Моя служба в старой гвардии. Война и мир офицера Семеновского полка. 1905–1917

Юрий Макаров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Юрий Владимирович Макаров – русский дворянин, кадровый офицер гвардии, вся военная служба которого в старой России была связана со знаменитым Семеновским полком, основанным Петром I. Сразу после юнкерского училища Юрий Макаров поступил в лейб-гвардии Семеновский полк и оставался верен ему всю жизнь, даже в те тяжелые времена, когда полк перестал существовать, а его офицеров, уцелевших в боях Первой мировой войны, разметало не только по России, но и по всему миру. Но память о своем полку бывшие семеновцы хранили свято.

Книга добавлена:
7-08-2023, 08:40
0
385
110
Моя служба в старой гвардии. Война и мир офицера Семеновского полка. 1905–1917
Содержание

Читать книгу "Моя служба в старой гвардии. Война и мир офицера Семеновского полка. 1905–1917"



Во дворце помещение караула было прекрасное, а у караульного начальника – роскошное, со всегда топившимся камином и с глубокими мягкими креслами. Чины получали по рублю караульных денег, а офицеры – прекрасный завтрак и обед с дворцовой кухни. Кроме того, им полагалось в день по бутылке столового вина, красного или белого, по выбору, а в большие праздники и царские дни еще по полбутылке шампанского. Караул в Аничковом дворце, если и не такой спокойный, как в банке, был все-таки очень приятный караул.

Значительно менее приятный караул был в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Экспедиция помещалась на Фонтанке, недалеко от Калинкина моста, и охранять ее ходили поочередно измайловцы, егеря и мы. Дом Экспедиции был довольно мрачный, и караульное помещение маленькое, низкое и темное. За комнатой караульного начальника помещалась комната арестованных офицеров, и в ней всегда кто-нибудь сидел. В Экспедиции для наших офицеров, на общем мрачном фоне, был только один светлый луч. Директором там состоял бывший директор Технологического института, весьма ученый профессор Н.И. Тавилдаров. Сын его Николай, участник Японской войны, был наш офицер. Когда в семье узнавали, что у них в доме стоит семеновский караул, из профессорской квартиры караульному начальнику присылали первоклассный обед, с вином и с закусками.

В карауле в Комендантском управлении (Садовая, 3) мне пришлось быть всего один раз. При карауле этом всегда содержалось довольно много арестованных офицеров, больше, чем при всех других караулах, но караульных начальников они не беспокоили. С ними, к счастью, сносились комендантский штаб-офицер и адъютанты. Караул этот мне памятен только потому, что единственный раз за всю службу там мне один неприятный адъютант записал в постовую ведомость какую-то пустячную неисправность.

Самый беспокойный караул, в котором мне пришлось побывать, был офицерский караул в Красном Селе. На вторую половину июля и первые дни августа государь Николай II переселялся обыкновенно в свой маленький деревянный Красносельский дворец и оттуда выезжал на смотры, стрельбы, маневры, скачки и т. п. военные развлечения. В Красном же Селе, во время лагерного сбора, проживал грозный великий князь Николай Николаевич и командир Гвардейского корпуса. В маленький караульный дом, против дворца, поочередно все полки гвардии высылали офицерский караул, который ко дворцу, когда в нем жил царь, и к дому Н. Н. и командира корпуса выставлял парных почетных часовых. И вот в обыкновенное время еще не так, но во время царского присутствия, с раннего утра и до позднего вечера, мимо караульного помещения, по широкому шоссе главной Красносельской улицы, взад и вперед, верхом, в экипажах и в автомобилях начинали летать генералы и полковники один другого важнее. И чуть не каждому из них по уставу на платформу полагалось вызывать караул.

Хорошо было то, что почти никто из них на караул не обращал никакого внимания. А плохо то, что все они проезжали настолько быстро, что при нормальных условиях успеть проделать всю церемонию, как полагалось, не было никакой возможности. Но по счастью, и в этом карауле имелась спасительная «сноровочка». Электрических звонков не было, но зато за несколько домов справа и слева от караульного помещения выставлялись «махальные» сторожа дворцового управления. Все высокое начальство они отлично знали в лицо и при появлении каждого подавали знак часовому у фронта, который незамедлительно ударял в колокол. Само собой разумеется, что в этот караул полки посылали людей расторопных, чаще всего из учебной команды, а часовыми у фронта, которым все время приходилось зорко смотреть по сторонам, ставили самых шустрых. Так как времени для выравнивания уже не было, на асфальтовой платформе проводили широкую черту мелом. К ней надо было подбегать. Сам караул, при раскрытых настежь широких стеклянных дверях, с винтовками между колен, все время сидел на верхних ступеньках лестницы в полной готовности. Не успеет еще отзвучать колокол, как все опрометью бросались каждый на свое место. Через десять секунд караул бывал уже выстроен и выравнен, и караульный начальник весело командовал: «Слушай, на кра-ул!»

Помню раз, при проезде Николая Николаевича, мы так чисто и ловко все это проделали, что он не только с нами поздоровался, но и успел нам бросить: «Хорошо, молодцы!»

Существовал еще один караул, куда изредка ходил наш полк. Это был «городок огнестрельных припасов» на Охте. Замечателен он был лишь тем, что идти туда нужно было целый час. К моему большому удовольствию, меня туда ни разу не назначали.

Очень легкий, но довольно скучный наряд было дежурство в военных госпиталях. В Семеновский госпиталь, помещавшийся за Семеновским сквером, против Царскосельского вокзала, назначали обыкновенно молодых офицеров 1-й Гвардейской дивизии. Дежурному вменялось в обязанность пройти по всем палатам два раза днем и раз ночью, пробовать пищу и обо всех замеченных неисправностях, кроме как в области чисто санитарной, доносить начальнику госпиталя или лично, или рапортом.

В одной комнате с офицером помещался и дежурный врач, обыкновенно тоже из молодых.

В этой самой дежурной комнате, лет за пятьдесят до описываемого мною времени, состоялось первое знакомство двух великих русских композиторов. Один из них был тогда молодой военный врач Бородин, а другой – юный подпоручик Преображенского полка Мусоргский.

Будучи сам человеком заурядным, должен, к сожалению, сказать, что никого из замечательных людей мне в госпитале увидать не посчастливилось.


Скачать книгу "Моя служба в старой гвардии. Война и мир офицера Семеновского полка. 1905–1917" - Юрий Макаров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Моя служба в старой гвардии. Война и мир офицера Семеновского полка. 1905–1917
Внимание