Провокации против России

Николай Червов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Нестандартные версии о причинах трагического поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны, скрытых и явных провокациях Запада против русского народа (в прошлом и теперь), о глобальных замыслах Америки по насильственному переделу современного мироустройства — все эти злободневные проблемы рассматриваются в книге. В книге использованы фотоиллюстрации из различных периодических изданий и личного архива автора. Для широкого круга читателей.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
250
145
Провокации против России
Содержание

Читать книгу "Провокации против России"



Одним из примеров этого может служить нападение фашистской Германии на Польшу.

Польское военное командование придерживалось опыта Первой мировой войны. Оно ошибочно считало, что будущая война начнется официальным ее объявлением, затем будет мобилизация и стратегическое развертывание главных сил армий сторон. Поэтому, думали в польском Генеральном штабе, Германия не сможет сразу вторгнуться всеми вооруженными силами против Польши.

Однако поляки просчитались. Война, начатая I сентября 1939 г., проходила по новому сценарию. Германия напала внезапно, без объявления войны. Обрушила на Польшу массированные удары авиации и танковых войск на фронте 1000–1200 км, сосредоточив усилия с двух направлений на Варшаву — один с территории Силезии и Словакии, другой из Померании и Восточной Пруссии — с целью окружить и уничтожить главные силы польской армии западнее Вислы.

Удары гитлеровцев были ошеломляющими. Польская армия оказалась застигнутой врасплох. Мобилизация была сорвана. Развертывание войск проходило в ходе начавшейся войны. Полное господство немецкой авиации в воздухе, действия диверсантов и парашютистов за линией фронта нарушили связь и управление польскими войсками. Немецкие танковые клинья рассекали польские войска на отдельные части и стремительно продвигались вперед, не ввязываясь в бои за опорные пункты.

Фактически через неделю польское командование потеряло управление вооруженными силами. 17 сентября польское правительство бежало в Румынию, оставив страну на произвол судьбы. 28 сентября Варшава пала. Для польского народа наступили тяжелейшие дни фашистского террора и насилия.

Военные причины поражения Польши: вступление в войну по устаревшему «сценарию» Первой мировой войны; недооценка роли и значения начального периода войны, который предопределил весь дальнейший ход вооруженной борьбы; неготовность польской армии вести боевые действия в новых условиях и противостоять другим «рецептам» войны.

В числе рецептов оказались: многочисленные и хорошо технически оснащенные вооруженные силы в мирное время; возможность быстрого приведения их в боевую готовность; совершенствование мобилизационных систем в короткий срок. Эти рецепты создавали реальные предпосылки к победе путем активных военных действий с самого начала войны, внезапности нападения, тщательной подготовки и ведения начальных (первых) операций, которые призваны были решать исход войны или предрешать его в свою пользу.

С этого момента значение особого периода начала войны чрезвычайно возросло и определяло уровень искусства военного руководства в подготовке к решающим сражениям в предвоенное время. Сошлюсь на пример Германии.

В основе агрессивных планов фашистской Германии лежала доктрина тотальной войны и стратегия блицкрига, предусматривающие уничтожение своих противников поочередно, одного за другим, в молниеносных кампаниях, проводимых через определенные промежутки. Решающее значение в достижении целей войны прида-валось первым (начальным) операциям, в ходе которых имелось в виду нанести поражение главным группировкам вооруженных сил противника (сухопутным, воздушным, морским), сорвать мобилизацию и стратегическое развертывание врага и тем самым обусловить благоприятное течение и исход войны.

Особо важную роль немцы отводили первому внезапному массированному удару, сокрушительная мощь которого должна была в первые часы и дни войны сотрясти всю систему обороны противника, дезорганизовать его государственное и военное управление. Ведущей силой первых операций были авиация и танковые войска. Военная мысль фашистской Германии постоянно совершенствовалась в поиске «секрета победы», то есть в разработке таких методов ведения войны, при помощи которых можно было разгромить потенциально превосходящего по силам противника.

Советская военная мысль того времени теоретически правильно, по-современному понимала начальный период войны. Это подтверждают совещание высшего командного состава армии в декабре 1940 г., военно-стратегическая игра на картах, а также требования Сталина к военному руководству — изучать «рецепты победы вступительного периода войны» и настойчиво претворять их в жизнь.

К сожалению, дальше разговоров дело не пошло. В практическом плане вопросы вступления государства в войну Наркомат обороны и Генеральный штаб решали устаревшими методами времен Первой мировой войны. О том, к чему привело игнорирование начального периода войны, будет рассказано ниже.

В числе многих проблем серьезное место занимали корректировка и уточнение планирующих документов. Уточненные в мае 1941 г. «Соображения по плану стратегического развертывания вооруженных сил СССР на случай войны с Германией»[7], как выявилось после выступления Сталина в Кремле (5 мая), страдали крупными недостатками: оценка группировки противника была поверхностной, без глубокого раскрытия его замысла действий и состава ударных группировок на основных направлениях; не были определены цели войны и первых операций; группировки своих вооруженных сил и войск фронтов были созданы без учета общего замысла и в отрыве от возможных действий противника.

Принципиальный недостаток состоял в том, что в довоенной теории, и практике войск и штабов были неудовлетворительно разработаны вопросы обороны, оборонительных боев и операций. Оборона как вид боевых действий отрабатывалась при обучении войск, в том числе в приграничных военных округах, кратковременно на второстепенных направлениях или с целью отражения контратак противника с последующим переходом в наступление. Части и подразделения не знали, как организовать ротный опорный пункт, батальонный узел обороны, противотанковые рубежи. Говорю об этом не понаслышке, а на основе своего опыта.

Война с самого первого дня жестоко наказала нас за это и заставила осваивать этот вид боевых действий в тяжелейших оборонительных сражениях. Недооценка обороны и неумение войск вести ее по-современному являются одной из главных причин того, что фактическая боеспособность и боеготовность приграничных военных округов, их боевая мощь не были в полной мере реализованы. Сил и средств было много, а умело применить их в обороне не смогли и не умели. Этот урок поучителен и для сегодняшнего дня.

Нельзя отрицать, пожалуй, того факта, что храбрые и преданные своей Родине советские воины во многих случаях не владели также тактикой современного наступательного боя. Слабая полевая выучка войск, плохая организация управления, неумение при этом использовать радиосвязь — все это были последствия бездарного ворошиловского руководства Красной Армией.

Среди других недостатков следует отметить неудовлетворительное обеспечение войск артиллерийскими боеприпасами. Как отмечал маршал Жуков, зимой и весной 1941 г. особенно тяжело обстояло дело с боеприпасами. Наркомат обороны и Генеральный штаб требовали создания годового запаса боеприпасов на первый год войны. Промышленность удовлетворила заявку военных только на 15–20 %.

По оценке специалистов, в западных приграничных военных округах возможный суточный расход боеприпасов был лимитирован следующими цифрами:

на 76-мм дивизионную (полковую) пушку по 12 снарядов;

на 76-мм пушку танков КВ по 20 снарядов; на 76-мм пушку танков Т-34 по 13 снарядов.

Разве можно начинать превентивную войну без артиллерийской поддержки? Кто возьмет на себя ответственность начать войну без артиллерии и танков? Сталин знал состояние вооруженности армии и жестко требовал устранения недостатков. Военные заводы работали круглосуточно. По указанию Сталина промышленность и Наркомат обороны принимали все меры к увеличению выпуска боеприпасов и добились того, что к началу войны заявка военных была удовлетворена более чем на 40 % годового запаса.

Вот почему Красной Армии надо было еще хотя бы полгода-год для перевооружения, плановой боевой учебы, подготовки штабов всех степеней, а также кадров, особенно среднего и младшего звена, для полевой выучки войск. Но времени не было, доучиваться пришлось в кровавых сражениях.

Однако будет ошибочно считать, как об этом пишут некоторые историки, что будто бы СССР «к войне был явно не готов» и что «в целом к Великой Отечественной войне мы были не готовы». Такой упрек наша страна и ее руководство явно не заслуживают. Наоборот, по всем направлениям делалось все возможное для подготовки СССР и Красной Армии к отражению агрессии. И сделано было неимоверно много.

Например, сил и средств в Красной Армии было немало, правда значительно меньше, чем у гитлеровцев, но все-таки достаточно, чтобы отразить агрессию, не допустить катастрофы. Однако использовать их правильно мы не смогли.

Таблица 2

Силы и средства сторон на 22 июня 1941 г.

* Учтены только новые типы танков и самолетов. (Общее количество всех типов советских танков — 12 500 ед., самолетов — 7130 ед.)

Гитлеровцы в первом эшелоне имели 103 дивизии, из них 12 танковых, наши западные военные округа (фронты) — 56 дивизий, то есть почти в 2 раза меньше. При этом численность немецкой пехотной дивизии составляла 16 859 человек, танковой дивизии — 16 тыс. человек. Дивизии Красной Армии не были укомплектованы по полному штату. Из 170 дивизий 144 дивизии имели численность по 8 тыс. человек, остальные до 5 тыс. человек.

Реальное соотношение сил в первых эшелонах войск сторон, вступивших 22 июня в сражения, было вдвое в пользу противника, на ряде направлений он превосходил наши войска в 3–4 раза, а на направлениях его главных ударов, где были сосредоточены компактные ударные группировки, это превосходство было почти 6—8-кратным.

Таким образом, противник превосходил нас по всем показателям и в количественном, и в качественном отношении (укомплектованность, боевой опыт, обученность войск, техническая оснащенность).

Указанная таблица лежала на столе у Сталина. Он смотрел в нее и не мог понять: как можно планировать какое-то «превентивное» нападение при отсутствии превосходства в силах и средствах, не имея полностью укомплектованными танковые и механизированные корпуса; не имея того богатейшего опыта ведения войны, который был у вермахта?

Сталин задумался. В мире шла война, обстановка на наших границах была сложной, противоречивой. Что делать? Вспомнил переговоры Берлина с Москвой в октябре-ноябре 1940 г. Но ведь это была игра. Что изменилось? Ничего. Игра обманная. Неужели Гитлер пошел ва-банк? Почему он грубо ответил по вопросу о захвате Югославии и Греции? Его объяснения о немецких войсках в Финляндии — это примитивная спекуляция. Сейчас он укрепляет свои фланги, что дальше?

Проблем тьма, решать их надо неотложно. Главное — создавать стратегические резервы, мобилизовать все ресурсы, война будет долгой. Перевооружать армию новыми самолетами и танками. Переговорить с Вячеславом (Молотовым. — Н. Ч.) о будущих союзниках. Кто они? А если крестовый поход? Что тогда? Твердят, что война будет в мае, а ее нет.

Филби, Зорге, «Старшина»… Может быть, все это преждевременно? Может, удастся предупредить, оттянуть нападение Германии хотя бы на полгода? Неужто Западный фронт и «Морской лев» — это ловушка? Военные говорят, что готовится германский бросок через канал в Англию.


Скачать книгу "Провокации против России" - Николай Червов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Провокации против России
Внимание