За порогом вражды

Вадим Назаров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге идет речь о всевозможных формах симбиоза и о том, что даёт их изучение. Цветы и насекомые, водоросли и беспозвоночные, бактерии и многоклеточные, муравьи и растения — вот лишь некоторые примеры из богатейшего мира содружества организмов, играющего важнейшую роль в природе. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Книга добавлена:
17-06-2023, 07:04
0
301
70
За порогом вражды
Содержание

Читать книгу "За порогом вражды"



Колибри, летучие мыши и нелетучие звери

В тропиках и субтропиках с опылением цветов кроме насекомых неплохо справляются всевозможные мелкие птицы. Их без малого две тысячи видов — почти четверть всего пернатого богатства земли. Большую их часть также влечет к цветам нектар, но некоторые дополняют свой сладкий рацион пыльцой или насекомыми, которых ловят в цветах.

Высшего, «профессионального» совершенства в опылении тропических цветов достигли колибри, населяющие обе Америки. Все в них, начиная с размеров, подчинено выполнению этой деликатной миссии. Самые крупные колибри не крупнее ласточки, а самые мелкие — чуть больше обычного шмеля. Масса такого крохотного создания меньше 2 г, а яйца не крупнее горошины. Но сердце птахи бьется с частотой 600 ударов в минуту, а при напряженной работе крылышек число сокращений может доходить до 1000! Не удивительно, что оно занимает половицу полости тела. У колибри длинные и узкие крылья, часто — раздвоенный хвост и очень маленькие ножки. Как и стрижи, они изумительно быстры и вертки в полете, а по земле ходить не могут.

Колибри сосут нектар, не садясь на цветок. Подлетая к нему, они зависают в воздухе, делая крылышками до 50 взмахов в секунду. По бокам тела видны тогда только два туманных облачка, раскинувшихся в форме веера. Из длинного, часто изогнутого серпом клюва пташка выбрасывает еще более длинный трубчатый язык (он может вытягиваться в 4–6 раз!) и, запустив его в цветок, выкачивает нектар, как насосом. На конце язык раздвоен или заканчивается кисточкой. Так же на лету кормят колибри и своих птенцов, закачивая добытый нектар в их клюв.

У цветов, опыляемых колибри, нет посадочной площадки и нет запаха. Зато они крупные и очень ярко окрашены. С их стороны это целесообразно и закономерно. Ведь у птиц обоняние слабое, и они целиком полагаются на зрение. А о красоте и яркости оперения самих колибри и говорить не приходится. Многие виды благодаря способности их перышек преломлять солнечные лучи при каждом повороте тела меняют окраску, словно алмазы.

Справедливости ради надо сказать, что одним нектаром колибри обходиться не могут. Им нужна еще животная пища. Перепархивая с цветка на цветок, они попутно ухватывают разных мелких жуков и пауков.

Колибри опыляют орхидеи и многие хозяйственно ценные растения. Так, орхидея ваниль, из ароматных плодов который добывают ванилин, опыляется на своей родине, в Мексике, только колибри. На плантациях Явы она не могла плодоносить, пока не было организовано ее искусственное опыление.

В тропиках Старого Света колибри как опылителей заменяют нектарницы, а в Австралии также медоносы и попугаи лори.

Если днем на цветах трудятся птицы, то ночью их сменяют летучие мыши, питающиеся нектаром и фруктами. Разумеется, опыляют они разные растения. В тропиках восточного полушария в роли опылителей выступают так называемые летающие лисицы — крупные рукокрылые с размахом крыльев до метра, в Америке — листоносые летучие мыши. Летающие лисицы обязательно садятся из цветущую ветку и, засунув мордочку в цветок, принимаются быстро слизывать сок. Им надо торопиться, пока ветка не опустилась под их тяжестью. Мелкие летучие мыши высасывают нектар либо на лету, запуская в цветок свой длинный красный язычок, подобно колибри, либо обхватив цветок крыльями.

Такие растения, как кигелия, паркия, дуриан, ороксилон, некоторые виды баобабов, бананов, алоэ, хлопчатника, в основном опыляются летучими мышами. Их цветы распускаются ночью и сообразно вкусам своих опылителей издают очень неприятный (чаще затхлый) запах. Растут они на концах длинных веток или прямо на стволах и отличаются большим и прочным венчиком.

У африканских баобабов, цветущих в течение нескольких месяцев, на длинных цветоножках сидят огромные пятилепестковые цветки с многочисленными пурпурными тычинками. Каждый цветок живет только одну ночь. Вечером свежий упругий бутон раскрывает свои нежные, шелковистые лепестки, а с первыми лучами солнца они уже увядают. И всю ночь вокруг цветущих деревьев кружится множество летучих мышей.

Опылители известны и среди сумчатых зверей Австралии и Юго-Восточной Азии. Это летающие сумчатые летяги и сони, сосущие нектар из цветков эвкалиптов.

До сих пор речь шла о летающих насекомых, птицах и зверях. Мы даже отметили, что растения выбрали исполнителей своих сокровенных забот исключительно среди летунов. Оказывается, однако (в порядке исключения из этого правила), что перекрестное опыление могут успешно производить и отдельные нелетающие животные. В той же Австралии к этому в значительной мере причастны кенгуру и маленький ночной зверек, живущий на деревьях, — узкорылый пяткоход.

Кенгуру — основные опылители низкорослого кустарника дриандры, встречающегося среди зарослей скрэба. Цветки дриандры расположены по краям странной «чашечки» (ее диаметр около 4 см), в которую стекает их сок с запахом скисающего молока. Пестики цветков, очень похожие на булавки, слегка наклонены в сторону чашечки. На их концах в начале цветения, казалось бы в нарушение всех правил, выделяется пыльца, а затем образуются рыльца. Таксе расположение пестиков по отношению к соку «рассчитано» явно не на насекомых. Зато оно хорошо подходит к габаритам кенгуру. Засовывая морду в чашку то одного, то другого соцветия в поисках хорошо утоляющего жажду бодрящего напитка, кенгуру пачкает пыльцой свой нос и производит перекрестное опыление. Сейчас, когда кенгуровое население Австралии сильно поредело, реже стала встречаться и дриандра.

На Гавайских островах растет панданус фрейцинетия, ползучие ветвящиеся стебли которой образуют в предгорьях непроходимые заросли. Это, пожалуй, единственное растение, опыляемое… крысами. В период цветения на концах некоторых веток фрейцинетии развиваются прицветники — десяток оранжево-красных мясистых листьев. Внутри прицветника торчат три ярких султана. Каждый из них образован сотнями мелких соцветий, состоящих из шести слившихся цветков, от которых сохранились лишь плотно сросшиеся пестики или тычинки. Душистые и сладковатые у основания прицветники — большой соблазн для полевых крыс. Поедая их и перебираясь с одной цветущей ветки на другую, крысы невольно пачкают пыльцой усы и щеки и опыляют цветки.

Другие родичи фрейцинетии, взбирающиеся по скалам или деревьям и поднимающиеся высоко над землей, опыляются летучими мышами, которые также находят прицветники достаточно аппетитными.

Об опылении цветов животными можно было бы рассказать еще много интересного, но пора перейти к иным, не менее удивительным формам содружества двух великих миров — животных и растений.

Креветка-чистильщик

Спинорог

Рыбы среди коралловых джунглей: вверху желтохвостая лакедра, внизу рыбы-бабочки

Рыба-клоун среди щупалец актинии

Рыбки-клоуны возле актинии

Мурена и губан

Чистильщики

Молодь рыб под колоколом медузы ризостомы

Оса на головке дикого чеснока

Шмель на васильке полевом

Белянка на цветке календулы

Колибри, «зависшая» перед цветком

Бражник-языкан, «зависший» возле соцветия гебелии

Соцветие аройника в разрезе: 1 — кроющий лист соцветия, 2— стерильная часть соцветия, 3— ллжчкис цветки, 4 — женские цветки

Раффлезия Арнольда

Кувшинчики лианы непентес

Цветок кирказона в разрезе

Кирказон

Венерин башмачок

Голова пчелы с двумя приставшими к ней поллинариями орхидеи

Орхидея катазет


Скачать книгу "За порогом вражды" - Вадим Назаров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биология » За порогом вражды
Внимание