1905 год. Репетиция катастрофы

Гастон Леру
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гастон Леру, известный автор приключенческих романов, в 1905 году работал в России в качестве корреспондента французской газеты. Ему посчастливилось стать свидетелем революционных событий 1905-1906 гг., которым он посвятил многочисленные журналистские заметки и статьи, написанные им в доброжелательном духе и с искренней симпатией к России и ее народу. После смерти писателя в 1927 г. его вдова выпустила книгу, в которой собраны статьи Леру, посвященные первой русской революции. Перевод этой книги предлагается вниманию современного читателя.

Книга добавлена:
24-11-2023, 13:01
0
160
38
1905 год. Репетиция катастрофы

Читать книгу "1905 год. Репетиция катастрофы"



Правительство наносит удар

В Санкт-Петербурге к всеобщему удивлению стало известно, что Петербургский совет рабочих депутатов, решавший во время своего заседания вопрос о забастовке, и исполком союза типографских рабочих, проводивший заседание на Торговой улице, были окружены большими отрядами полиции, в результате чего всех участников заседаний арестовали и препроводили в Петропавловскую крепость. В настоящий момент, когда я пишу эти строки, с минуты на минуту могут поступить официальные сообщения о произведенных арестах. Надеюсь, что подтверждение появится до отхода поезда, с которым я собираюсь передать это сообщение. Как бы то ни было, намерения властей совершенно очевидны. О сути этих намерений говорит тот факт, что председатель совета Хрусталев64 не смог прибыть на заседание совета рабочих депутатов, поскольку был арестован.

Сейчас в Петербурге из-за забастовок жить, действительно, стало очень тяжело, но, по правде сказать, большинство горожан, узнав, что правительство покусилось на свободу собраний и право на забастовки, пришло в страшное волнение. Другой причиной острой реакции жителей Санкт-Петербурга стал опубликованный этим утром текст закона о печати. Если вы прочитаете этот текст, то подумаете, что в правительстве решили проявить твердость и идти до конца. Все мы долго питались слухами и ждали, что будет официально объявлено о свободе слова. Но то, что мы получили в новом законе настолько далеко от истинной свободы, что, по мнению руководителей всех газет, теперь вообще станет невозможно высказать хоть какое-то мнение, не подвергнувшись впоследствии самым страшным карам. Все ждали, что новый закон вдохнет в прессу жизнь, а он принес с собой смерть.

Сравнивая прежние уложения, в соответствии с которыми судьба ежедневных газет находилась в руках цензоров, с требованиями нового закона, который вдобавок к сохранившейся цензуре предусмотрел прокурорские кары за каждую напечатанную строчку, поневоле начинаешь сожалеть о прежних порядках.

Новый закон запрещает печатать хотя бы строчку, которую правительство может счесть для себя оскорбительной.

Запрещено печатать статьи, побуждающие профсоюзы к объявлению забастовок.

Журналисты все как один протестуют против принятия этого закона. При этом сложившаяся ситуация настолько специфична, а сами журналисты за последние месяцы настолько свыклись с относительной свободой слова, что теперь они даже поставили вопрос о прекращении выпуска газет. Обсуждение этого вопроса состоится сегодня в десять часов вечера в помещении газеты «Новое время».

Члены исполкома Петербургского совета не оказали никакого сопротивления окружившей их сотне казаков и батальону солдат. Семерых руководящих деятелей исполкома немедленно арестовали, и вскоре они встретятся в тюрьме со своим руководителем господином Хрусталевым.

Через час после их ареста я имел встречу с членами социал-демократической рабочей партии. Они заявили, что правительство совершает ошибку, полагая, что, арестовав руководителей, оно обезглавило рабочий союз, настроенный на проведение забастовки. Вместо арестованных руководителей этой же ночью будут назначены новые лидеры, а завтра, в воскресенье, состоится еженедельный митинг, на котором рабочие утвердят ранее принятые решения и тем самым дадут ответ правительству.

Проходящее в настоящее время совещание руководителей газет еще не закончилось. Остается лишь гадать, выйдут ли завтра газеты.

Сегодня в одиннадцать часов дня прошли митинги рабочих. Особых беспорядков при этом не наблюдалось. Все говорит о том, что арест Хрусталева стал серьезным моральным ударом по организации забастовщиков. Правительство собирается предъявить Хрусталеву обвинение в совершении уголовного преступления, избежав тем самым нарушения права на проведение собраний, предоставление которого в будущем уже обещано гражданам России. Обвинять задержанного будут, разумеется, в осуществлении революционной деятельности.

Относительно того как действовать в условиях нового закона о печати, никаких решений пока не принято. Не исключено, что совместная линия поведения будет выработана сегодня вечером на еще одном собрании, которое планируют провести в редакции «Нового времени». Представители газеты «Слово» не намерены участвовать в собрании. Так же не собираются придерживаться общей линии газеты «Начало» и «Новая жизнь», которые намерены продолжать свою деятельность, не обращая внимания на новый закон о печати.

Господин Суворин, сын издателя газеты «Русь», предложил всем директорам газет начать выпускать единую для всего Санкт-Петербурга газету, в которой каждая редакция имела бы свою колонку. При таком подходе, если правительству придет в голову наказать автора какой-то статьи или носителя высказанного мнения, то в таком случае оно будет вынуждено единым махом прихлопнуть всю петербургскую прессу.

Эту остроумную идею отвергли восемью голосами против четырех.

Во время обсуждения ответных мер противодействия правительству арестовали преемника Хрусталева, нового председателя исполкома господина Янковского65, а с ним пятерых членов исполкома и еще тридцать активных деятелей социал-демократической рабочей партии. Арестованные не оказывали сопротивления. Их окружили полицейские и солдаты и немедленно препроводили в Петропавловскую крепость.

Арестованным предъявлены стандартные обвинения в попытке изменения государственного строя. Я не советую испытывающим затруднения правительствам прибегать к подобным простым приемам. Хотя, по правде, они действительно эффективны, поскольку позволяют немедленно избавляться от политических противников, не вступая в объяснения с защитниками свобод, предоставленных манифестом от 17 октября.

С помощью подобных приемов можно также, не ставя под сомнение свободу печати, провозглашенную тем же манифестом, закрыть практически все газеты сразу. Я уже сообщал о том смятении, которое охватило местную печать после удара, полученного от правительства. А тут еще четыре газеты, которым пока еще не доставалось от властей, под давлением коллег и типографских рабочих решили напечатать манифест социал-демократической партии. Но в решающий момент самая крупная из этих газет, «Новое время», дезертировала и тем самым подорвала решимость остальных газет. В результате ожидаемый манифест так и не был опубликован.

А тут еще перестали выходить газеты «Слово» и «Вестник». Типографские рабочие заявили, что отказываются их печатать до тех пор, пока они не согласятся опубликовать программу народных требований. В общем, на российскую печать нападают со всех сторон, а сама она пребывает в состоянии полного разброда.

Все ожидают, что правительство продолжит свои опасные эксперименты. При этом никто не верит, что все это кончится миром, хотя верить в это очень хочется. Бескрайняя масса рабочих, служащих и чиновников, представленная своими депутатами и предводителями, либо молчит, либо не говорит ничего такого, что внушало бы надежду и доверие. Следует опасаться призывов, которые могут оказаться гибельными для общественного мира и спокойствия.

По поводу недавнего покушения, якобы направленного против господина Дурново66, говорят следующее. На Почтовой улице был задержан мужчина, который нес завернутую в платок бомбу. Было объявлено, что бомба предназначалась для убийства министра Дурново. Приходится только удивляться: откуда такая осведомленность? Как можно знать, куда несли эту бомбу, если невозможно узнать, откуда она появилась?

А вот некоторые детали по поводу взбунтовавшихся в Москве военнослужащих. Солдаты Ростовского полка выгнали командира полка и всех офицеров, а стоявший на посту часовой штыком перегородил дорогу генералу. В распоряжении солдат были четыре револьверные пушки Гочкисса, их личное оружие и снаряжение. Солдаты не соглашались на переговоры с командованием до тех пор, пока не будут удовлетворены их экономические и политические требования.

Исполком совета рабочих депутатов, который руководит стачечным движением, только что объявил о начале с завтрашнего дня всеобщей общероссийской забастовки. Так и хочется спросить, что это за исполком? Ведь всего лишь двадцать четыре часа тому назад все члены исполкома были арестованы. Хотя ответ известен заранее. Дело в том, что личности здесь не играют никакой роли. Ценятся только идеи, и поэтому заранее была спланирована замена личностей, что позволяет обеспечить неприкосновенность идеи. Не успевают арестовать один состав исполкома, как ему на смену заступает другой. Все происходит по известной формуле: король умер, да здравствует король!

Списки кандидатов на членство в комитете составляются заранее, и ротация производится по мере необходимости. Так что у правительства может не хватить мест в тюрьмах, зато стачечные комитеты всегда будут полностью укомплектованы. Эта система вызывает искреннее восхищение, тем более, что придумана она с учетом реальных рисков. Имеются в виду не только угрозы репрессий со стороны правительства, но и возможные последствия самих забастовок. Дело в том, что, если стачечный комитет переоценит свои возможности, забастовка не будет поддержана другими профессиональными объединениями и даст очень скромный результат, тогда кредит доверия к революционной борьбе может иссякнуть. Все это подтверждается опытом двух последних месяцев. В самих же профессиональных объединениях слишком много колеблющихся, и к тому же люди не всегда понимают последствия тех или иных решений исполкома.

Решение о проведении всеобщей забастовки пока принято предварительно, посмотрим, состоится ли она вообще. Совет рабочих депутатов надеется, что это решение будет поддержано комитетом профсоюза железнодорожников, на заседании которого собираются сформулировать позиция профсоюза. Если забастовка распространится на железные дороги и на телеграф, тогда к ней наверняка присоединятся даже самые упорные противники забастовок.

И какого хаоса в таком случае нам следует ожидать? Что станет с правительством, лишенным всех средств связи и сообщения в масштабе империи? Какие катастрофы нас ждут? Об этом все предпочитают молчать. Правительство полагает, что забастовщики не готовы и не способны ввязываться в такое противоборство с властями. Было даже выпущено правительственное сообщение, причем слова и выражения, использованные в этом сообщении, я предлагаю тщательно осмыслить. Ведь когда начинаешь понимать смысл этих слов, то становится не по себе.

«В распоряжении правительства, – говорится в сообщении, – не имеется достаточного количества сил и средств для предотвращения нападений крестьян на железнодорожных служащих, отказывающихся осуществлять перевозки. Правительство примет все необходимые меры для предотвращения беспорядков, но, если они окажутся недостаточными, тогда правительство будет вынуждено применить другие, исключительные, меры».

Ввиду реальной угрозы принятия чрезвычайных мер правительство решило изменить приоритеты и вместо запланированных демаршей политического характера осуществить безотлагательные практические действия. Так, вместо запланированного манифеста о передаче крестьянам земель императорского фонда и о введении двухуровневой избирательной системы будет принято постановление об улучшении условий материального обеспечения военнослужащих. И это понятно. Бесчисленные бунты в воинских частях, ранее считавшихся преданными режиму, показали, что невозможно рассчитывать на лояльность армии, когда солдаты умирают с голоду.


Скачать книгу "1905 год. Репетиция катастрофы" - Гастон Леру бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Современная проза » 1905 год. Репетиция катастрофы
Внимание