1918-й год на Востоке России

Автор неизвестен
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой шестнадцатый том серии, посвященной Белому движению в России, и рассказывает о начальном этапе Белой борьбы на Востоке России, понимая под востоком в данном случае Волгу, Урал, Западную Сибирь. Этот период характеризовался выступлением офицерских организаций крупных городов этих регионов и Чехословацкого корпуса. Именно в это время заявляли о себе и прославились такие деятели Белого движения как В. О. Каппель, П. П. Иванов-Ринов, А. Н. Гришин-Алмазов, Н. Н. Казагранди, А. Н. Пепеляев и др. Особое внимание уделено Ижевско-Воткинскому антибольшевистскому восстанию и последующим боям ижевцев и воткинцев.

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:09
0
78
114
1918-й год на Востоке России
Содержание

Читать книгу "1918-й год на Востоке России"



Подъем

Город старый, близкий к эпохе завоевания Сибири, с населением, в описываемое время, до 40 тысяч, — Тюмень была ранее уездным городом Тобольской губернии, а позднее превратилась в губернский город Тюменской губернии. Это один из наиболее значительных, по числу населения, городов Западной Сибири. В торговом отношении это также видный центр, раскинувшийся по обоим берегам реки Туры, притока Тобола, и находящийся на перепутье из Европейской России в Сибирь.

Тюмень — город транзита, в коем происходила перевалка товаров: из России с сухого пути на водный, из Сибири — с водного пути на сухопутный. Со времени постройки железной дроги Пермь — Тюмень транзит значительно усилился, так как товары стали подвозиться прямо с пароходных пристаней. Оба берега реки заняты пристанскими сооружениями, с огромным числом контор, складов, амбаров и т. д. Тут же, по берегу реки, верх и вниз разбросались судостроительные верфи. Торговому движению отчасти вредит бывающее почти каждое лето мелководье реки Туры. Тогда производится лишняя перегрузка товаров на мелко сидящие суда, крейсирующие между Тюменью и устьем Туры, но иногда доходящие и до Тобольска. В последние годы перед Великой войной был поднят вопрос о шлюзовании реки Туры.

Промышленное значение Тюмени заключалось, главным образом, в кожевенном производстве, которым были заняты не только жители города, но также некоторые из подгородных селений. В описываемое время среди городского населения имелось порядочно татар и старообрядцев. Точно так же и по всему уезду. Об этом приходится упомянуть, так как и те и другие являлись решительными противниками большевизма.

На путях к Тюмени теперь, по оставлении большевиками ст. Омутинская, Багай и, наконец, города Ялуторовска, имелся только один рубеж, на котором можно было бы задержаться и дать отпор наступающему противнику. Это линия реки Пышмы. Река эта весьма болотиста и трудна для форсирования, а потому она является довольно серьезным препятствием на путях движения к Тюмени с востока.

Линию реки Пышмы большевики решили использовать и если не остановить, то, во всяком случае, задержать противника на ней. В сих видах они заняли две переправы через Пышму и стали их укреплять (одна у ст. Богандинка, а вторая у села Червишева, находящегося на тракте Курган — Тюмень). Эти два пункта, в сущности, и составляли ключ всей позиции большевиков на реке Пышме. С потерей одного из них неизбежно должно было последовать оставление большевиками и города Тюмени. Учитывая это, красные, подтянув к данным пунктам значительные силы, основательно их укрепили.

Хотя генерал Иванов-Ринов и предоставил подполковнику Смолину право широкого использования его собственного почина, но все же подчинил его подполковнику Панкову. В начале операции, когда колонна подполковника Панкова находилась в районе города Кургана, а главные силы 1-й Степной дивизии (колонна полковника Вержбицкого) — в районе города Омска, подобное подчинение подполковника Смолина подполковнику Панкову было целесообразно, но позднее, когда, с одной стороны, колонна полковника Вержбицкого сблизилась с отрядом подполковника Смолина, а с другой стороны, колонна подполковника Панкова, продвинувшись за Шадринск, удалилась от отряда подполковника Смолина, то целесообразность подобного подчинения нарушилась.

Имея в своем подчинении всего до 500 человек русских и чехов, подполковник Панков намеревался теперь притянуть ближе к себе отряд подполковника Смолина, но последний считал, что при строгом учете общей обстановки переход его отряда в район Шадринска никакого значения там не оказал бы, но, с другой стороны, этот самый переход отряда несомненно отрицательно отозвался бы на ходе всей операции главных сил, двигающихся от Омска через Ялуторовск на Тюмень. Свои соображения подполковник Смолин изложил в докладе своем генералу Иванову-Ринову и просил последнего о передаче его с отрядом в подчинение полковнику Вержбицкому. Возможно, что здесь также оказали свое влияние и узы боевой дружбы, существовавшие между полковником Вержбицким и подполковником Смолиным со времени Великой войны. Доклад подполковника Смолина получил полное одобрение.

Незначительность своих сил при весьма значительной численности врага понуждала полковника Вержбицкого к предприятию каких-то решительных действий, нанесению ошеломляющего удара, дабы, таким образом воздействовав на психику красноармейских масс, сокрушить и понудить их к оставлению Тюмени. Доклад подполковника Смолина был получен полковником Вержбицким как раз вовремя. Ознакомившись с ним, полковник Вержбицкий придал ему еще большее значение, нежели сам автор доклада. Полковник Вержбицкий решил усилить отряд подполковника Смолина за счет своих сил, действовавших по линии железной дороги, и затем отрядом подполковника Смолина нанести решительный удар по красным.

Отряд подполковника Смолина получил предписание подтянуться к колонне полковника Вержбицкого. Сделав порядочный крюк, отряд подполковника Смолина вышел на линию железной дороги Тюмень— Омск, где в поезде располагался штаб полковника Вержбицкого. Набегом на ст. Тугулым в штабе были очень довольны и бойцов отряда подполковника Смолина там встретили очень радушно.

Здесь отряд подполковника Смолина был усилен 3-м Степным Сибирским стрелковым полком (до 190 штыков), двумя взводами 2-го Сибирского казачьего полка (60 сабель) и одним орудием (подполковник Перхуров[81]). Должно отметить, что к этому времени в 3-м Степном полку имелось уже до 12 пулеметов «льюис». Одновременно с сим чехи, входившие до сего времени в состав отряда подполковника Смолина, получили приказ отправиться на присоединение к своей части. Таким образом, к выходу в новую операцию подполковник Смолин располагал отрядом всего до 230 штыков, 80 сабель и 1 орудия.

Задача подполковника Смолина была примерно такова: выход на линию железной дороги Тюмень — Камышлов в районе ст. Подъем, что в 20 верстах на запад от Тюмени, для разрушения линии железной дороги и поражения по частям красных сил. В случае благоприятного стечения обстоятельств не исключалась возможность удара по Тюмени.

С линии железной дороги отряд подполковника Смолина прошел сначала в село Исетское. Передохнув здесь, отряд двинулся затем на северо-запад в район Успенского. В это время чины отряда все еще не знали, куда и зачем ведет их начальник. Порядочно проблуждав, для заметения своих следов, отряд переправился через реку Пышму и с запада вышел на село Кармаки. Отсюда он проследовал в деревню Ушаковку, что в 8 верстах на юг от станции Подъем.

Была ночь с 15 на 16 июля. В деревне Ушаковке подполковник Смолин собрал в одной из изб начальников, до командиров рот включительно, посвятил их в задания отряда, изложил свои предположения и отдал свои приказания. Между прочим, на этом совещании были разговоры о движении на город Тюмень и о захвате последней в случае благоприятного оборота дела.

Первым делом отряд должен был занять ст. Подъем и разрушить несколько железно-дорожных мостов, находящихся на запад от нее. Само собою разумеется, телеграфная и телефонная связь между Тюменью и Камышловом должны были быть прерваны. Дальнейшее зависело от обстоятельств. Для захвата станции была направлена пехота эшелонами поротно, а для разрушения мостов брошена конница. Орудие должно было следовать с пехотой.

Первый эшелон пехоты вышел на станцию. Красной охраны не было, если не считать нескольких полусонных красных милиционеров, поспешивших сразу же сдаться «белобандитам». Заняв без труда станцию и поставив немедленно к аппарату своего телеграфиста, подполковник Смолин принялся за разрушение железнодорожного полотна, стрелок и т. п. Следует отметить, что с собою у белых не было захвачено надлежащих инструментов, так как предполагалось, что все нужное будет найдено на станции. К сожалению, на станции отрядники нашли далеко не достаточное количество инструментов, а самое главное, люди не были вытренированы для подобной работы. Поэтому, несмотря на порыв и всеобщее желание поскорее и основательнее разрушить пути, немало энергии было потрачено впустую.

Работы были в полном разгаре, когда пришла весть, что с востока на станцию надвигается красный бронепоезд, показавшийся в виду Подъема без предупреждения о его выходе со ст. Тюмень, являющейся ближайшей к ст. Подъем. Это был самый мощный красный бронепоезд, хорошо оборудованный (два броневых вагона) и снабженный большим числом пулеметов (8 или 9 «максимов»). Орудий, однако, у него не имелось. Команда состояла из 70 человек — отборных большевиков — матросов и латышей.

При появлении бронепоезда отряд, работавший на полотне, бросившись вправо от полотна, быстро спрятался и залег. Бронепоезд подошел к семафору. Не решаясь двигаться дальше, он остановился у сторожевой будки и, осведомленный сторожем об уходе белых, стал справляться по телефону, действительно ли очищена белыми станция.

Получив утвердительный ответ, бронепоезд выслал вперед имевшийся у него второй разведывательный паровоз, который и был беспрепятственно пропущен белыми. Спустя некоторое время на станцию двинулся и сам бронепоезд.

Едва успел красный бронепоезд приблизиться к станционному зданию, как рота 3-го полка, состоявшая почти исключительно из добровольцев — учащейся молодежи — и занимающая позицию на восток от станции вдоль южного откоса полотна железной дороги, открыла ружейный огонь по бронепоезду, вслед за тем у обоих семафоров белые подорвали полотно, а орудие полковника Перхурова открыло огонь по бронепоезду. После нескольких выстрелов белого орудия подполковник Смолин предложил бронепоезду сдаться без боя, но в ответ раздался треск пулеметов. Бронепоезд двинулся на восток, но, отойдя шагов на двести, остановился: в паровоз попал один из снарядов, посланных в врага белым орудием.

Борьба разгоралась. Команда бронепоезда, нужно отдать должное, защищалась чрезвычайно упорно и мужественно. Красные пулеметы строчили с обоих бортов. Несколько слов о местности: к северу от полотна — небольшая возвышенность, поросшая редкими березами, а к югу — низина, поросшая густым кустарником и мелким березняком. Цепь белых, залегшая к северу, была сметена почти целиком чуть ли не первой пулеметной очередью, так как залегла всего шагах в 30–40 от полотна железной дороги. Южная цепь белых находилась в лучших условиях, хотя также несла потери; эта цепь была скрыта от глаз противника. Кроме того, красные, имея на север высокую местность, видимо, предполагали, что и к югу — такая же, а потому брали слишком высокий прицел.

Выполнив свою задачу, ротмистр Манжетный приближался уже к станции, когда раздался первый орудийный выстрел. Затем второй, третий… Подошли ближе. Стала доноситься ружейная и пулеметная стрельба. Огонь, вначале редкий, постепенно усиливался и, наконец, превратился в сплошной треск. «Видно, бой идет вовсю», — мелькает в голове конников…

Сойдя с полотна железной дороги, ротмистр Манжетный вышел к станции с юга. Оставив своих людей и коней за прикрытием, сам отправился на станцию, где встретил подполковника Смолина. Последний познакомил ротмистра с обстановкой и приказал его сотне занять позицию к северу от бронепоезда. Ротмистр направился было к сотне, дабы, взяв ее, ввести в бой, но подполковник Смолин остановил его и, приказав вести в бой сотню капитану Корочкину, преложил ротмистру Манжетному пройти с ним на правый фланг, к орудию по цепям. Вызвав Корочкина, Манжетный передал ему приказание, а сам с подполковником Смолиным пошел на восток от станции.


Скачать книгу "1918-й год на Востоке России" - Автор неизвестен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание