Торжествующий дух

Монах Лазарь
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Альманах посвящен жизни и духовным подвигам святых мучеников за Христа — членов царствовавшего в Российской Империи Дома Романовых. Это Государь-страстотерпец Император Николай II и его Семья — Царица Александра Феодоровна, дочери Ольга, Мария, Татиана и Анастасия и Цесаревич Алексий Николаевич (которому посвящен обширный документальный материал). Затем — Великий Князь Константин Константинович (поэт К. Р.) и его сыновья — князь Олег, отдавший жизнь за Россию на войне 1914 года, князья Иоанн, Константин и Игорь, мученически погибшие в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, Великим Князем Сергием Михайловичем, Князем Владимиром Палеем и другими. Это были истинные патриоты своей Родины, верные Христу чада Православной Церкви, люди высочайшей культуры. Составитель и основной автор альманаха монах Лазарь (Афанасьев) — один из старейших современных писателей, автор многих книг, стихов и прозы. Последние десятилетия он трудится, в основном, над духовными темами.

Книга добавлена:
26-02-2023, 00:55
0
406
51
Торжествующий дух

Читать книгу "Торжествующий дух"



Ют был больших размеров, царская рубка кончалась навесом, под которым помещались диваны, и стояла плетеная мебель. На этом юте постоянно играл в разные игры Наследник. Тут же находился кормовой шпиль для швартовки. Его можно было приспособлять как карусель: в него вставлялись четыре коромысла с плетеными креслами — это был подарок столярного цеха Балтийского судостроительного завода.[…]

Судно при постройке имело следующие шлюпки: с носу, по правому борту: капитанская гичка, шестерка, паровой катер № 3, 6-ти весельная баржа, царский паровой катер № 1 и 14-ти весельный офицерский катер № 1. По левому борту — вельбот двойка — любимая прогулочная шлюпка Государя, паровой катер № 4, 6-ти весельная баржа № 2, царский паровой катер № 2 и 14-ти весельный офицерский катер № 2. Офицерские 14-ти весельные катера бывали спасательными на ходу, то есть не заваливались вовнутрь. Но вскоре были заведены моторы, царский с закрытой рубкой, с 14-ти узловым ходом в 70 сил постройки Макса Орца в Киле и два […] открытых мотора, однотипных, весьма быстроходных и поместительных.

Саблин Н. В. Десять лет на императорской яхте «Штандарт». Посвящается священной памяти незабвенных хозяев // Морские Записки: ежемесячный журнал, издаваемый обществом Русских Морских Офицеров в Америке. Нью-Йорк, 1947. Т. V. № 1. С. 31–32; № 2. С. 31; № 1. С. 6–24.

Среда, 6 декабря 1906 г. В 4 ч. было назначено депутации от Алексеевского училища явиться к Их Величествам и Шефу в Александровском дворце. Их Величества приняли ее; был тут и очаровательный маленький Наследник. Ему особенно понравился фельдфебель Сопов.

Дневник Великого Князя Константина Константиновича. ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 56.

Суббота. 9 декабря 1906 г. Художнику Кустодиеву.[…] Финляндским полком заказана картина, изображающая прошлогодний церковный парад в полку в Царскосельском манеже, когда Государь, обойдя строй, нес на руках Шефа полка, маленького Цесаревича. В толпе идущих с Государем находился и я.[…]

Там же.

Государь, как и вся Семья, был глубоко верующим. Он был Русским Православным Царем. Молитвою начинался, молитвою и кончался Его трудовой день. Перед каждым серьезным делом Он не спеша истово осенял себя крестным знамением, призывая себе в помощь Господа Бога. Смирение перед Господней волей было отличительной чертой глубоко верующего Царя. «Да будет воля Твоя», — с этой молитвой прошел Он весь свой крестный путь вплоть до мученической кончины. Помню, солдаты наши неоднократно обращали свое внимание на то, как усердно и истово молился Государь… Я вспоминаю обедню в воскресение 10-го декабря 1906 года в церкви Царскосельского дворца, когда я впервые увидел Государя молящимся. Я был поражен благочестием, смирением и усердием, с коими молился Царь. Было видно и чувствовалось, что Он действительно молится, забывая обо всем постороннем и как бы уходя от всего окружающего в мир иной… В последние годы Царская Семья почти не пропускала богослужений в Государевом Феодоровском соборе, где молилась постоянно, начиная с первого дня, как был отстроен и освящен этот удивительно красивый и так располагавший к молитве храм.

Прикладываясь ко св. кресту или принимая благословение пастыря, Государь и вся Семья постоянно со смирением лобызали священнику руку, хотя бы это был самый простой деревенский батюшка.

Все православные церковные правила и обычаи строго выполнялись Царской Семьей, — посты, исповедь, св. Причастие, христосование.

На Пасху Государю приходилось христосоваться со множеством православных людей всех рангов. Дворцовые караулы, несшие наряд в Светлую ночь, имели счастье в полном своем составе христосоваться с Государем, получая из Его рук пасхальные яйца.

Ходнев Д. Император Николай П Державный Вождь Российской Армии (из воспоминаний рядового-офицера). В кн. Государь Император Николай П Александрович. Сборник памяти 100-летия со дня рождения. Нью-Йорк, 1968. С. 134–135.

Понедельник, 11 Декабря. Царское Село. […] В большом Царскосельском дворце в картинной зале была прибивка знамен полков л. — гв. Финляндского и Волынского по случаю наступающего 12 декабря их столетних юбилеев. Государь и Императрица Александра Феодоровна привезли и маленького Цесаревича. Он был завит и одет в белую русскую, шитую серебром рубашечку и шароварчики, оставлявшие колени голыми. Маленький совсем не стеснялся и свободно расхаживал вокруг стола, на котором лежали знамена. Прибив первый гвоздь знамени Финляндского полка, Государь взял на руки Наследника, дал ему молоток, и малютка тоже вбивал гвоздь.

Дневник Великого Князя Константина Константиновича. ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 56.

Вторник, 12 Декабря. Поехали с женой в Царское, в манеж на парад по случаю праздника и 100-летнего юбилея полков лейбгвардии Финляндского и Волынского… Несмотря на 15-градусный мороз, маленького Цесаревича привезли в манеж, и Государь нес его на руках, идя за о. Желобовским, кропившим строй св. водой.

Там же.

В январе 1907 года л. — гв. Атаманскому полку, все лето простоявшему на усмирении бунта латышей в Лифляндской губернии, был назначен Высочайший смотр в Царском Селе. Последние две недели перед смотром мы постоянно учились в Михайловском манеже, готовя полк к параду в конном строю. Лошади были прекрасно подобраны, вычищены, все заново подкованы, шинели прямо из полковой швальни.

Накануне смотра полк выступил походом из Петербурга и пришел на площадку перед Большим дворцом, где и сделал репетицию. Полк ходил идеально.

Вечером офицеры полка были приглашены к высочайшему столу. В одиннадцатом часу ночи, когда Государь, удостоивший милостивой беседы офицеров, уехал из дворца, Великий Князь Николай Николаевич, провожавший Государя, вернулся и передал командиру:

«Государь Император хочет показать полку Его Шефа, Наследника Цесаревича. Так как погода ненадежна, Его Величество приказал смотр произвести в пешем строю, в гарнизонном манеже».

Парада в пешем строю мы не репетировали, во всяком случае, готовясь к конному строю, мы потеряли «ногу». Заведующий хозяйством из экономии, чтобы не мять, поддел под шинели старые голубые мундиры и шаровары второго срока…

И вот с последним поездом сотенные каптенармусы и по 10 человек от каждой сотни помчались в Петербург, всю ночь грузили мундиры и в 4 часа утра с экстренным поездом отправили в Царское Село. В 4 часа люди были подняты, накормлены, и мы занялись пригонкой обмундирования для нашего парада. В семь часов утра мы были в Манеже и в сумраке зимнего дня репетировали, добиваясь «ноги».

В одиннадцать часов длинной голубой лентой вытянулся полк вдоль манежа.

Чисто вымытые, с завитыми кудрями, лица казаков были свежи и румяны. Первое возбуждение скрадывало усталость бессонной ночи. Наконец, распахнулись ворота.

Командир полка скомандовал: «…шай! На караул!»

Дрогнули шашки, вытянулись вперед, взметнулись малиновые кожаные темляки и замерли. Трубачи заиграли полковой марш. Государь взял на руки Наследника и медленно пошел с Ним вдоль фронта казаков.

Я стоял вдоль фланга своей 3-й сотни и оттуда заметил, что шашки в руках казаков 1-й и 2-й сотен качались. Досада сжала сердце: «Неужели устали? Этакие бабы!.. разморились». Государь подошел к флангу моей сотни и поздоровался с ней. Я пошел за Государем и смотрел в глаза казакам, наблюдая, чтобы у меня-то, в моей «штандартной» вымуштрованной сотне, не было шатания шашек.

Нагнулся наш серебряный штандарт с черным двуглавым орлом, и по лицу бородача, старообрядца красавца вахмистра, потекли непроизвольные слезы.

И по мере того, как Государь шел с Наследником вдоль фронта, плакали казаки и качались шашки в грубых, мозолистых руках, и остановить это качание я не мог и не хотел.

Краснов П. Н.[56] Памяти Императорской Русской Армии // Русская Летопись: издание «Русского Очага» в Париже. Париж, 1923. Кн. 5. С. 26–28.

Суббота, 17 Февраля. Павловск. 18 Февраля 1907 г. Царское Село. Настала 175-я годовщина открытия 1-го кадетского корпуса. […] В царской ложе увидали обеих Императриц и малютку Цесаревича. Итак, корпусу было оказано самое полное внимание.[…] Перед тем, как идти за о. Желобовским, кропившим строй, Государь вошел в ложу, взял на руки Цесаревича и пронес его вдоль фронта. Я наблюдал за лицами офицеров и кадет; на многих выражались радость, восторг, растроганность.[…]

Дневник Великого Князя Константина Константиновича. // ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57.

Вчера праздновали 100-летний юбилей Константиновского артил. училища. Был отличный парад в манеже, затем обед юнкерам в большом зале, как прошлый раз 1-му кадетскому корпусу.

Мы завтракали с начальством и бывшими воспитанниками. Твой внук был тоже на параде.

15 Марта 1907 г. Царское Село

Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери — вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. // ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2330.

Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу.

Верую и веруем, что радость наша Цесаревич вырастет на радость Державных Родителей и всей земли Русской. Спаси Тебя и сохрани силы Небесных Воинств. Любящий Тебя грешн. ар[химандрит] Варнава.

Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.// ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77.

Суббота, 17 Марта 1907 г. Переночевав в Мраморном, с 9-ти часовым поездом поехал в Царское Село на Высочайший смотр кадетским корпусам Николаевскому и Александра II. […] Императрица с Наследником и няней сидели в ложе. Кадеты оглушительно кричали ура.[…]

Их Величества собирались уезжать из манежа, а маленький Цесаревич вырвался от няни и вбежал из задней комнаты в ложу; завидев его, кадеты Александровского корпуса, стоявшие как раз против самой ложи, опять крикнули ура.

Дневник Великого Князя Константина Константиновича. // ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57.

Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу.

Будущей отраде и Надежде Русского Народа, духом благословляю будущего Царя.

Христос Воскресе, Дорогой Наш Цесаревич. Храни Вас Господь и умудри. Простите меня за просьбу, т. к. беру смелость просить Вас попросить Ваших царственных сестер простить меня за позднее послание, но до Вознесения еще далеко, т. что вр[емя] Христосывания не прошло.

Грешн. ар. Варнава.

Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.// ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77.

12-го Апреля. Четверг. В 10 ½ отправились втроем с Алексеем ко дворцу на смотр молодых матросов Гвардейского экипажа. Они были сведены в четыре роты и представились отлично, в особенности 4-я рота.

Дневник Государя Императора Николая Александровича. // ГАРФ. Ф. 601. Oп. 1. Ед. хр. 252.

Суббота, 14 Апреля 1907 г. Павловск. В Царскосельском манеже Высочайший смотр 2-му кадетскому корпусу… После прохождения церемониальным маршем Государь взял на руки Цесаревича и пронес его вдоль фронта.

Дневник Великого Князя Константина Константиновича. // ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57.

В первый раз в своей жизни я видел Государя в 1907 году в мае месяце… Это было во время второй Государственной Думы. […]


Скачать книгу "Торжествующий дух" - Монах Лазарь (Афанасьев) бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » Торжествующий дух
Внимание