Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Михаил Одинцов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В истории Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961) стоит особняком. Он соединил в себе, казалось бы, несовместимое: был выдающимся хирургом, спасавшим людей в трех войнах – Русско-японской, Гражданской и Великой Отечественной, оставившим научное наследие, ценность которого признается и по сей день, – и был выдающимся церковным деятелем, бесстрашно отстаивавшим русское православие и стойко перенесшим тяготы одиннадцати лет скитаний по тюрьмам и ссылкам.

Книга добавлена:
9-03-2024, 10:01
0
129
65
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Содержание

Читать книгу "Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)"



В начале марта 1925 года в Плахино приехал нарочный из Туруханска и привез епископу письмо, в котором уполномоченный ОГПУ вежливо предлагал вернуться в Туруханск. Как впоследствии выяснилось, причиной тому стали события в туруханской больнице, где умер крестьянин, нуждавшийся в неотложной операции, которую без врача Войно-Ясенецкого не могли сделать. Вспыхнуло стихийное восстание крестьян, которые вооружились вилами, косами и топорами и решили устроить погром ОГПУ и сельсовета. Туруханские власти были так напуганы, что немедленно послали гонца в Плахино за доктором.

Лука без сожаления покинул место своей ссылки. Некоторое время спустя и люди, жившие здесь в нечеловеческих условиях, уехали из этого неприветливого места, переселившись ближе к реке. Казалось, что никто и никогда и не вспомнит о нем. Но в сентябре 2007 года миссионерская экспедиция духовенства Красноярской епархии поставила перед собой задачу отыскать место самой дальней ссылки епископа Луки. И им это удалось! На возвышенном берегу Енисея был установлен поклонный крест. Он имеет высоту более трех с половиной метров и хорошо просматривается с реки, напоминая проплывающим о духовном подвиге епископа Луки (Войно-Ясенецкого). Прикрепленная к нему памятная табличка гласит: «По Благословению Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского, водружен Крест сей духовенством Таймырского благочиния, в лето от Рождества по плоти Бога Слова 2007.IX.13 на месте ссылки святителя Луки, Архиепископа Красноярского и Крымского, имевшей место быть в год 1924, в станке Плахино Туруханского района».

Обратный путь в Туруханск был не слишком трудным. Продвигались на лошадях и собаках. Первым, кто встретил епископа Луку в Туруханске с распростертыми объятиями и неподдельной радостью, был тот самый милиционер-комсомолец, который вез его из Туруханска в Плахино.

Врач Войно-Ясенецкий опять начал работу в больнице. Он был единственным врачом на огромной территории Туруханского края.

На Енисее в то время свирепствовала трахома. Из-за этой болезни многие местные жители – кеты, селькупы, эвенки – теряли зрение. Епископ Лука часто и удачно оперировал больных с последствиями трахомы. Рассказы о его врачебной деятельности вошли в фольклор местных народов: «Большой поп-шаман с белой бородой пришел на нашу реку. Скажет поп-шаман слово, махнет рукой – у слепого сразу глаза откроются! Потом уехал поп-шаман, опять глаза у всех болят».

Уполномоченный ОГПУ А. Стильве встретил епископа Луку изысканно вежливо, осведомлялся о здоровье и житье в Плахино. Он теперь как будто не замечал ни благословений, которые Лука преподавал своим пациентам, ни саней, застеленных коврами, на которых его возили в церковь, где он совершал службы и говорил проповеди. То есть всего того, за что ранее он отправил его на верную смерть за полярный круг!

Второе пребывание в Туруханске длилось восемь месяцев: от Благовещения Пресвятой Богородицы до ноября. Дети епископа, узнав из телеграммы своего отца, что он из Туруханска переведен в новое место, обратились за разъяснением к туруханским властям, но не получили ответа. Тогда в марте 1925 года они направили ходатайство М. И. Калинину, прося его «войти в положение нашего отца и наше, обратить внимание также и на болезненное состояние его, удостоверенное прилагаемыми докторскими свидетельствами, и на наше необеспеченное положение». Завершали они свое письмо словами: «На Вас, т. Калинин, мы возлагаем нашу последнюю надежду. Не сможете помочь Вы – никто нам не поможет». В отделе частной амнистии ВЦИК отложилось небольшое дело по данному факту[91]. ВЦИК направил в ОГПУ запрос о возможности помилования и возвращения епископа из ссылки. На запросе чья-то равнодушная рука (может, даже и Генриха Ягоды) начертала: «Отказать» и отрицательный ответ поступил во ВЦИК.

Письмо центрального регистрационного отдела ОГПУ во ВЦИК

№ 192247

6 мая 1925 г.

Секретно

В Секретариат ПрезВЦИК

С возвращением переписки по делу Ясенецкого-Войно Луки сообщается, что таковой является ярым черносотенцем, организовал к-р. группировку, распространял к-рев. воззвания, вел антисоветскую агитацию.

Постановлением Комиссии НКВД по админвысылкам от 26/X-23 г. Ясенецкий-Войно выслан в Сибирь сроком на 2 года. Будучи в высылке, Ясенецкий-Войно не прекращал своей антисоветской деятельности, почему и был переведен в отдаленную местность в Сибири (Туруханский край).

Учитывая изложенное, удовлетворение ходатайства о помиловании нежелательно.

Секретарь Коллегии и начальник ОЦР Шанин

ГА РФ. Ф. Р-3917. Оп. 13. Д. 193. Л. 187.

Ближе к концу лета с низовьев Енисея приходили один за другим пароходы, привозившие многочисленные партии ссыльных, у которых истекали сроки высылки. Эти пароходы должны были отвезти их, а вместе с ними, как надеялся епископ Лука, и его, ибо у него срок тоже истекал, в Красноярск. Но пароходы по одному и группами уходили вверх по Енисею, увозя ссыльный народ. А владыку не вызывали для получения документов. Он волновался и надеялся, что не сегодня, так завтра обязательно уедет и он.

Утром 20 августа, по обыкновению, владыка читал утреню, а последний пароход под берегом разводил пары. Первый протяжный гудок парохода… Он читает четвертую кафизму Псалтири… Последние слова тридцать первого псалма поражают, как гром, как голос Божий, обращенный к нему: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите, яко конь и меск (мул, помесь осла с лошадью. – М. О.), имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс. 31: 8–9). Иными словами: «не рвись на пароход». Внезапно наступает глубокий покой в смятенной душе Луки… Пароход дает третий гудок и медленно отчаливает. Он следит за ним с тихой и радостной улыбкой, пока тот не скрывается от взора. «Иди, иди, ты мне не нужен… Господь уготовал мне другой путь, не путь в грязной барже, которую ты ведешь, а светлый архиерейский путь!».

Луку так и не вызвали… Но теперь он и не волновался. Не мог он знать, что сверху поступило предписание задержать его еще на год. Местные власти «забыли» сказать ему об этом.

Прошла осень… Енисей встал. Через три месяца, а не через год, Господь повелел отпустить ссыльного епископа, послав маленькую варикозную язву голени с ярким воспалением кожи вокруг нее. Тянуть было нельзя, и Лука обратился к властям с просьбой отпустить его в Красноярск для операции. 4 декабря 1925 года настал долгожданный день отъезда. Провожали епископа многие верующие, собравшиеся у церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой он много проповедовал и иногда даже служил. Ссыльный епископ покидал Туруханск и не подозревая, что спустя десятилетия, в 2003 году, его ежедневный путь от дома и больницы до церкви, где он молился вместе с паствой, станет улицей «Святителя Луки Войно-Ясенецкого», а в местном музее найдется место для личных вещей владыки, которые он дарил людям и которые вернули для общенародной памяти уже их внуки!

Тяжкий путь по Енисею (полтора месяца) стал поистине архиерейским путем. За день проезжали расстояние от станка до станка – в среднем 40 верст. На всех остановках, где были приписные церкви, и даже действующие, епископа Луку встречали колокольным звоном, и он служил молебны и проповедовал. Приходили и его бывшие пациенты, радостно сообщавшие о своем добром здравии. Верст за 400 до Енисейска остановились: дальше ехать было опасно, так как по реке прошла широкая трещина во льду, у берегов вода широко вышла поверх льда, образовав так называемые «забереги», а объездной дороги в прибрежной тайге не было. Увидели, что в ней тонет лошадь с санями, которую тщетно старается вытащить бедная женщина. Помогли ей и вытащили лошадь с санями, а сами призадумались, что делать. Ямщик, лихой кудрявый парень, не колебался. Он только сказал: «Держись покрепче!», встал во весь рост, дико заорал на лошадей и нахлестал их; лошади рванулись изо всей мочи – и перескочили через полынью, а за ними перелетели по воздуху и сани.

Проехав еще 330 верст, Лука с попутчиками к вечеру 31 декабря 1925 года прибыл в Красноярск. Остановились в частном доме по улице Благовещенская, 3. Сразу направились к епископу Красноярскому и Енисейскому Амфилохию (Скворцову), активному борцу с обновленчеством. Его келейник, монах Мелетий (Рукосуев), был слеп на один глаз вследствие центрального бельма роговицы, и надо было сделать ему операцию. Лука послал к главному врачу больницы письмо с просьбой разрешить сделать эту операцию в глазном отделении. На другой день, приехав с Мелетием в больницу, епископ неожиданно увидел в глазном отделении толпу врачей, пришедших посмотреть, как он будет оперировать. По окончании операции Лука выразил сожаление, что не мог показать врачам операцию по удалению слезного мешка, гораздо более интересную для них. Тотчас же привели больного, ожидающего именно этой операции. Буквально пошагово епископ рассказал и показал врачам, как необходимо действовать в данном случае.

2 января 1926 года Лука, как положено, явился в ОГПУ. Допрос касался его «конфликта» с местными представителями ОГПУ и властями в Туруханске. Неожиданно в комнату вошел помощник начальника ОГПУ. Через плечо допрашивавшего чекиста прочел его записи. Забрал их и бросил в ящик стола. Показывая в окно на видевшийся обновленческий собор, вдруг сказал:

– Вот этих мы презираем, а таких как Вы – очень уважаем. Куда вы намерены ехать?

– Как, разве я могу ехать, куда хочу?

– Да, конечно.

– И даже в Ташкент?

– Конечно, и в Ташкент. Только, прошу Вас, уезжайте как можно скорее.

– Но ведь завтра великий праздник Рождества Христова, и я непременно должен быть в церкви.

– Дайте мне слово, что уедете сразу после службы, – после некоторого молчания проговорил начальник.

– Даю… но поезд, билеты…

– Не беспокойтесь… Вы получите билет на поезд, и Вас отвезут на вокзал.

Он очень вежливо проводил искренне удивленного епископа. Во дворе начальник с изысканной вежливостью усадил Луку в автомобиль, а подбежавшему чекисту велел отвезти до квартиры. Ссыльный епископ, по опыту знавший, как опасно верить словам чекистов, с тревогой ждал, куда же повернет автомобиль на развилке дорог: влево – к тюрьме или вправо – к православному собору, к свободе… Машина повернула направо. После рождественской службы к собору подъехала машина из ОГПУ, которая и увезла Луку на вокзал.

Ссылка закончилась…


Скачать книгу "Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)" - Михаил Одинцов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Внимание