От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ века

Леонид Беловинский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге, адресованной широкому, преимущественно юному читателю, рассказывается об эволюции крепости от ее зарождения в древности до превращения в укрепрайон к середине ХХ века. В популярной форме даются начальные сведения о типологии укреплений и терминологии фортификации. Книга может быть полезна студентам-историкам, культурологам, музееведам, а также музейным работникам.

Книга добавлена:
20-12-2023, 14:00
0
149
36
От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ века

Читать книгу "От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ века"



Осада и штурм крепости

Итак, первые укрепления были и невелики и строились в основном из непрочных материалов: дерева, обычной глины, кирпича-сырца, в лучшем случае – из обожженного кирпича или из того камня, который был под руками. Столь же простой была и система их обороны: воины выходили на вал или на деревянные стены, стреляли в наступающего врага из луков, метали легкие копья, а когда противник лез на частоколы и стены – обрушивали на него удары палиц или булав, топоров или мечей, кололи короткими прочными копьями-рогатинами. А если враг не надеялся на успешный приступ и предпринимал осаду, то, выбрав удобное время, например, темную ночь, устраивали вылазки и затевали бой прямо в поле, среди костров, шатров и шалашей сонных осаждающих. Простые укрепления – простые и средства их обороны.

В XIII веке прямой штурм крепости вытесняет прежнюю тактику пассивной осады. За период с 1228 по 1468 годы русские исторические источники сообщают о 302 войнах и походах, увенчавшихся 85 битвами. В них отмечена 171 осада городов – более половины всех военных конфликтов и вдвое больше числа полевых сражений. Дело в том, что главные враги Русской земли, татары, и немцы ставили целью захват и удержание территории. Подобные цели преследовали и русские князья в борьбе за объединение земель. При этом соотношение успешных и неудачных осад за весь период остается примерно одинаковым: из каждых пяти осажденных городов выдерживал осаду только один. Впереди штурмовых отрядов шли пешие воины с топорами и факелами, в задачу которых входило уничтожить деревянные укрепления, подрубить их или зажечь. Но широкое распространение получают и камнеметные машины вместе со специальными отрядами, перевозившими их или строившими и обслуживавшими. Осажденный город обычно окружали частоколом, чтобы нарушить его связь с внешним миром и предотвратить вылазки для разрушения пороков, как называли на Руси осадные орудия. Затем непрерывным метанием тяжелых камней старались разрушить участок стены или хотя бы сбить ее верхнюю часть, заборол, прикрывавший воинов. После этого в дело вступали лучники, осыпавшие осажденных дождем стрел, в том числе и зажигательных: пожар, охвативший город, подорвал бы боевой дух защитников или даже вынудил бы сдаться. Под прикрытием лучников осаждающие заваливали ров вязанками хвороста (приметом), устанавливали приставные лестницы или подводили тараны для бреширования (пробивания брешей) стен. А потом в атаку шли штурмовые отряды. Штурм всегда велся с напольной стороны крепости: подобраться к ней с других сторон было трудно, а подвести осадную технику – невозможно. Чаще всего штурмовали ворота, так как разрушить земляной вал пороками было нельзя.

Против более прочных каменных стен и крепких ворот приходилось применять и более сложные средства. Для того чтобы выбить ворота, использовались тараны. Самый простой из них представлял всего-навсего толстое и прочное, например, дубовое бревно из срубленного поблизости дерева. Положив его на короткие крепкие веревки, десяток воинов подбегали к воротам или стенам, и, раскачивая, наносили удары. Конечно, сверху в них пускали стрелы, бросали копья и камни. И против этого было простое средство: другая группа воинов прикрывала их щитами.

Можно было сделать и по-иному. В том же лесу, срубив несколько толстых деревьев, из их коротких обрезков сделать массивные сплошные колеса, насаженные на крепкие дубовые или вязовые оси, уложить на них еще более толстое и тяжелое бревно и, раскатив, ударить толстым комлем в те же ворота. Откатили таран назад, налегли, и снова ударили. И еще раз, и еще – пока не разлетятся ворота в щепы или не сорвутся с петель.

Но это все так, импровизация. Что было под рукой, то и использовали. Да и нападали на небольшие городища и городки случайные небольшие группы воинов-грабителей. Например, скандинавские викинги, жившие набегами на соседей.

Если же войны вели государства и их армии, к осадам и штурмам готовились заранее и серьезнее. И тараны можно было построить загодя, более мощные, и подвезти их в обозе наступающей армии. Из толстых брусьев, связанных в шип и скрепленных железными шинами, ставилась большая рама на прочных деревянных колесах. Рама покрывалась деревянной кровлей против стрел, копий и камней, а чтобы ее нельзя было поджечь, сверху она укрывалась мокрыми воловьими кожами. И под кровлей, на брусья, на толстых крепких веревках или даже железных цепях подвешивался сам таран. И не просто бревно. Нет, конец его оковывался железом и снабжался прочными железными шипами, при ударе крошившими дерево ворот. Спокойно, укрываясь под кровлей, подкатили всю машину, не спеша, но с усилием, раскачали, и бей в ворота до победного конца. Да такой таран не только деревянные ворота разнесет, но обрушит и стену, и не только глиняную, но и каменную.

Рис. 75. Таран

Такие тараны применялись еще в глубокой древности, в Ассирии или Вавилоне: мы знаем о них по древним изображениям. Знали их и на Руси.

Но еще в древнем мире, незадолго до наступления нашей эры, были созданы и более сложные осадные машины. Например, катапульты и баллисты. Многое было создано древними римлянами, которые, как уже говорилось, были прекрасными инженерами. А кое-что и их противниками, оборонявшимися от римлян. Римские свидетельства говорят, что много хитрых машин придумал великий греческий ученый Архимед, когда римляне осадили его родной город Сиракузы. Апокрифы, древние и недостоверные сказания, гласят о том, что римляне столь были столь потрясены изобретениями Архимеда, что попытались после взятия Сиракуз переманить его на свою сторону, а потом, сгоряча, убили.

Баллиста была практически огромным луком на прочном станке, основании. Название ее происходит от греческого ballo, превратившегося в латинское ballista – бросаю. На крепком основании устанавливался поворотный механизм: в передней части закреплялись мощные «рога» лука, за них цеплялась крепчайшая тетива из воловьих сухожилия, натягивавшаяся с помощью ворота, а на «салазки», вроде лафета пушки, укладывались «стрелы» из целых бревен длиной до 3,5 метров, окованных железом, камни весом до 30 килограмм, или бочки со смолой. Особым рычагом тетива спускалась, и снаряд с силой летел на огромную дистанцию: тяжелые снаряды летели на расстояние от 400 до 800 метров, а более легкие стрелы – до 1000 метров.

Рис. 76. Катапульта

Когда появились баллисты – неизвестно. А употребляли их, по меньшей мере, до V века новой эры.

Катапульта (латинское catapulta от греческого katapeltes – бросать с силой) употреблялась с V века до новой эры в Древней Греции и Древнем Риме и до XIV–XV веков в Западной Европе. Здесь тоже использовалась сила упругости скрученных сухожилий или ремней. На мощной раме из брусьев, с упором, снабженным мягкой подушкой из кожи, устанавливался ворот и, перед ним, на шарнире вращалась «ложка», бревно с огромной чашкой на конце. Несколько воинов с усилием проворачивали ворот, натягивая эластичную веревку, закрепленную на ложке. В ложку закладывались камни весом от 30 до 480 килограммов (!). И когда стопор ворота спускали, ложка взлетала вверх-вперед, с силой ударяясь об упор, а камни летели по крутой траектории (дуге) на расстояние от 850 до 250 метров, обрушиваясь на постройки крепости.

Рис. 77. Баллиста

Сложные осадные машины потребовали и усложнения самой осады. Чтобы устанавливать их, закручивать все эти вороты, натягивать тетивы – нужно немало времени. Так что приходилось обустраивать осадные позиции вблизи стен: устанавливать прочные бревенчатые, дощатые или хотя бы плетневые щиты для прикрытия воинов, обслуживавших машины. Ведь и осажденные могли пользоваться не только луками со стрелами, но и теми же баллистами и катапультами. Правда, прицельность их была незначительна: в протяженные высокие стены попасть легче, чем в сравнительно небольшую машину и несколько воинов возле нее. Но все же…

Совершенствовались крепости, совершенствовалась и осадная техника. Хотя наступающие на укрепление воины и надевали доспехи, прикрывались щитами, но все же были уязвимы. И вот огромные щиты из толстых досок на раме из брусьев, рассчитанные на несколько человек сразу, стали устанавливать на колеса, да еще и снабжали эти щиты узкими бойницами. Часть воинов катит щит, прикрываясь им же, под стены крепости, а часть спокойно целится из луков в защитников, стоящих на стенах. Подошли поближе – и бросились на штурм. Были созданы даже целые «вагоны» на колесах – винеи: большая группа воинов, находясь под крышей и за боковыми стенами, подкатывала винею к самым укреплениям, а потом через подъемную переднюю стену и боковые двери бросалась на штурм. Длинную штурмовую лестницу и нести непросто, и поднять вверх сложно: ну, что ж, можно такую лестницу снабдить на концах колесами, катить ее к стенам, а потом, приподняв, «вкатывать» наверх по стене. Наконец, широкую крепкую лестницу-самбук, рассчитанную сразу на целый ряд воинов, можно было заранее установить в наклонном положении на высокой крепкой раме из брусьев, установленной на колесах, и просто подкатывать ее к стене. Такую лестницу уже не оттолкнешь от стены, не обрушишь вниз вместе с карабкающимися по ней штурмующими. Придумали крюки-разрушители на высоких рамах из брусьев, установленных на колесах, и напоминающие деревенский колодезный журавль: крепкий железный крюк на длинной толстой жерди цепляли за край стены, и тянули назад, обламывая камни кладки. Была и машина, называвшаяся «онагр»: на такой же высокой раме висело бревно на шарнире, а на его конце – опрокидывающийся ящик, наполненный тяжелыми камнями: подкатив сооружение к стене, поднимали ящик повыше и опрокидывали, так что град камней сыпался на обороняющихся, заодно разрушая стену. Широко использовались на Западе пращевые машины – требюше и перрье. Их применение в Европе приходится на развитое средневековье – примерно с рубежа XII–XIII веков, причем западноевропейские военные трактаты рекомендуют использование метательных машин вплоть до XVI века. Мало того, созданы были подвижные штурмовые башни, на Руси называвшиеся «гуляй-город», а на Западе беллюардами. На многочисленных огромных деревянных колесах из бревен и досок устраивалась многоярусная башня, открытая сзади, а спереди снабженная откидывающимися мостками. Одни штурмующие воины сидят в башне и осыпают обороняющихся стрелами через бойницы, другие, прикрытые башней, катят ее. На такой башне можно было даже установить небольшие катапульты, а позже – пушки, на момент выстрела опуская мостки, а для заряжания вновь поднимая их. Подкатили башню под стену, откинули штурмовые мостки и кинулись на стену. Их широко применяли еще в XVI веке: например, русские при осаде Казани, украинские казаки при осаде польских замков во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого.

Рис. 78. Осадная башня (гуляй-город, беллюарда)

Русь практически не отставала от Запада в применении осадных машин. Русские летописи упоминают о метательных машинах, пороках, более 130 раз, а об их участии в крепостной войне – 40 раз. Предполагается, что наши предки впервые применяли осадную технику в 597 году при совместной с аварами осаде греческих Фессалоник. Опираясь на исторические источники, занимавшийся историей вооружения Древней Руси археолог А. Н. Кирпичников упоминает и тараны, и подвижные навесы над ними, накрытые мокрыми шкурами, и даже описывает некую сложную машину, наподобие пращи метавшую огромные камни. При этом машина, напоминавшая башню, с трех сторон была закрыта толстыми досками для защиты обслуживавших ее воинов, а сама она была выше крепостных стен. Такие машины, называвшиеся в Византии сфендон, или спендон, появились примерно в VI–VII веках. Вероятнее всего, при осаде Фессалоник славяне пользовались захваченные у греков машины или даже использовали взятых в плен византийских специалистов: их применение требовало специальных знаний. Есть упоминания, что при осаде русскими в 1206 году тевтонского замка Гольм их машины метали камни в противоположном направлении. Иногда же плохо построенные и неумело используемые камнеметы просто разваливались при первых выстрелах.


Скачать книгу "От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ века" - Леонид Беловинский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ века
Внимание