Батальон, к бою!

Булычев Андрей
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Тринадцать лет шаткого мира между Российской и Османской империями заканчиваются. Противоречия между ними слишком велики, и мирным путём уже неразрешимы. Войне быть! Что же послужит тем спусковым крючком, после которого прольётся большая кровь? Особая рота Егорова расширена до батальона и стоит на самом переднем рубеже обороны. Их зовут зелёными шайтанами и волкодавами. Именно им, русским егерям, и придётся первыми вступить в бой с янычарами.

Книга добавлена:
18-03-2024, 11:32
0
813
77
Батальон, к бою!

Читать книгу "Батальон, к бою!"



* * *

Шестнадцатого декабря под утро турки в первый раз попробовали проскочить на левый русский берег. Пара сотен их всадников в ночной тишине прошла выше того места, где Ингул впадал в Буг, и начала выходить в степь. Дозорный разъезд казаков уже только что проехал это место, удаляясь в сторону Николаевской, но, как видно, у турок заржал жеребец, и кобыла у идущего замыкающим казака фыркнула, запрядала ушами и начала коситься назад. Донские казаки – воины справные, привыкли обращать на всякую мелочь внимание. Приписной, Андрейченко Василий, развернул свой дозор, и станичники разглядели на льду реки темные фигуры. Турки попробовали было прикинуться своими, какой-то говорливый даже начал забалтывать казаков, пока их полсотни начали заходить дозору в тыл. Но их план быстро раскусили, ударили из ружей и припустили в сторону станицы. Через полчаса поднятый по тревоге казачий Бугский полк и первая конная рота волкодавов уже прочесывали то место, где видели неприятеля. На льду нашли только пятна крови и следы османской конницы.

– Все, с этого момента река у нас проходима. До особого распоряжения объявляю усиление на всей пограничной линии, – распорядился генерал-майор Кутузов. – Караулы и разъезды удвоить. Подразделениям всегда быть готовыми к бою!

Через неделю набег турок повторился, только вот выходили они на русский берег верст на десять выше по течению реки и гораздо большими силами.

– Не менее алая идет! – доложился прибывший от дальнего северного форта гонец. – Пара сотен к валам подскочила и в круговую скакать давай, чтобы никто за помощью не ушел. А вот все остальные в это самое время в глубину степи поскакали. Но мы-то турку заранее уже углядели, они ведь и не знают пока, что наш дозор их с середины реки и до самого выхода на берег вел.

– Объявить общую тревогу! – скомандовал Кутузов. – Все егерские батальоны корпуса распределить вдоль линии! Особый батальон Егорова и Бугский казачий полк находятся в полной готовности к выходу при мне. Херсонский пикинерский и легкоконный Мариупольский идут по следу турок в погоню!

Действовали по разработанному заранее плану. Два полка легкой русской кавалерии должны были не позволить резвиться туркам в глубине русской степи и выгнать их обратно к линии. А вот где они должны были выходить обратно на Буг – это был большой вопрос. Выставь заслон не в том месте – и они, прорвавшись через редкую цепочку караулов, уйдут совершенно спокойно обратно к себе.

– Вот здесь, здесь и здесь самые удобные места для их прорыва, – показывал на карте бывалый кавалерист, командир Бугского казачьего полка подполковник Касперов. – Тут русла малых речек выходят из степи в большую реку. Именно по одному из них я бы сам и прорывался. А что, большого снега пока что нет, лед уже крепкий, а дорога по руслу реки ровная, коню очень удобно по ней скакать. Да и не виден ты со стороны там, все-таки путь по самому низу идет, а не так, как если бы по холмам двигался. В низинке ведь все время ты скачешь. Не-е, я бы точно по руслу речки выходил.

– Да, Сергей Федорович, соглашусь я тут с тобой, – кивнул Кутузов, тоже внимательно вглядываясь в карту. – Туркам все эти места хорошо известны, как-никак, а это ведь их территория только вот совсем еще недавно была. Ну, так по какому же руслу они все же обратно пойдут?

– Вот по этому вряд ли, Михаил Илларионович, – ткнул подполковник в карту. – Здесь форт наш всего лишь в половине версты от самой речки стоит. Ну, не совсем же они там дураки? Ведь понимают, что мы с этого форта легко можем им засаду выставить. А вот по этим двум руслам самое то к себе вырываться.

– Да, пожалуй, ты прав, – согласился с опытным кавалеристом генерал. – Ну что, Алексей Петрович, готовим западню гостям?

– Так точно, готовим, Михаил Илларионович, – кивнул Лешка. – Лошади в три дюжины приготовленных саней у нас уже запряжены. Под две роты верховых коней нам выделили. Как только будет ваша команда, разделяемся и занимаем места для засады.

– Ну, тогда с Богом, господа! – Михаил Илларионович перекрестился на образа в чистом углу. – Выводите своих людей из станицы, расставляйте их на месте и бейте турок нещадно! Так, чтобы у них более никакого искушения не было в следующий раз к нам заходить!

– Удачи вам, Живан! – крикнул Алексей, провожая колонну друга. Половина засадных сил уходила севернее, ближе к крайнему форту всей линии. Первой же и второй ротам с двумя эскадронами бугских казаков надлежало перекрыть это речное русло.

«Кому сегодня повезет и на кого выскочит турецкий алай, одному только господу Богу известно. Не перемудрили ли они, ожидая его здесь? А вдруг он, настигнутый погоней русских легкоконных полков, просто уйдет сломя голову по степи к Бугу самым коротким путем? – Мысли так и роились в голове у Алексея. – Будь что будет», – он отмахнулся от них и сосредоточился на подготовке к засаде.

– Илья Борисович, ты свои эскадроны здесь точно выставить не сможешь, вот сам погляди, какое вокруг открытое место, – показал он заместителю командира казачьего полка. – Это ладно мы-то, пешие егеря, заляжем, прикроемся белым полотном, и в снегу нас турки не заметят. А вот вы своих коней здесь точно не сумеете укрыть. Увидят османы вас за версту, с речного русла в бок уйдут и тогда уже по степи к Бугу проскочат. Даже если и перехватите вы их, то такая рубка будет – ой-ей! И мы к вам на помощь ведь не успеем прибежать. Прорвутся они к себе, как пить дать прорвутся через вас. И людей мы потеряем в сече, и задачу не выполним.

– Что предлагаешь тогда, Алексей Петрович? – спросил майор. – Есть, небось, какие-нибудь наметки?

– Я думаю, что нам лучше поступить так, – задумчиво проговорил Егоров. – Своих егерей я расположу вот здесь, на этом обрыве. Тут как бы таким большим полукругом речное русло идет, и шагов триста оно хорошо напрямую простреливается. Замаскируемся тщательно и будем здесь турок ждать. А ты со своими сотнями выйдешь на лед Буга и встанешь возле самого устья, ожидая неприятеля в развернутом строю. Всех мы здесь все равно ведь разом побить не сумеем, и часть их к вам дальше по реке проскочит, ну, вот вы и встретите их там, на широком Бугском просторе.

– Годится, – решительно кивнул кавалерист. – Тогда мы и коней, и сани ваши с собой заберем. Сани выставим по центру, а с боков я оба своих эскадрона расположу.

– О-о, а это хорошая мысль! – воскликнул Алексей. – Я вам туда полуроту егерей с пушкой дам. Они пару залпов точно успеют сделать, вот как раз и ополовинят прорвавшихся.

На том и порешили. Полурота Самойлова увела с собой пятнадцать саней и выставила их шагах в двухстах на бугском льду, расположив напротив устья степной речки. А две с половиной сотни егерей усиленно маскировали свои позиции на выбранном их командирами месте.

– А ну-ка, Тиша, пойди глянь со стороны, ни за что там твой глаз не цепляется? – попросил солдата капрал. – Ты-то у нас сильно зрячий. Вот и гляди внимательно.

Егерь отошел на полсотни шагов и, хорошо присмотревшись, крикнул:

– У Капитона накидка серее остальных, выделяется. А у Луки ружье чернеет, как будто бы палка из снега торчит. А так более ничего не видно. Ну-у, ежели, конечно, шибко в обрыв не вглядываться. Да вон пушкари еще все орудию свою прикрыть никак не могут, как большая каменюка она тут смотрится, возле реки.

– Капитон, зараза, говорил я тебе на прошлой бане, чтобы ты лучшевее накидку свою отстирывал?! – крикнул командир отделения. – Совсем уже вконец обленился?! Федотка, ты его там снегом маненько припороши. И это, Лука, ружжо-то оберни пока белой тряпицей. Потом, перед самой стрельбой, ее скинешь.

– Сделаю, Герась, – откликнулся ветеран, доставая из-за пазухи белое полотно.

– Эй, охламоны, вы орудию свою спрячете или так и будете здесь дальше без толку крутиться? – спросил с издевкой копошащихся внизу артиллеристов Филимон.

– Ты вон лучше усы свои спрячь, – ответил ему здоровенный канонир. – Мы, чай, и сами знаем, чего нам делать надо! Не первого года службы, поди. Никита, ты закончил с выкладкой припаса? Картузы белым полотном хорошо прикрой, а потом с Никифором и Авдеем на пушечку покрывалу с аккуратностью уложите.

Около самой береговой кромки возились пионеры под командой Афанасьева.

– Ванька, шнур тащи! – крикнул унтер Кудряшу, и тот полез наверх, разматывая его по пути. – Обездвижил бечеву? Хорошо ли, надежно? А ну-ка, еще раз проверь!

– Да проверил я уже, – донеслось ворчание здоровяка. – Пять раз уже все проверил.

– А ты еще раз проверь, я сказал! – настоял Василий. – Ну, все, братцы, отходите, я скобу с фугаса снимаю, теперь пущай тут не ходит никто! – и, повозившись с миной, он и сам затем полез наверх.

– Ваше высокоблагородие, четыре больших направленных осколочных фугаса на берегу и еще один усиленный безоболочный на льду установлены, все пять терочных запалов на боевом взводе.

– Должно бы хватить, как сам думаешь, Василий? – задумчиво оглядывая со стороны всю позицию, спросил Алексей.

– Хватит, Алексей Петрович, – уверенно ответил тот. – А больше здесь и не надо. И так все русло хорошо перекрываем. Сотня шагов сплошного убойного разлета для осколков есть. Да еще и единорог с фальконетом, они тоже своей ближней картечью жахнут.

– Ну-ну. – Лешка поднялся на самый верх склона и еще раз внимательно все оглядел. Вся речная излучина белела снегом, ничего, кроме двух белых фигур наблюдателей, здесь не было видно. Даже следы на льду возле самого места засады так пригладили, что и за сотню шагов их было не разглядеть, причем самым пристальным и внимательным взглядом. «Да и не до того будет туркам, чтобы внимательно все осматривать, – решил Алексей. – У них там на хвосте наша конница висит, и они всю ночь и все утро уже в седле проскакали. Поскорее бы на утомленных конях к себе убраться – вот что сейчас их заботит».

– На корточки сядьте, – кивнул он наблюдателям. – Одним пологом прикройтесь, так вы с холмом сольетесь. Как только всадников увидите, так сразу же кричите, ложитесь плашмя и не двигайтесь.

– Так точно, вашвысокблагородие! – хором рявкнули егеря.

Потянулось время долгого ожидания.

Ветерок, дувший с востока, из херсонской степи, чуть прихватывал морозцем щеки. Куда только хватало глаз, вокруг виднелась одна лишь безлюдная снежная равнина. Неожиданно вдалеке мелькнула и пропала темная точка, вот она опять появилась и стала уже больше.

– Вижу движение вдали! – крикнул наблюдатель. И через пару минут последовал его уверенный доклад: – Ваше высокоблагородие, к нам сюда по речному руслу скачут! Большой конный отряд. Даже первых всадников уже можно разглядеть!

– Пригнитесь и замрите! – отозвался подполковник. – Внимание! Батальон, к бою! Стрелять только по моей команде! Пионеры и артиллерия работают по своему усмотрению после первого ружейного залпа!

Сухо защелкали взводимые курки, а с восточной стороны уже раздавался еле слышный пока еще топот огромной конской массы.

«Плотно идут, – с удовлетворением подумал Егоров, вглядываясь в показавшуюся голову колонны. – Видно, поскорее к себе убраться спешат. Значит, погоня на самом хвосте висит, поджимает их».


Скачать книгу "Батальон, к бою!" - Булычев Андрей бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание