Торжествующий дух

Монах Лазарь
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Альманах посвящен жизни и духовным подвигам святых мучеников за Христа — членов царствовавшего в Российской Империи Дома Романовых. Это Государь-страстотерпец Император Николай II и его Семья — Царица Александра Феодоровна, дочери Ольга, Мария, Татиана и Анастасия и Цесаревич Алексий Николаевич (которому посвящен обширный документальный материал). Затем — Великий Князь Константин Константинович (поэт К. Р.) и его сыновья — князь Олег, отдавший жизнь за Россию на войне 1914 года, князья Иоанн, Константин и Игорь, мученически погибшие в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, Великим Князем Сергием Михайловичем, Князем Владимиром Палеем и другими. Это были истинные патриоты своей Родины, верные Христу чада Православной Церкви, люди высочайшей культуры. Составитель и основной автор альманаха монах Лазарь (Афанасьев) — один из старейших современных писателей, автор многих книг, стихов и прозы. Последние десятилетия он трудится, в основном, над духовными темами.

Книга добавлена:
26-02-2023, 00:55
0
387
51
Торжествующий дух

Читать книгу "Торжествующий дух"



Занятия — по утрам прогулка на островах или посещение судов — днем маленькие облавы на островах с матросами или рыбная ловля. Дети и мы наслаждаемся страшно. Ты не узнала бы нас всех, так мы загорели и поправились в несколько дней. Я счастлив, как малое дитя, этой свободе и отдыху, а в особенности жизни на воде. Я живу в каюте Папа, Аликс в моей старой, Ольга и Татьяна в каютах Ксении и Миши, а маленький в средней. Твой внук очень в духе, и, видно, все ему нравится; надеюсь, и он будет любить море. Он весьма дружен с гр. Толстым.

Хочется продлить еще на несколько дней пребывание на яхте. Прощай, моя дорогая Мама. Мы все Тебя нежно обнимаем. Христос с Тобой! Всем сердцем Твой Ники.

7-го сентября 1905 г. «Полярная Звезда»

Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери — вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. // ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2328.

Милая, дорогая Мама, на этой неделе случилась драма в семействе по поводу несчастной свадьбы Кирилла[53]. Ты, наверное, помнишь о моих разговорах с ним, а также о тех последствиях, которым он должен был подвергнуться, если он женится: 1) исключение из службы, 2) запрещение приезда в Россию, 3) лишение всех удельных денег и 4) потеря звания Великого Князя.

На прошлой неделе я узнал от Ники, что он женился 25 сентября в Gegemsee. В пятницу на охоте Ники мне сказал, что К. приезжает на следующий день!

Желая предупредить возможность появления Кирилла в нашем доме, я послал за Фредериксом и поручил ему отправиться в Царское и объявить Кириллу те 4 пункта и кроме того мое негодование за его приезд и приказание сейчас же выехать за границу.[…] Я имел с бедным отцом очень неприятный разговор. Как он ни заступался за своего сына, я стоял на своем, и мы расстались на том, что он попросит уйти со службы. В конце концов я на это согласился. Кирилл уехал в воскресенье, предварительно побывав в кают-компании гвардейского экипажа, как говорят, чтобы проститься с товарищами. […]

2) Морской приказ уже был, дни проходили, а бумага о лишении его титула Великого Князя все переделывалась, т. к. это был первый случай.

Вместе с тем меня брало сомнение, хорошо ли наказывать человека публично несколько раз подряд и в теперешнее время, когда вообще к семейству относятся недоброжелательно. После долгих размышлений […] я решил воспользоваться именинами Твоего маленького внука и телеграфировал дяде Владимиру, что я возвращаю Кириллу утраченное им звание. Само собой разумеется, все остальные виды наказания остаются в силе. Надеюсь, милая Мама, что Ты оправдываешь мой поступок и не находишь, что я действовал мягко. Сегодня, по-моему, был именно для оказания милости настоящий день.

5-го Октября 1905 г. Петергоф

Там же.

Маленький отлично ходит, но почти не говорит. Фотографии еще не снимали.[…]

1-го Декабря 1905 г. Царское Село

Там же.

3-го был очередной смотр Преображенцам. Погода была теплая, и Аликс взяла с собой маленького, кот. смотрел на парад со ступенек подъезда перед дворцом. Полк был очень рад видеть его.

8-го Дек. 1905 г. Царское Село

Там же.

3-го декабря, во время смотра лейб-гвардии Преображенскому полку, Царь обратился к полку со следующими словами:

«В память того, что сегодня Сын Мой Наследник Цесаревич присутствовал в первый раз на смотру преображенцев, зачисляю Его Императорское Высочество Главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича в списки полка.

Господа офицеры, благодарю вас сердечно за вашу доблестную и примерную службу.

Преображенцы всегда были мне утешением, а в особенности в эти трудные дни.

И вам, братцы, сердечное спасибо за вашу славную, верную и преданную России и Мне службу.

Уверен, что и молодые преображенцы, когда они вступят в ряды полка, будут служить так же верно, как служили их деды и отцы.

Спасибо вам, братцы».

Правит[ельственный] Вестник. 1905 № 262. // Полное собрание речей Императора Николая II. 1894–1906. СПб., 1906. С. 65.

12-го декабря, на параде в Царском Селе, Царь осчастливил лейб-гвардии Финляндский полк следующими милостивыми словами:

«Верою и правдою почти сто лет служит лейб-гвардии Финляндский полк своим Царям и Родине.

Спасибо Вам, братцы, за вашу славную, преданную службу Мне и России.

Сегодня вы видели своего Шефа. Уверен, что будущие финляндцы будут так же верно служить Ему, как вы служили и служите теперь Мне.

Господа офицеры, сердечно благодарю вас также за вашу верную, примерную и трудную службу.

Еще раз спасибо вам всем, братцы».

Там же. № 269. С. 66.

23 декабря в Царскосельском дворце состоялся прием комиссии от Союза Русского Народа, состоявшей из 23 лиц. Председатель Дубровин прочел адрес, выслушав который, Государь просил передать царское спасибо подписавшим адрес. Затем Дубровин поднес Царю два знака Союза для него и для Наследника.

«Хорошо, — отвечал Государь, — благодарю вас».

Моск[овские] Вед[омости]. 1906 г. № 12. // Там же.

14-го января состоялся смотр лейб-гвардии Атаманскому Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полку. После обхода Государь Император передал Наследника Цесаревича командиру полка, ген. — майору Вершинину, который отнес Августейшего Шефа Государыне Императрице Александре Феодоровне. Вслед за тем Государю Императору благоугодно было обратиться к полку со следующими высокомилостивыми словами:

«Вот, братцы, ваш Шеф и Атаман. С этого дня я желаю, чтобы первая сотня именовалась сотнею Его Высочества. Господа офицеры, искренне благодарю вас за блестящий вид, в котором полк Мне сегодня представился, а также за вашу верную и славную службу.

И вам, казаки, сердечное спасибо за вашу постоянную тяжелую и преданную службу Родине и Мне. Убежден, что полк будет так же верно служить и Ему, как служит Мне и прежде служил своим Царям. Уверен, что молодые казаки проникнутся славными заветами донских казаков.

Еще раз спасибо вам, братцы. В вашем лице вместе с лейбказаками благодарю все войско донское.

В память сегодняшнего отличного смотра, которым вы Меня сильно порадовали, зачисляю вашего командира в Свою Свиту и назначаю полкового адъютанта флигель-адъютантом».

Правит[ельственный] Вестник 1906 № 12,13. // Полное собрание речей Императора Николая II. 1894–1906. СПб., 1906. С. 69.

Царская Семья проводила обыкновенно зиму в Царском Селе, красивом городке.[…] В парке, прорезанном маленькими искусственными озерами, возвышается полускрытая деревьями постройка […] Александровский дворец. Император Николай II сделал из него свою обычную резиденцию после трагических событий января 1905 года. Император и Императрица жили в одном из дворцовых флигелей, внизу, а их дети в следующем этаже, над ними. В среднем корпусе помещались парадные покои, а противоположный флигель был занят некоторыми лицами свиты. В этих рамках, которые вполне отвечали ее скромным вкусам, жила Царская Семья.

Там, в феврале 1906 года, я увидел в первый раз Цесаревича Алексея Николаевича, которому было тогда полтора года. Вот при каких обстоятельствах это произошло. В этот день я, по обыкновению, прибыл в Александровский дворец, куда мои обязанности призывали меня несколько раз в неделю. Я уже готовился кончить свой урок с Ольгой Николаевной, когда вошла Императрица с Великим Князем Наследником на руках. Она шла к нам с очевидным намерением показать мне сына, которого я еще не знал. На лице ее сияла радость матери, которая увидела, наконец, осуществление самой заветной своей мечты.

Чувствовалось, что она горда и счастлива красотой своего ребенка. И на самом деле, Цесаревич был в то время самым дивным ребенком, о каком только можно мечтать, с своими чудными белокурыми кудрями и большими серо-голубыми глазами, отененными длинными загнутыми ресницами. У него был свежий и розовый цвет лица здорового ребенка, и, когда он улыбался, на его круглых щечках вырисовывались две ямочки. Когда я подошел к нему, он посмотрел на меня серьезно и застенчиво и лишь с большим трудом решился протянуть мне свою маленькую ручку.

П. Жильяр. Император Николай II и его семья. Вена, 1921.

Царский комфорт как бы отсутствовал в семье. Царица во всем старалась […] устранить роскошь. Последнее особенно сказывалось в костюмах. И Царица, и дочери одевались чрезвычайно скромно. Носили платья из самой простой ткани, старались донашивать их. Бывший военный министр генерал А. Ф. Редигер (умер в 1920 г.) сообщает в своих записках (они не были изданы, не знаю, уцелели ли) интересные факты. В один из его докладов Государю ему пришлось ожидать, так как Государь задержался на прогулке. Сидя в Александровском дворце в Царском Селе у окна, выходившего в парк, и поджидая Государя, ген. Редигер наконец увидел возвращающегося пешком Государя с пятью девочками. В четырех ген. Редигер сразу узнал царских дочерей, но никак не мог догадаться, откуда же взялась пятая — меньшая. Когда вошел Государь и со свойственной ему любезностью извинился, что, увлекшись прогулкой с детьми, задержал министра, ген. Редигер не удержался, чтобы не спросить: что это за маленькая девочка, которую Государь вел за руку. — Ах, это Алексей Николаевич (Наследник), — смеясь, сказал Государь. — Он донашивает платья своих сестер, вот Вы и приняли его за девочку.

Шавельский о. Георгий. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота. Нью-Йорк, 1954. Т. 1. С. 56.

Всегда и везде чарующе прост, добр и ласков был ко всем нам Государь Император!..

Могу ли я забыть совершенно неожиданное посещение нашего лагеря Государем, ночью с 25-го на 26-ое июня 1906 года. Его Величество возвращался от принца П. А. Ольденбургского, командира стрелков Императорской Фамилии. Царский открытый автомобиль, медленно шедший, был окружен толпою наших офицеров и солдат. Солдаты, выскочившие из палаток, были в шинелях, накинутых прямо на белье! Это было необычайное посещение нас Государем. Особой близостью, задушевностью веяло от этого ночного Его приезда; была какая-то особая интимность в этом неожиданном Его появлении, в Его задушевной с нами беседе и ласке!..

А 19-ое июля того же года, когда весь наш полк — и офицеры и солдаты, — были в «Александрии», в гостях у Царской Семьи, — «запросто», — как изволил сказать тогда Государь… Разве можно забыть слова Царя, обращенные к нам: «Я рад, господа офицеры, принять вас у себя — запросто; поблагодарить вас за вашу неизменно-ревностную и верную службу. Я уверен, что и впредь лейбгвардии Финляндский полк будет так же доблестно служить Мне и Родине. Еще раз, господа офицеры, сердечно благодарю вас! Спасибо и вам, братцы.»… Разве можно забыть, как Государыня Императрица изволила сама разливать чай и как офицеры были осчастливлены получить из рук Ее Величества чашку чая… Разве можно забыть, с какой нежностью и любовью смотрел Государь на Своего Сына — Наследника, нашего Шефа, когда Он резвился и бегал с Великими Княжнами, Своими сестрами…

И следующие слова Государя: «Алексей ищет в оркестре свой любимый музыкальный инструмент, «бум-бум», — турецкий барабан!» Увы, в нашем «егерском» — легком полку — его не было.


Скачать книгу "Торжествующий дух" - Монах Лазарь (Афанасьев) бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » Торжествующий дух
Внимание