Перекресток дорог.Книга 1

Николай Белых
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга 1 романа "Перекресток дорог" автора Н. Белых — о людях и событиях в России с начала 1900-х годов по 1908 год.

Книга добавлена:
11-02-2023, 16:52
0
245
76
Перекресток дорог.Книга 1
Содержание

Читать книгу "Перекресток дорог.Книга 1"



Будьте и в дальнейшем бдительны. Ведь нам могут нанести удары не только жандармы, но и меньшевики. Могут, честное слово, могут понаехать и в Севастополь разные враги старой "Искры", как они уже атакуют Закавказье и Батум. Сюда уже приезжали во главе с В. Носковым (Глебовым), а также заправилы грузинских меньшевиков Ной Жордания (Костров) и С. Джапаридзе. Ох, и старались они до седьмого пота, чтобы сдвинуть батумских социал-демократов на меньшевистские позиции. Не исключено, что такие антиленинцы возьмутся за обработку Севастопольских социал-демократов, как уже брались за социал-демократов Баку и Сочи, Тифлиса и Новороссийска, Николаева и Одессы, Крыма.

Жаль, что вам не пришлось пока лично познакомиться с большевиком Сильвестром Иосифовичем Тодрия. Это бывший наборщик в Батумской типографии и один из основателей социал-демократической организации ленинско-искровского характера. В настоящее время выполняет важную роль по связи Батума со многими социал-демократическими комитетами страны. В октябре-ноябре 1904 года он посетил Новороссийск, Ростов, Киев, Смоленск, Курск. По каким-то мне неизвестным причинам, он не смог выполнить план посещения Севастополя, Одессы, Николаева. Вероятно, насели ему на хвост жандармские ищейки.

Рекомендую вам, Нина Николаевна, связаться с Сильвестром Тодрия, видным деятелем Кавказского Союзного комитета РСДРП. У него есть прозвище "Стекляный" (Между прочим, это прозвище, как нам стало известно через наших агентов, фигурирует в жандармских донесениях. В этих донесениях жандармы характеризуют Тодрия "Серьезным социал-демократом)". С Тодрия, Нина Николаевна, вы можете связаться по имеющемуся у вас батумскому адресу номер 7.

Сообщаю, как вы об этом просили, о некоторых событиях текущего года в Батуме, чтобы вы, как и я, сделали твердый вывод: Батумский комитет РСДРП и весь батумский пролетариат подготовлены к любым событиям, которые могут произойти в стране, находящейся перед бурей.

Но есть у меня опасения, что меньшевики могут нам сильно напакостить, проводя индивидуальную обработку членов социал-демократических комитетов. Приведу, к примеру, некоторые факты: заколебался член Батумского комитета РСДРП С. Таварткиладзе, а потом и совсем перешел на сторону меньшевиков. А его товарищ М. Арсенидзе (Тот самый, о котором рабочие сложили остроту: "до обеда — большевик, после обеда — меньшевик"), наслушавшись проповедей Ноя Жордания, громогласно провозгласил себя истинным меньшевиком, стоящим против созыва третьего съезда РСДРП.

Вот вам и другие факты для размышления и выводов, для ознакомления севастопольцев с жизнью Батума.

Начался год небольшой экономической забастовкой на заводе Манташева. Рабочие лесопильного отделения завода потребовали сократить рабочий день, повысить зарплату, уничтожить штрафы. Упрямство администрации завода вызвало общее возмущение, так что 2 февраля 1904 года на этом заводе забастовали около тысячи семисот рабочих. Через 8 дней к забастовке присоединились рабочие промышленника Ротшильда. Забастовка длилась до 4 марта, принимая политическую окраску. Полиция арестовала 44 стачечника.

В это же время вспыхнул бунт в Батумской тюрьме. Возглавил его большевик Г. Телия, томившийся за решеткой за доставку в Батум в 1903 году оборудования нелегальной типографии.

— Уберите хамствующего надзирателя тюрьмы Григорьева! — требовали заключенные во дворе тюрьмы. Григорьев выстрелил из револьвера, и тогда арестованные забросали его камнями.

Воспользовавшись стычкой и паникой тюремщиков, сбежали некоторые заключенные. Среди них был заключенный Пашков. Он работал на кухне, а, видя панику в тюрьме и во дворе, перелез через забор и скрылся.

Догадываясь, что забастовки и антиправительственные выступления в городе организованы Комитетом РСДРП, а также активистами социал-демократии, полиция продолжила аресты. Среди арестованных 19 апреля на заводе Манташова 2 были Александр Чхенкели, Георгий Филия, Алистро Бердзенишвили, Леван Готошия. Они были высланы из города, хотя и не были членами Батумского комитета РСДРП, лишь подозревались в этом.

Умелая конспирация в работе Батумского комитета РСДРП давала свои положительные результаты: полиция не знала членов комитета. Ей приходилось арестовывать наобум, а потом освобождать социал-демократов за "не доказанностью вины".

Слабость полицейского сыска и действенность большевистской конспирации ярко проявилась в деле Г.С. Согорашвили. В сентябре 1904 года его арестовали в Баку по обвинению в качестве одного из адресатов "Искры", выслали в Батум для проживания с семьею родителей и взяли под гласный надзор полиции (Об этом было решение государя-императора по докладу министра юстиции от 2 июня 1904 года).

Осуществляя свой надзор, полицейские с жандармами так и не знали, что Г. С. Согорашвили был в 1904 году председателем Батумского комитета РСДРП и одновременно руководил Гурийским комитетом РСДРП, в котором работал и такой революционер, как Самуил Буачидзе ("Ной"), вступивший в РСДРП в 1900 году.

20 мая, при прямом содействии Батумского Комитета РСДРП, значит, и Согорашвили, проведена однодневная забастовка на чугунолитейном заводе Каплана, пущенного в действие в декабре 1900 года.

Через шесть дней вспыхнула забастовка на механическом заводе Пассека. Не уступив забастовщикам, Пассек 4 июля уволил всех рабочих и начал вербовку новых рабочих в Одессе, Баку, Севастополе, в Курской губернии, на Ставропольщине.

Среди арестованных и сосланных забастовщиков оказался и организатор забастовки большевик И. Певцов, прибывший в свое время в Батум из Рязани.

Рабочего Г. Стуруа, большевика по своим взглядам и делам, выслали в Астраханскую губернию. Жандармы и полиция не знали, что все высылаемые из Батума рабочие социал-демократы получили задание Батумского комитета РСДРП установить связи и адреса с социал-демократическими организациями мест своей ссылки, связать эти организации с Батумом. Так возникала и крепилась связь революционного движения батумцев со всероссийским революционным движением.

Жарким в политическом смысле был в Батуме год 1904-й.

Рабочие завода Хачатурянца, бастуя с 9 по 14 июня, вынудили хозяина закрыть завод. В Батуме же зародились новые формы борьбы рабочих с капиталистами: то механизмы и машины работали вхолостую, то неимоверно возрастал брак изделий, то исчезали куда-то заготовки, сырье, материалы, оборудование.

Рабочие-табачники на фабрике Биниат-оглы в июле объявили бойкот фабричной продукции, а Батумский комитет РСДРП издал прокламацию с призывом к народу не покупать табачную продукцию фабрики Биниат-оглы. И народ выполняет этот призыв социал-демократического комитета.

Забастовки в Батуме непрерывно перекатывались с завода на завод.

Один из писарей канцелярии батумского полицмейстера, связанный с социал-демократами, передал нам копию доклада полицмейстера военному губернатору от 24 октября 1904 года. В докладе имелись и следующие строки:

"…в последнее время своеволие бунтовых рабочих дошло до небывалых размеров и небывалой дерзости. Забастовки, стачки, угрозы стали повседневным явлением, а поднятие цены на рабочие руки дошла до таких размеров, что обычная деятельность предпринимателей разных фирм не только стеснена до невозможности, но даже прекращена. И все предпринимаемые мною охранные меры оказались бессильными в борьбе с таким громадным наплывом голодного люда, каковой особенно увеличился в последнее время вследствие аграрного движения в прилегающем к Батуму Озургетском уезде…"

В декабре Батумский комитет РСДРП организовал всеобщую политическую демонстрацию. 20 декабря в ней приняли участие тысячи рабочих заводов и порта. Распространено много листовок и прокламаций лозунгами: "Да здравствует грядущая всероссийская революция!", "Долой позорную войну!", "Мы требуем созыва Учредительного собрания!".

О боевом характере политической демонстрации говорит тот факт, что демонстранты были вооружены револьверами, стреляли вверх. И полиции с трудом удалось приостановить движение демонстрантов по улицам города.

Вместе с накалом революционных выступлений в Батуме ширится крестьянское движение в Аджарии, в Гурии, где действовали вооруженные отряды борцов за республику, за землю крестьянам, за прекращение кабальных условий аренды земли у помещиков.

Знаменательно еще и то, что формы крестьянского движения в Гурии находили себе подражание и в центральных губерниях России, особенно в Курской губернии. Приезжали в Гурию представители крестьян Щигровского уезда. Они вступили в непосредственную связь с членом Имеретино-Мингрельского комитета РСДРП Самуилом Буачидзе, известным по кличке "НОЙ"… Интересной была его связь с руководителями щигровских крестьян Иваном Пьяных и Вадимом Болычевцевым. Об этом…"

На этой строке оборвался расшифрованный текст. И все старания Нины Николаевны расшифровать последний листок до конца не увенчались успехом… Она лишь раза два или три перечитала все расшифрованное и окончательно убедилась, что действительно Россия находится перед бурей и что революция и что революция вот-вот разразится.

4. НАЧАЛО БУРИ

Несколько дней и ночей Анисью мучили какие-то тяжелые предчувствия. Возможно, эти предчувствия были вызваны подброшенной под дверь анонимкой, автор которой назвал себя "Хлобоней" и писал: "Если не прекратите связь с крамольником Константином, известным вам отщепенцем-студентом Алексеем Скрыпником, будоражащим рабочих порта социалистическими бреднями, мы вас задушим вместе с ним…"

"Кто же это угрожает мне? — терзалась Анисья в догадках. — И нужно ли мне сообщить об этом товарищам или попытаться самой напасть на след провокатора?"

Была уже поздняя ночь, когда раздался условленный стук в дверь. "Кто же это стучит? — сердце Анисьи усиленно забилось. — Ведь все явки перенесены на другое время… Да и в квартире я одна, без защиты…"

Стук настойчиво повторился. И тогда Анисья, освободив защелку браунинга и поставив его на боевой взвод, подошла к двери.

— Кто там?

— Это я, ЭКК, — тихо ответил голос, в котором Анисья сразу узнала Вячеслава Шило, впустила его в комнату.

Даже не поздоровавшись, Вячеслав взволнованно сказал:

— Дежурил я на телеграфе… Получена шифрованная телеграмма… Судя по знаку подписи, это из Петербургского Комитета РСДРП. Часть я смог сам расшифровать, остальное мне не поддалось…

Усталость и тревоги, предчувствия — все отлетело от Анисьи в сторону. Засветив настольную лампу, она достала из донышка подсвечника бумажную трубочку с ключами к петербургскому шифру, углубилась в работу.

Прочитав вместе с Вячеславом телеграмму, ужаснулись и наполнились гневом: в воскресный день 9 января 1905 года царь расстрелял на Дворцовой площади тысячи безоружных рабочих, жен и детей, стариков-отцов, которые, обманутые провокатором попом Гапоном, пришли просить милости у монарха.

В телеграмме сообщалось, что на петербургских улицах возмущенные рабочие возводят баррикады и ведут бои с царскими войсками и полицией, потом призыв: "Во всех городах Российской империи необходимо сделать то же самое…"


Скачать книгу "Перекресток дорог.Книга 1" - Николай Белых бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Проза » Перекресток дорог.Книга 1
Внимание