1918-й год на Востоке России

Автор неизвестен
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой шестнадцатый том серии, посвященной Белому движению в России, и рассказывает о начальном этапе Белой борьбы на Востоке России, понимая под востоком в данном случае Волгу, Урал, Западную Сибирь. Этот период характеризовался выступлением офицерских организаций крупных городов этих регионов и Чехословацкого корпуса. Именно в это время заявляли о себе и прославились такие деятели Белого движения как В. О. Каппель, П. П. Иванов-Ринов, А. Н. Гришин-Алмазов, Н. Н. Казагранди, А. Н. Пепеляев и др. Особое внимание уделено Ижевско-Воткинскому антибольшевистскому восстанию и последующим боям ижевцев и воткинцев.

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:09
0
81
114
1918-й год на Востоке России
Содержание

Читать книгу "1918-й год на Востоке России"



* * *

Потратив в общем до двух недель на создание частей (срок, во всяком случае, не слишком большой), противобольшевики перешли в 20-х числах июня месяца в общее наступление по расходящимся линиям: Гайда с Пепеляевым двинулись на восток, вдоль по линии Великого Сибирского пути, а Вержбицкий и Сыровой — на запад, по дороге на Тюмень.

Движение частей Сибирской Народной армии, поддерживаемых чехословаками, из района города Омска на запад представляется в следующем виде:

1. На крайнем открытом правом фланге действовал партизанский отряд штабс-капитана Казагранди, спускавшийся вниз по Иртышу.

2. Левее этого отряда, по железной дороге Омск — Тюмень, двигалась главная группа противобольшевиков — колонна полковника Вержбицкого (русские и чехословаки).

3. Левее нее на путях из Кургана в Тюмень оперировал партизанский отряд подполковника Смолина.

4. Еще левее, в направлении на город Шадринск, действовала колонна подполковника Панкова, усиленная чешским батальоном. Эта команда должна была поддерживать связь с частями полковника Войцеховского.

5. Чешско-Русские части полковника Войцеховского[75] базировались на Челябинск.

Следует иметь в виду, что Челябинск в описываемое время являлся одним из значительных противобольшевистских центров, где шли формирования русских народных полков, и откуда, сильной рукой полковника Войцеховского, чешские и русские части направлялись как в сторону Уфы, так и Екатеринбурга.

Ко времени перехода противобольшевиков в наступление силы их на Западно-Сибирском фронте определяются примерно следующими цифрами:

(Вопросительный знак, поставленный в скобках против орудий в колоннах полковника. Вержбицкого и подполковника Панкова, означает, что число орудий находится под сомнением. Так, по некоторым сведениям, в колонне полковника Вержбицкого было 9 орудий (2+2+2+3). В колонне подполковника Панкова орудие при атаке этой колонной города Далматова уже было, но когда оно появилось — точно установить не удалось.)

Своим общим заданием колонны имели очищение территории Западной Сибири от красных и уничтожение встречающихся на пути красных отрядов. Более подробные данные о заданиях каждой колонны будут приведены ниже при описании действий этих колонн.

Относительно частей новообразованной Сибирской Народной армии, принимавших участие в борьбе с большевиками летом и осенью 1918 года на Западно-Сибирском фронте, удалось собрать следующие данные.

Пехота. 1-й Степной Сибирский стрелковый полк в момент его выступления из Омска насчитывал в своих рядах до 150 человек. В подавляющем своем большинстве это были офицеры. Полк состоял из четырех стрелковых рот по 30–40 человек в каждой и пулеметной команды — 5–6 «льюисов». Кроме того, конечно, была хозяйственная часть. Командиром полка, как это уже указывалось выше, был капитан Жилинский — георгиевский кавалер Великой войны. Помощником его и в то же время начальником хозяйственной части был штабс-капитан Доможиров[76] — адъютант 43-го Сибирского стрелкового полка старой армии.

2-й Степной Сибирский стрелковый полк, сформированный, подобно 1-му, в Омске, насчитывал в своих рядах при выступлении из родного города также до 150 чинов. Но в Кургане, куда полк прибыл из Омска, он был усилен Курганским добровольческим отрядом под командой поручика Грабчика (до 100 человек), о котором уже говорилось в главах второй и четвертой. Командиром полка был подполковник Панков, но так как он являлся в то же самое время и начальником колонны, в состав которой, кроме русских, входил также и батальон чехословаков, то цепи 2-го полка на врага водил обычно отчаянно храбрый помощник подполковника Панкова — капитан Мельников.

3-й Степной Сибирский стрелковый полк, зародившийся также в Омске, был вскоре усилен двумя ротами, сформировавшимися в городе Петропавловске (смотри главу вторую), после чего его численность достигла примерно также цифры в 150 человек. Подразделялся он также на четыре стрелковые роты и пулеметную команду. Командиром полка значился, как то уже было своевременно указано, подполковник Черкасов. По своей инвалидности он не мог водить полк в бой, и в полку видную роль играл капитан Вержболович — по роду оружия артиллерист, оказавшийся чрезвычайно деятельным, распорядительным и боевым офицером. К чести подполковника Черкасова должно отметить, что он не препятствовал капитану Вержболовичу наводить порядок, держась скромно в стороне.

Конница. Сибирский казак — сотник Тимофеев после переворота в течение нескольких дней сформировал в городе Омске из своих станичников отряд коней в 50–70. При выступлении на фронт отряд этот был придан 1-му Степному Сибирскому полку, так как последний конной разведки не имел. В дальнейшем отряд сотника Тимофеева продолжал находиться при 1-м полку. Переходы, военные действия и привалы быстро сроднили отрядников с чинами полка, и когда, где-то в районе Ишима — Ялуторовска, сотник Тимофеев уехал в Омск за получением какой-то амуниции и вместо него во главе конников встал сотник Валыпевский, донской казак по происхождению, то отряд очень быстро превратился в команду конных разведчиков 1-го Степного Сибирского стрелкового полка. Сотник Тимофеев из командировки не вернулся. Сотник же Валыпевский оказался дельным и храбрым офицером.

2-й Сибирской казачий полк, присоединившийся к колонне полковника Вержбицкого в районе ст. Омутинская, был создан в Омске. Сведений о нем, к сожалению, собрать не удалось. Известно только, что одним из дивизионов полка командовал есаул Блохин.

Артиллерия. 1-я Степная Сибирская батарея была сформирована в Омске. Командиром ее был капитан Плотников. Старшим офицером — капитан Козлов. Батарея была вооружена двумя 3-дюймовыми орудиями образца 1902 года. В строю значилось 33 человека — 25 офицеров, 6 кадет и 2 старых солдата, поступивших добровольцами. Капитан Плотников был дельным офицером и хорошим артиллеристом.

Среди чинов батареи можно отметить штабс-капитана Фролова — боевого офицера и хорошего артиллериста, игравшего видную роль в батарее. Одним из орудий батареи командовал подпоручик Гайкович[77] — лихой офицер, позднее с успехом командовавший одной из батарей в армии адмирала Колчака.

Официальное наименование 42-линейной гаубичной батареи, которой командовал капитан Остальский, к сожалению, установить не удалось. Вооружена эта батарея была двумя гаубицами и обеспечена весьма небольшим числом снарядов. По некоторым сведениям, в колонне полковника Вержбицкого имелась еще одна двухорудийная батарея, коею командовал капитан Седов (?), но сведений о ней совершенно не удалось собрать.

Броневики. При движении колонны полковника Вержбицкого на город Ялуторовск и дальше на Тюмень, трудами чинов колонны из подручного материала был создан самодельный бронепоезд. Определенной команды он не имел и обслуживался поочередно сменяющимися ротами 1-го и 3-го Степных Сибирских стрелковых полков.

Партизанские отряды. Отряды штабс-капитана Казагранди и подполковника Смолина мало чем отличались от «регулярных» частей Сибирской Народной армии, разве только большей дееспособностью и предприимчивостью их начальников по сравнению с командирами «регулярных» полков. <…>

Чехословацкие части. При движении частей Сибирской Народной армии на запад от Омска с ними следовали, главным образом во второй линии, а в нужную минуту оказывали свое содействие и помощь части 2-го и 6-го (?) чехословацких полков и трехорудийная батарея капитана Кречержика. Выяснить точное количество чехословаков (батальонов и рот), принимавших участие в движении на Тюмень, к сожалению, не удалось. Можно только сказать, что чехословацкие роты были более полного состава, нежели русские. Вооружены и экипированы они были однообразно и лучше русских частей. Как-никак, это были уже сколоченные части, и они заметно выигрывали в сравнении с довольно разношерстно одетыми и еще хуже того вооруженными хозяевами страны — чинами русских белых полков.

СИБИРСКИЙ МАРШ

Вспоили вы нас и вскормили,
Сибири родные поля,
И мы беззаветно любили
Тебя, страна снега и льда.
Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Коварный враг на нас напал, напал.
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой с врагом лишь путь один, один, один…
Мы жили мечтою счастливой,
Глубоко Тебя полюбив,
Благие у нас все порывы,
Но кровью Тебя обагрим.
Вперед, вперед, смелее…
Сибири поля опустели,
Добровольцы готовы в поход.
За край родимый, к заветной цели,
Пусть каждый с верою идет, идет, идет…
Мы знаем, то время настанет,
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И вложим мы в ножны мечи.
Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Борьбы за честь, борьбы за светлый идеал,
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой кровавый путь один, лишь путь один…


Скачать книгу "1918-й год на Востоке России" - Автор неизвестен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание