Крах Третьего рейха

Игорь Попов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Представленная книга рассказывает о завершающем этапе Второй мировой войны в Европе. Авторы, опираясь на многочисленные архивные документы, рассказывают о последних днях Третьего рейха. Из книги читатель узнает о взаимоотношениях советских войск с западными союзниками, о том. как проходил штурм Берлина, как устанавливался оккупационный режим в Германии. Авторы приводят малоизвестные подробности дипломатических переговоров и операций спецслужб.

Книга добавлена:
24-02-2024, 09:51
0
146
123
Крах Третьего рейха
Содержание

Читать книгу "Крах Третьего рейха"



Наиболее боеспособной частью здесь был полк СС «Варяг» под командованием полковника М. А. Семенова, сформированный из отрядов вспомогательной полиции («хипо») на территории Югославии, укомплектованный в основном эмигрантами.

Переговоры Власова с генералом П. Шандруком о включении в состав вооруженных сил КОНР украинских формирований остались без результата из-за разногласий по национальному вопросу. 12 марта 1945 года в Веймаре при поддержке Розенберга был образован Украинский национальный комитет (УНК) под председательством Шандрука, объявивший о создании собственной Украинской Народной Армии.

В составе германских вооруженных сил к этому времени действовала лишь одна украинская дивизия — 14-я гренадерская дивизия войск СС, во второй половине марта переброшенная в Словению.

Сразу же после провозглашения декларации УНК в Нимеле под Берлином началось формирование 2-й украинской дивизии (сначала как противотанковой бригады) под командованием полковника П. Дьяченко. К 28 марта она имела 3 батальона общей численностью 1900 человек и в таком составе приняла присягу на верность украинскому народу и государству.

Далее была сформирована «бригада особого назначения» (парашютная) в составе 2 батальонов (400 чел.) под командованием полковника М. Бульбы-Боровца. Оба соединения были переброшены в Чехию и вошли в оперативное подчинение немецкой группы армий «Центр». Сюда же была направлена бригада «Вольного казачества» под командованием полковника Терещенко.

Что касается других национальных формирований, то они также, несмотря на обстановку на советско-германском фронте, стремились создать собственные вооруженные силы. Так, Кавказский и Туркестанский комитеты планировали формирование Кавказской освободительной армии и Национальной армии Туркестана на базе соответствующих частей в Италии, где к этому времени находилась 162-я тюркская пехотная дивизия в составе 303-го туркестанского и 314-го азербайджанского полков.

В ее состав также входили грузинский батальон и кавказское соединение войск СС.

Помимо частей и соединений, объединившихся под эгидой КОНР и отдельных национальных комитетов, целый ряд восточных формирований продолжал оставаться в составе вермахта. Наиболее крупным из них была 599-я пехотная бригада под командованием генерал-майора Хеннинга, сформированная из дислоцированных в Дании восточных батальонов в январе 1945 года.

Бригада насчитывала 13 тыс. человек и по своему составу соответствовала небольшой дивизии.

Что касается «добровольцев вспомогательной службы» («хиви»), то их численность по состоянию на февраль 1945 года составляла около 600 тыс. человек в сухопутных войсках, от 50 до 60 тыс. в Люфтваффе и 125 тыс. — в военно-морском флоте.

Из этих сил Власову подчинялось не более 10 процентов — собственно РОА, Русский охранный корпус, бригада Туркула и казачьи части. Несмотря на очевидное поражение Германии в войне, Власов не оставлял надежду каким-то образом изменить к лучшему судьбу своей армии. И в этом он, как и многие другие деятели Третьего рейха, до последнего дня обманывал самого себя.

Власов рассчитывал на то, что ввод в бой против советских войск независимой русской армии повлечет за собой начало внутреннего разложения Красной Армии, высшие офицеры которой, как говорил Власов, втайне симпатизируют «идеям освобождения», что позволит ему «закончить войну по телефону», переговорив со своими товарищами, которые борются на другой стороне».

Для проверки боеспособности частей ВС КОНР из офицеров и солдат личной охраны Власова и курсантов офицерской школы РОА (всего 50 человек) был сформирован отряд истребителей танков под командованием эмигранта полковника И. К. Сахарова. Вооруженная легким автоматическим оружием и фаустпатронами, эта группа была введена в бой 9 февраля 1945 года в районе Гюстебизе с целью выбить советские войска с плацдарма на западном берегу Одера. В ходе боя власовцам удалось овладеть несколькими опорными пунктами. В последующие дни отряд Сахарова предпринял две разведки боем в районе г. Шведт и в отражении танковой атаки.

Действия отряда были достаточно высоко оценены германским командованием. Все солдаты и офицеры отряда были награждены Железными Крестами и Знаками отличия для восточных народов, а сам Власов получил по этому случаю личное поздравление Гиммлера.

О действиях отряда Сахарова упомянул в своем дневнике министр пропаганды И. Геббельс, особо отметивший высокий боевой дух власовцев по сравнению с уставшими и измотанными в боях немецкими солдатами.

В эти же дни по приказу организационного отдела ОКХ с согласия Власова была сформирована ударная противотанковая бригада «Россия» в составе четырех отрядов общей численностью 1200 человек под командованием половника Галкина. Подчиненная штабу формирующейся противотанковой дивизии «Висла», бригада должна была служить подвижным резервом германского командования, а ее отряды последовательно вводились в бой на одерских плацдармах.

Наконец, 6 марта 1945 года на фронт в район действий 9-й армии генерала Буссе в полном составе выступила 1-я дивизия ВС КОНР. Во время марша дивизии к фронту к ней присоединилось несколько тысяч беглых восточных рабочих, из числа которых в каждом полку было сформировано по третьему батальону. Уже на фронте в ее состав были включены противотанковая бригада и 1604-й полк, в результате чего ее численность выросла до 20 тыс. человек.

13 апреля в 7.20 утра после мощной артиллерийской подготовки и бомбовых ударов авиации два полка 1-й дивизии атаковали позиции 119-го укрепленного района советской 33-й армии южнее Фюрстенберга. Атака третьего (1603-го) полка с юга после упорного боя, перешедшего в рукопашную схватку, была отбита уже к середине дня с большими потерями для наступающих.

Более успешными были действия второго (1602-го) полка, атаковавшего плацдарм с севера при поддержке 12 танков и нескольких самоходных орудий. Здесь власовцам удалось овладеть первой линией советских окопов и временно взять под контроль переправу на плацдарм.

Однако уже на следующий день занявшие траншеи подразделения были выбиты в результате советской контратаки и с потерями отброшены в исходное положение.

Убедившись в невозможности овладеть сильно укрепленным плацдармом имевшимися силами, и во избежание бессмысленных потерь, генерал-майор Буняченко прекратил атаки и отвел дивизию на тыловой рубеж.

Об отсутствии какого-либо значительного пропагандистского воздействия на красноармейцев, на что так рассчитывали Власов и его окружение, говорит тот факт, что советское командование даже не обнаружило присутствия на фронте власовской дивизии вплоть до того момента, пока последняя не была отведена в тыл.

Вместе с тем в течение трех недель, пока дивизия находилась на фронте и в прифронтовой полосе, ни один из ее солдат не перешел на советскую сторону.

Спустя два дня после отвода 1-й дивизии в тыл — 16 апреля 1945 года войска трех советских фронтов начали Берлинскую наступательную операцию, поставившую через три недели точку в истории Третьего рейха. В этой обстановке командование и личный состав Вооруженных сил КОНР и других «добровольческих соединений» уже не представляли для вермахта никакой ценности.

Руководство КОНР имело план действий на случай капитуляции Германии. Вера в противоестественность и непрочность коалиции западных демократий со сталинским режимом вселяла им надежду на ее неизбежный и скорый раскол. В этом случае многочисленные и хорошо вооруженные антисоветские формирования стали бы, по их мнению, незаменимым подспорьем для США и Великобритании в грядущей борьбе против Советского Союза.

Поэтому на последнем заседании КОНР, состоявшемся 26 марта 1945 года в Карлсбаде (Карловы Вары), было решено постепенно стягивать все русские и национальные формирования с Востока и Запада в район Инсбрук — Зальцбург (Австрийские Альпы). Здесь предполагалось соединиться с отступающими из Югославии казачьими частями, а также сербскими и хорватскими формированиями генералов Михайловича, Льетича и Недича и продолжать борьбу до изменения общей обстановки.

В соответствии с этим решением 10 апреля 1945 года в район Линц-Будвайс (Ческе Будеевице) походным порядком выступили все находившиеся на формировании в Мюнзингене и Хойберге воинские части и учреждения Вооруженных Сил КОНР — 2-я дивизия, учебно-запасная бригада, штаб ВС КОНР с офицерским резервом и офицерской школой РОА, строительный батальон и штаб 3-й дивизии — всего около 23 тысяч человек.

15 апреля с Одерского фронта на соединение с ними двинулась 1-я дивизия — вопреки всем приказам германского командования, требовавшего от Буняченко снова вести дивизию в бой. Наконец, 17–18 апреля из района Мариенбада на юг вступили строевые и технические части ВВС КОНР под командованием генерал-майора В. И. Мальцева. Вместе с ними уходила формировавшаяся в Ваергамере дивизия «Беларусь» во главе с подполковником Ф. Кушелем.

Одновременно Власов через своих эмиссаров и представителей нейтральных государств пытался установить контакты с западными союзниками.

Все эти попытки оказались тщетными. На предложение сдать без сопротивления американцам формирования ВС КОНР при условии, что их личный состав не будет выдан советским властям, представители американского командования, включая главнокомандующего войсками союзников в Европе Д. Эйзенхауэра, заявили, что не уполномочены вести переговоры относительно предоставления этим русским политического убежища, и требовали сдачи в плен на общих основаниях.

Правда, они обещали, что власовцы не будут выданы в Советский Союз до окончания войны, и это позволяло последним надеяться, что разрыв между союзниками произойдет раньше, чем дело дойдет до выдачи.

Уже 30 апреля 1945 года в районе г. Цвиссель по предварительному соглашению с американцами в их расположение перешли и сложили оружие части ВВС КОНР и дивизии «Беларусь».

Надежды власовцев на лучший исход были, однако, призрачными. И соединения ВС КОНР стали действовать на свой страх и риск. В результате 1-я дивизия повернула оружие против немцев и приняла участие в Пражском восстании.

Произошло это следующим образом. В первых числах мая 1945 года, когда в Праге началось вооруженное выступление против немцев, дивизия Буняченко, двигавшаяся с главными силами ВС КОНР, находилась в нескольких километрах юго-западнее чешской столицы.

4 мая в ее расположение прибыли представители штаба восстания, которые предложили командованию дивизии выступить на стороне повстанцев. Положение последних вскоре стало критическим, поскольку в борьбу с ними, кроме германского гарнизона Праги, оказались втянутыми все отступавшие через Прагу на запад войска, включая части двух дивизий СС.

Ранним утром 5 мая руководство пражского восстания обратилось с радиопризывом ко всем армиям союзников. Призыв пражан был также услышан и в русской дивизии. Это положило конец колебаниям командования дивизии.

Буняченко принял решение оказать помощь восставшим и тем самым реабилитировать власовцев в глазах союзников, чтобы просить затем у них политического убежища. Власов, находившийся в эти дни недалеко от Праги, в ответ на запрос о дальнейших действиях дивизии предпочел отмолчаться. Он все еще остерегался идти на открытый разрыв с немцами.


Скачать книгу "Крах Третьего рейха" - Игорь Попов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Крах Третьего рейха
Внимание