Читать книгу "Колонист"

Офицеры, что столпились на мостике (уже рассвело, на вахте только один был, другие поднялись подышать свежим воздухом перед завтраком), с возбуждением в голосе рассказывали о ночных приключениях. Как два приза затопили в узком месте судоходной реки. Командовал операцией лейтенант Фрей, второй лейтенант на фрегате. Операция прошла удачно, поднялись на двадцать километров, обнаружив узкое место, оба в одном месте затопили, пробив днища, долго рубить пришлось, и на шлюпках под парусами вернулись к нам. Сам я рассматривал горизонт. Мне показалось, что там был парус, поэтому и изучал то место, направив одного из двенадцати вольноопределяющихся, что были на борту, имевшего острое зрение, на мачту с подзорной трубой. Чуть позже тот подтвердил, парус был, но судно уже ушло за горизонт. Офицеры в это время решили спросить у меня кое-что по своему спору. Причём обращались без графского достоинства, я разрешил упустить эту приставку. К слову, после революции во Франции к аристократам и дворянам относятся с подозрением, но не так жёстко, как в России после смещения монархии.

– Господин капитан, почему мы идём на север, хотя к Лондону нужно смещаться к Ла-Маншу на юг? – спросил молодой мичман, хотя и старше меня.

А вообще на мой возраст не обращали внимания, это один из пунктов моей репутации, я её наработал достаточно, чтобы меня уважать за одни дела, а не за возраст. Хотя для мичманов и лейтенантов я кумир и пример для подражания. Вот капитаны кораблей, как я отметил, меня недолюбливали, репутацию их подтачивал.

– А зачем нам туда нужно? – рассеянно поинтересовался я, изучая уже другой парус, тут оказалось довольно сильное судоходство. – Признаться, я упустил тему вашей беседы.

– О Темзе. Ведь можно повторить опыт с блокированием фарватера. Хотя лейтенант Фрей говорит, что там нужно больше двух призов, чтобы блокировать его.

– Лейтенант прав, – подтвердил я, уже пристально изучая два паруса, что шли к нам, сменив курс, чем меня озадачили, судя по такелажу, это торговые суда, а не боевые, разница заметна даже с такого расстояния. – К Лондону идти опасно, нас там уже ждут. К тому же я не исключаю встречи с судами-ловушками, где английские каперы под видом транспортных судов ищут нас, чтобы захватить.

– Со всем уважением, господин капитан, но почему вы считаете, что нас ждут? – горячился тот.

– А вы представьте себя на месте британских моряков и подумайте, где те нас будут ждать.

Они задумались, но к какому мнению пришли, я не узнал. Завтрак готов, и все направились принимать пищу в кают-компанию. Все, кроме меня и вахтенного офицера, ему сюда на палубу поднимут, команда тоже завтракала. Вот вахтенный тоже в свою трубку наблюдал за неизвестными судами. Уже показались корпуса, однако тревогу объявлять не спешил, рано ещё, пусть люди спокойно позавтракают.

– Английские каперы, – уверенно сообщил я. – На пару работают. Вахтенный, приказ для «Колониста», выйти вперёд и связать англичан боем, пока мы не подойдем. Пожелайте капитану удачи.

– Есть.

Тут же замелькали сигнальные флажки, и, прибавив парусов, стремительно оставив нас позади как стоячих, хотя мы тоже под всеми парусами шли, стал уходить вперёд. Однако боя не было, я даже не успел отдать приказ по боевой тревоге, как английские флаги поползли вниз, и вскоре на флагштоках колыхались флаги Ирландии. Это оказались их каперы, которые шли под чужими флагами, маскируясь. А что, названия не меняли, флаги британские, поди пойми, что это чужой капер. Я такую идею не подавал, хотя и сам пользовался ею, видимо сами додумались. Молодцы, креативное мышление имеют. Мы легли в дрейф, и на борт фрегат поднялись капитаны каперов. Они сначала подошли к «Колонисту», думали, я там, но узнав, что граф Соло принял фрегат, направились к нему. Одного я узнал, встречались, когда я впервые пришёл в Ирландию и привёл два приза. Он тогда один и принял под командование, но сейчас у него другое судно, видимо быстроходнее, сменил, это он молодец.

Мы пообщались, я сообщил последние новости по Ирландии, всё же недавно там был, в отличие от этих двух каперов, что уже полтора месяца находятся в рейде. Кстати, узнал, куда те девают призы, а они у них были, захватили с полтора десятка после того, как в рейд ушли. Я даже подивился, почему мне такая идея в голову не пришла. Захватывая призы, они отводили их к порту нейтрального государства и оставляли там под своим флагом. На борту два-три матроса, чтобы обслуживать судно. Если в порту оказывалось два-три таких судна, то с ними оставался офицер, что следил за всем. После войны смогут их забрать, а пока пусть стоят. В результате двенадцать призов стояли в портах двух нейтральных государств, и три смогли завести во французские порты. Правда, сами каперы в порт не входили, но, когда встретили французский фрегат, от его капитана узнали, что французские власти выкупили весь груз судов. Принудительно. Там у двух продовольствие было, у третьего тюки с тканью. Деньги за груз будут честно поделены между каперами и правительством Ирландии, так что они были не в претензии. А пустые суда они потом продадут, их выкупать Франция не стала.

Вот так пообщавшись и обменявшись новостями, мы и разошлись. Насчёт английских каперов и судов-ловушек я их предупредил, будут осторожны.

Как и о том, что у северного побережья Англии могут появиться британские фрегаты, тоже, мол, шухер там навёл, так что будут осторожны. А мы направились дальше. Через пару суток проведённая мной разведка, находясь на борту «Колониста», помогла выявить силы британцев, что блокировали проливы. Не такие и большие силы. Из сведений, добытых разведками Ирландии и Франции, я был в курсе, что тут было два десятка линейных кораблей, пятнадцать фрегатов и несколько шлюпов, что несли сторожевую службу и совершали разведывательные рейды в глубь проливов и по Балтике. Сейчас же я видел всего семь линейных и пять фрегатов. Куда делись остальные? Куда-то перебросили, но куда? Не к Ирландии ли?

Надо будет выяснить у пленных, но волновало меня не то, что флот тут до эскадры сократился, а то, что подходящего фрегата не было. Ни одного двадцативосьмипушечного. Три я сам не возьму, а вот два вполне ничего, одинаковые сорокачетырёхпушечные. Вот к одному я и присмотрелся, по виду свежий корабль. Понять это было не трудно, вид как у новенького, да ещё паруса светлые. Тут поясню: чем дальше судно ходит по морям, тем темнее становятся паруса, вплоть до грязно-жёлтых. У этого были светлые, как перчатки у офицера. В общем, беру его, и пусть кто докажет, что у меня был не сорокачетырёхпушечный фрегат. Шучу, конечно, напишу в корабельном журнале, что посчитал целесообразным сменить корабль на более мощный и новый, а старый использовать как брандер. Вон, семь линейных кораблей стоят, можно одного лишить, заодно и «Дерзкий» погибнет смертью храбрых. Вполне достойная смерть. Жаль, до флагмана не добраться, где адмиральские флаги видны, в центре строя стоит, но крайний линейный корабль уничтожить сможем. Теперь возвращаемся к «Дерзкому», и, пока идём, я по полученным разведданным обдумаю план, который уже начал формироваться в моей голове. Нужно после возвращения отойти мористее, чтобы нас не обнаружили, и переждать; подготовка к операции по экспроприации фрегата и уничтожению линейного корабля, займёт дня два.

Встав у борта, облокотившись о фальшборт, я наблюдал, как к британскому фрегату, на котором я их ждал, подходит пять шлюпок, буквально набитых матросами и морпехами с «Дерзкого». Тут были все шлюпки с «Дерзкого», который через час должен подойти к стоявшей на якорях эскадре.

– Всё в порядке, поднимайтесь на борт и принимайте корабль, готовьтесь поднять якорь и паруса, подготовить пушки левого борта для полноценного бортового залпа, – приказал я своим офицерам. – Сержант, собрать пленных британцев в одном месте и охранять.

– Есть, – козырнул старший сержант, командир взвода морпехов.

Матросы тут же по канатам, сброшенным мной за борт, стали подниматься на борт, офицеры это делали по лестнице, также спущенной мной. Дальше все разбегались, знали, что делать, офицеры вполголоса командовали, всё же другие британские корабли стояли не так и далеко. В общем, шла подготовка, сам я был в форме английского лейтенанта, только его запасная форма мне была по размеру, но сверху накинул плащ, и нормально. А вообще проплыть почти полкилометра в очень холодной морской водице, испытание ещё то. Операция пока шла гладко, посмотрим, как её исполнят другие. Два дня подготовки, и вот я на лодке подошёл поближе к эскадре, скользнул в воду нагишом и поплыл к нужному фрегату, а матрос, что сидел в шлюпке, развернул её обратно к «Колонисту», на котором я сюда прибыл. У нас восемь часов ушло, чтобы перегрузить вещи команды «Дерзкого» в трюм шлюпа и на его палубу, да другие запасы. Много набралось. Ведь фрегат я планировал уничтожить, не со своими же вещами это делать. После этого на фрегате осталось два десятка добровольцев с моим старпомом, тот сам вызвался, хотел себе имя сделать, и вот на этом подготовка была завершена. Меня доставили к эскадре бриттов, я доплыл до выбранного фрегата, как раз на рассвете. Поднялся на борт и спрятался на корабле. К вечеру я смог добыть форму матроса. Вырубил того, что комплекцию вроде моей имел, переоделся и, стараясь не светить лицо, посетил камбуз, где капнул в бак с питьевой водой немного своей химии. Тут как раз ужин начался, воду стали выдавать. Я же вернулся и надел форму обратно на матроса. Тот через несколько минут очнулся и пошёл на ужин, потирая шишку на затылке.

В общем, когда стемнело, вся команда уже спала. Кроме трёх офицеров, что вино пили и к общей воде не прикасались. Двоих я просто проткнул рапирой, а одного, лейтенанта, вдумчиво расспросил, чуть позже отправив его следом за коллегами. В каюте капитана побывал, выкинул его наружу, нечего уже мою каюту занимать, переоделся в подобранную форму, вина глотнул для профилактики и стал собирать трофеи, снося в свою каюту и укладывая в сундуке. Ключи от них у бывшего капитана забрал. Раз я один взял фрегат, то считал, что и трофеи мои, включая судовую кассу. А закончив, стоял и ждал, когда мои люди подойдут, и вот дождался. Подошла не полная команда, двести пятьдесят человек в пять шлюпок просто не поместятся, так что восемьдесят сейчас в тесноте ожидают на борту «Колониста».

Когда я заметил идущий на всех парусах «Дерзкий», то велел поднимать якоря и паруса. Никто его кроме меня не видел. Также мы посигналили в его сторону узконаправленным сигнальным фонарём, чтобы тот определился и случайно нас не протаранил. Помогло, слегка изменил курс. За кормой фрегата шлюпка буксировалась, на ней будут эвакуироваться те, кто проводит операцию по уничтожению линейного корабля бриттов. Мы подняли якорь, паруса распустили и стали уходить, когда «Дерзкий» резко повернул и практически врезался в стоявший на якорях восьмидесятипушечный линейный корабль. Полетели кошки, крепко связывая корабли, а матросы стали скользить по канатам в шлюпку. Тут ярко полыхнуло пламя, вырвавшееся из люка «Дерзкого», начал загораться такелаж, а наши на шлюпке активно гребли к берегу, тут до него три морские мили; эвакуирует их «Колонист», поджидая под берегом, а мы уходили. Горел «Дерзкий», вспыхнули паруса линейного корабля. Там пытались рубить канаты, да поздно, вскоре раздался взрыв. Рванули погреба фрегата. Так что после поднятой тревоги по эскадре несколько шлюпок с других кораблей подбирали выживших на месте, где взорвался наш фрегат и чуть позже линейный корабль. А мы ушли, несмотря на пушечную пальбу, видимо наглы палили на любое движение. Жаль, не удалось дать бортовой залп по соседнему фрегату, поворачивая, упустили такую возможность. Чуть позже и шлюп нас догнал, который подобрал парней, что провели операцию по уничтожению тяжёлого боевого корабля противника. Точнее не догнал, это мы к нему повернули и дали сигнал опознавания фонарями, тот-то нас не видел. Поэтому, приняв сотню матросов и старпома на борт, мы продолжили идти вдоль побережья Дании.