Крымские татары в Великой Отечественной войне

Влад Поляков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В учебном пособии рассказывается об участии крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне. Практически все впервые становится достоянием научной общественности. Названа общая численность крымских татар участвовавших в боевых действиях, в том числе и отдельно в партизанском движении Крыма. Проведён анализ наградной политики в отношении крымских татар с разбивкой по годам: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945. Наглядно показано представительство крымских татар на командных и политических должностях: от уровня командира полка и выше, от комиссара полка и выше. Показана динамика и драматизм войны в её хронологической последовательности и участие крымских татар во всех значимых битвах и на всех фронтах. Показано количество крымских татар, награждённых медалями «За оборону…», «За освобождение…», «За взятие…»

Книга добавлена:
17-08-2023, 21:13
0
290
95
Крымские татары в Великой Отечественной войне
Содержание

Читать книгу "Крымские татары в Великой Отечественной войне"



7.2. Первый период, ноябрь 1941 – октябрь 1942 гг

По замыслу организаторов партизанского движения число отрядов в Крыму должно было быть двадцать девять, но оказалось, что к началу оккупации на 1 ноября 1941 года в лес прибыло только двадцать четыре отряда. Красноперекопский, Ларин-дорфский, Фрайдорфский, Куйбышевский по разным причинам сформированы не были. Уже 2 ноября прекратили существование Тельмановский и Сакский партизанские отряды.

Лес оказался наводнён отступающими красноармейцами, краснофлотцами, пограничниками. Отношения командиров партизанских отрядов к кадровым военным тех первых дней было не однозначным. Принимать или не принимать в отряд новых бойцов, каждый командир решал самостоятельно. Отдельные отряды, которые в результате дезертирства испытывали острый дефицит в бойцах, принимали окруженцев в свои ряды. При этом часто случалось так, что прожив день-другой, гости забирали продовольствие и уходили на Севастополь, да еще прихватывали с собой часть партизан. Иные отряды, а таковых было большинство, не только отказывались принимать «чужаков», но силой забирали у них оружие.

Впрочем, весьма распространён был и своеобразный бартер. Так в деревне Карасу-Баши остановилась на ночевку какая-то красноармейская часть. Партизаны предложили им продукты, а взамен потребовали оружие и боеприпасы. Как потом рассказывал сам командир отряда Чуб М.И.: «Наш отряд получил сто винтовок, пулемёт, несколько автоматов. Мы создали хороший запас патронов и гранат» [29, с. 28].

Более драматично описывал взаимоотношения партизан и окруженцев в первые дни оккупации сотрудник НКВД Харченко И.В.: «Отдельные командиры и комиссары отрядов это пополнение встретили отрицательно, не принимая их в отряды. Обезоружили целые группы военных и отправили их на все четыре стороны, мотивируя: «Мы не знаем, кто вы такие, у нас людей полный комплект, малые запасы продовольствия, а поэтому – уходите от нас, куда хотите. По существу вели «массово-разъяснительную работу» – сдаваться целыми группами в плен врагу» [4, л. 95].

А вот что писали впоследствии Сталину командующий Северо-Кавказского фронта маршал Буденный С.М. и член Военного Совета адмирал Исаков И.С.: «В лесу эти группы натолкнулись на враждебное отношение к ним со стороны партизанских руководителей. Оказывается, по линии партизанских отрядов было дано указание – пришедших в лес бойцов и командиров в отряды не принимать и разоружить их как дезертиров. Так погибло немало бойцов и командиров, которые не желали сдаваться в плен немцам и рассчитывали продолжить борьбу, находясь в лесах Крыма. Командир партизанского отряда 2-го района Губарев и военком Штепа разоружили группу бойцов в 25 человек и вытолкнули их из отряда. В одном километре от отряда эта группа разоруженных бойцов была расстреляна румынами» [2, л. 9-20].

К 10 ноября 1941 года процесс формирования отрядов считается фактически завершенным. Когда стало очевидным, что уходить армейцам некуда, вместо того, чтобы распределить людей по отрядам, Мокроусов А.В. 13 ноября 1941 г. отдал приказ о формировании из них 6 отдельных Красноармейских отрядов. Всего в ноябре 1941 года в партизаны влилось 1315 военнослужащих, что составляло 35 % общего числа партизан. Среди них было 438 командиров и политработников.

Появление большого количества военнослужащих характерно для всего партизанского движения СССР. Шёл пятый месяц войны. Подобное развитие событий можно было предвидеть, но не предвидели. Не имея запасов продовольствия, и не получая его от партизан, Красноармейские отряды вынуждены были с первого дня пребывания в лесу добывать его у населения ближайших сел. Поскольку эти «экспроприации», носили системный характер, население всех сел горного и предгорного Крыма, вне зависимости от национальной принадлежности жителей, было вынуждено с оружием в руках защищать свое имущество и продовольствие, а фактически – право на жизнь.

В тот период те немногочисленные секретари крымских райкомов партии, которые в статусе комиссаров отрядов воевали в своих родных местах, пытались воспрепятствовать этому. Возглавляемые ими отряды имели хорошие взаимоотношения с селами своих районов базирования. Со многими жителями они были связаны родственными и другими узами. Эти села помогали партизанам продуктами, информацией, но для Красноармейских отрядов все это не играло никакой роли, так как им нечего было есть.

В возникшем конфликте Мокроусов А.В. стал на сторону военных, так как видел в нападениях на села проявление боевой активности, в то время как отряды, сформированные из партийно-советского актива, в основной массе предпочитали избегать участия в боевых действиях.

В условиях осени 1941 года все отряды существовали практически автономно, не имея никакой связи с Центральным штабом и лишь эпизодически со штабом района. Всё это невольно способствовало росту «сепаратизма». Поскольку в лесу оказался огромный резерв командно-политических кадров из числа прибывших в лес окруженцев Мокроусов А.В. стал снимать командиров и комиссаров отрядов, назначая на их места кадровых военных. Как отмечал в своих дневниках Луговой Н.Д.: «Уже через шесть дней после начала партизанских действий начались «чистки» [40].

Луговой Н.Д. привел поименный список командиров и комиссаров отрядов, которые были отстранены от должностей с 6 ноября 1941 по 12 июня 1942 года – тридцать два человека.

Среди них были и крымские татары. В своей кадровой политике первого этапа Мокроусов А.В. опрометчиво настроил против себя весь партийно-советский актив Крыма, так как снимаемые им с должностей командиры и комиссары – это секретари райкомов партий, председатели райисполкомов. Такого не прощают.

Официальная информация о начале боевых действий крымских партизан относится к 4 ноября 1941 года. Во всяком случае, именно с этой даты начинается запись в журнале боевых действий Крымского штаба партизанского движения. По донесению командира 4-го партизанского района Бортникова И.М. группа Евпаторийского отряда из засады убила одного офицера и четырех мотоциклистов.

В начальный период столкновения между партизанами и оккупантами происходили спонтанно. Успех был на стороне того, кто замечал противника первым. Еще не зная о партизанах, румынские и немецкие солдаты вели себя в лесу довольно беспечно. Столкновения происходили в непосредственной близости от мест расположения отрядов. Партизаны ещё не ищут боя, не навязывают его противнику. Все происходит неожиданно. Ничего не подозревающий противник сам случайно оказывается на пути партизан. Вот почему во всех последующих приказах Мокроусов А.В. требует проведения боевых операций вдали от своих баз. Всем понятно, что бой в непосредственной близости от своего лагеря – вынужденный.

«5 ноября заметили группу немецких разведчиков. Подпустили на расстояние выстрела дробовика. Впереди всех лежал Шаров, и он первый разом из двух стволов намертво повалил одного из немцев. Остальные сразу же убежали. Автомат убитого стал первым трофеем» [42, с. 27].

«8-го ноября рота солдат противника вышла из деревни Ени-Сала по направлению к Караби-яйле. Двигалась без разведки. Партизаны подпустили их поближе, а затем внезапно открыли огонь. Оставив десять солдат убитыми и унеся несколько раненых, противник спешно покинул лес. Партизаны потеряли двух человек» [29, с. 35].

«Офицер и пять солдат шли беспечно по лесу, громко разговаривали. Партизаны заметили их первыми и открыли огонь. Офицера и двух солдат убили. Остальным удалось бежать» [Там же, с. 47].

«В лес пришел румынский батальон. Мне с тремя бойцами поручили найти его месторасположение. Мы нашли, доложили. 19 человек во главе с капитаном Лариным устроили ему засаду. Партизаны залегли на отвесном склоне над рекой Суат. Они имели 1 пулемет, 3 автомата и стрелковое оружие. Подпустили врага метров на сорок и по команде Ларина неожиданно открыли огонь. Румыны не видели партизан, растерялись и заметались в панике, а затем побежали, оставив убитыми 35 человек и около десяти тысяч патронов, шесть лошадей» [8, л. 33].

Ялтинский отряд выдвинул передовую заставу на Кызыл-Таш. Партизаны не заметили подхода противника. Приняли бой в невыгодных условиях, отстреливались прямо из землянки. В результате четверо партизан из пяти погибли, спастись удалось только одному, который и рассказал о случившемся.

Многие отряды практиковали тактику выживания. Первый бой Судакского отряда состоялся только 17 декабря 1941 и то после того, как противник сам напал на партизан.

То, что леса вокруг Балаклавы и Севастополя станут линией фронта, не мог предположить никто. По расчетам организаторов партизанского движения: Первого секретаря обкома ВКП(б) В.С. Булатова и начальника Крымского управления НКВД Каранадзе Г.Т. база Черноморского флота должна была без боя оставлена противнику. Поэтому в окружавших Севастополь лесах стали закладывать продовольственные базы для будущих партизанских отрядов.

Концентрация войск противника в 5-м районе оказалась такова, что ни о какой партизанской деятельности не могло быть и речи. К примеру, в местах базирования продуктов находилась вражеская батарея, а сам партизанский лагерь должен был располагаться в районе Мекензиевых гор, где проходила линия фронта.

Естественный вывод из сложившейся ситуации – это срочный перевод отрядов 5-го района подальше от линии фронта. Но тогда возникает вопрос о том, где взять для них продовольствие? Вот почему в этой ситуации действия командира Сакского отряда, и поддержка его со стороны командира 5-го района Красникова В.В., давшему ему разрешение на уход в Севастополь не представляется мне ни преступным, ни малодушным, как это оценивал Мокроусов А.В. и все историки партизанского движения.

После того, как противнику не удалось с ходу овладеть Севастополем, немецкое командование решилось часть войск направить против партизан. Прочес леса начался 10 декабря 1941 года. Первые тревожные вести пришли из Колайского отряда. В 6 часов утра послышались выстрелы и взрывы гранат в районе второй заставы. Вскоре все стихло. В штабе выстрелам не придали значения, а через час противник с трех сторон напал на лагерь. Вражеских солдат увидели только тогда, когда они были возле землянок. Бой длился около трех часов. Оказалось, что разведчики, возвращаясь с задания, зашли на заставу и там решили отдохнуть. Каратели шли по их следу и, обнаружив землянку, забросали сонных партизан гранатами.

В архиве среди прочих документов сохранилась записка, датированная 14 декабря 1941 года: «Базы Ак-Мечетского отряда уничтожены. Продуктов нет. Голодаем. Командир 4-го района Бортников». «После разгрома явилось 25 человек, пропало 48. Базы разгромлены. Погибли начальник штаба капитан Тамарлы, комиссар отряда Белобродский» [1, л. 9].

Большинство отрядов, маневрируя в складках местности, сумело выйти из под удара.

Давайте попробуем подвести итоги прочёса. Первый и самый главный вывод очевиден: покончить с партизанским движением в Крыму противнику не удалось. Тем не менее, последствия прочеса для партизан были ужасны. Каратели применили тактику тотального уничтожения или приведения в негодность всего, что могло пригодиться партизанам в их лесной жизни. Взрывались землянки, расстреливались котелки, ведра.


Скачать книгу "Крымские татары в Великой Отечественной войне" - Влад Поляков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная история » Крымские татары в Великой Отечественной войне
Внимание