, снабжает их оружием и боеприпасами. Ведь свергать ненавистную власть нельзя голыми руками. Кстати сказать, гранаты и мины изготавливают батумские мастера-боевики таких типов и по такой технологии, как показал Вячеслав Шило во время пребывания в Батуме. Он смелый и находчивый парень, так что, если потребуется вам послать в Батум человека с литературой или какими поручениями, то желательно доверить Вячеславу Шило или, как вы ему дали кличку, "ЭКК".

Сообщаю еще, Нина Николаевна, что при Батумском комитете РСДРП создана боевая касса. Через нее поступают и расходуются средства для военно-боевой работы. Наши активисты вербуют солдат в кружки. Многие десятки солдат уже вовлечены в кружки. Вообще же солдаты с большим интересом слушают и читают напечатанные для них Батумским комитетом РСДРП листовки и прокламации. Много внимания уделяется интернациональному воспитанию. Солдаты всех наций усваивают истину: враг всех наций — царизм, а между всеми нациями, чтобы успешно справиться с этим врагом и строить счастье своей жизни, должна быть тесная дружба.

Военно-боевая организация проводит воспитательную работу и среди новобранцев. Например, 24 ноября 1904 года в Батумском порту новобранцы участвовали в демонстрации вместе с рабочими. Агитаторы разъясняли новобранцам, отправляемым на службу в различные местности Российской империи, что они должны быть всегда вместе с трудовым народом и не поддерживать царский строй.

Много делает военно-боевая организация по оказанию помощи репрессированным солдатам. Эта помощь разная: и материальная, и организация побега солдат из тюрьмы, с гауптвахты. При этом солдаты снабжаются необходимыми документами, им помогают найти работу или убежище от полицейско-жандармских преследований.

Многие, репрессированные царскими властями и освобожденные социал-демократами из-за решеток, из-под ареста, направлены в центральные города России, а также в Севастополь, Новороссийск, Одессу, Николаев, Ставрополь, Армавир, с которыми у нас установлены испытанные связи.

Воспользовались мы и вашей, Нина Николаевна, рекомендацией связаться с Александром Гордеевичем Макеевым, который отбывает ссылку в станице Баталпашинской, проживает в доме казака Дзюбы под гласным надзором полиции. И вот мы, используя нашу связь с одним из филеров полиции и его согласие работать на дело революции, сумели направить его в станицу Баталпашинскую с очень "авторитетными" рекомендациями полицейских властей. Теперь этот человек живет тоже на квартире казака Дзюбы с полицейским поручением следить за поведением Макеева. Фактически же он выполняет наше задание связного и с Макеевым, и с социал-демократами Ставрополья, а также центральных губерний России, в частности и с революционным движением в Курской губернии.

Теперь Макеев знает об этом. Однажды странник с сумой за плечами (а это тоже наш агент связи) встретил Макеева и сказал ему, что он из тех щигровских бахчевников, с которыми дружил Макеев. Назвал пароль, потом передал письмо и предупредил: "Прочитайте и сожгите, чтобы ни один глаз чужой в букву и строчку не заглянул…". В письме сообщалось, что полицейский агент, наблюдающий за Макеевым, сам состоит в подпольной организации и что ему дано указание благосклонно относиться к своему поднадзорному "политическому ссыльному". В письме говорилось, что сам Макеев должен ни о чем не просить атамана станицы, а для отвода глаз должен повесить у себя в комнате несколько икон с лампадой перед ними.

И вот на стол баталпашинского атамана регулярно ложились донесения секретного полицейского агента: "Мой подопечный, имею честь доложить, совершенно безвредный мужик. Голова его полна знаний, так что зачем им вянуть без дела, если лучше заставить оного просвещение детворе давать…"

Маневр удался. Став учителем и укрепив связи с нелегальными организациями, Макеев выполнял поручения подпольщиков. Он, кроме того, создал Баталпашинское легальное общество взаимопомощи учителей. В него вовлечены и революционно настроенные казаки.

С помощью своих и наших друзей — Вадима Болычевцева и Пьяных Ивана — наладил Макеев, как мы просили, связи с социал-демократическими организациями Екатеринодара, Армавира, Ставрополя, Батуми, Кишинева, Севастополя. Через члена севастопольской военной организации матроса Ивана Криворукова, связанного еще раньше с подпольной Кишиневской типографией "Искры", организовал доставку ленинской газеты "Искра", распространял ее среди населения.

Имейте все это в виду, Нина Николаевна, используйте при надобности. И очень хорошо, что в Севастополе, Батуме и в других социал-демократических организациях сумели осуществить ленинские рекомендации по вопросам конспиративности в работе. Жандармско-полицейские службы еще до сей поры не допускают мысли о наличии у социал-демократов столь широких связей.


Скачать книгу "Перекресток дорог.Книга 1" - Николай Белых бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Проза » Перекресток дорог.Книга 1
Внимание