Иосиф Флавий. История про историка

Петр Люкимсон
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга рассказывает о знаменитом еврейском историке и политическом деятеле I века нашей эры Иосифе Флавии (Иосифе бен Маттитьягу), очевидце, активном участнике и летописце Иудейской войны — грандиозного восстания евреев против владычества римлян. О главных событиях этой войны, самых трагических в истории еврейского народа, — гибели Иерусалима и разрушении Иерусалимского Храма, — мы во многом знаем именно из его сочинений. Но кем был их автор: предателем своего народа (каким в течение почти двух тысячелетий считало его большинство евреев), подручным римских цезарей, получившим право носить их родовое имя — Флавий, и в угоду им сочинявшим свои исторические труды — или же человеком, преданным вере отцов и пытавшимся до конца жизни отстаивать интересы своего народа? Какое значение для апологетики христианства имеют свидетельства Флавия о личности Иисуса Христа и почему его книги еще в древности были переведены на многие языки (в том числе на древнерусский)? Такие вопросы ставит перед собой автор книги, известный израильский писатель, историк и журналист Петр Люкимсон.

Книга добавлена:
18-03-2024, 11:33
0
72
136
Иосиф Флавий. История про историка
Содержание

Читать книгу "Иосиф Флавий. История про историка"



* * *

Вскоре после получения нового назначения Веспасиан покинул греческий город Ахайу, где в то время находился Нерон, и, переплыв Дарданеллы, направился посуху в Сирию. Одновременно он отправил своего старшего сына Тита в Александрию, чтобы тот собрал и привел к нему находившуюся там армию — тот самый пятнадцатый легион «Аполлинарий», который потопил в крови восстание в египетской столице.

Слухи о том, что огромная римская армия готовится выдвинуться к границам Галилеи, быстро достигли Иерусалима. Из опасений, что римляне могут ворваться в Иудею со стороны моря, было решено предпринять атаку на стоявший на берегу Аскалон (Ашкелон), население которого состояло из греков и с нетерпением ожидало возвращения римлян.

Еврейская армия совершила стремительный марш к этому городу, который защищала лишь одна когорта пехоты и один отряд всадников во главе с многоопытным командиром Антонием.

Завязавшееся у стен Аскалона сражение стало предвестием многих последующих бед евреев: оно показало, что горстка хорошо обученных и сражающихся по всем правилам науки римлян вполне может отбить атаки многократно превосходящих их беспорядочно сражающихся еврейских ополченцев. Особенно с учетом того, что у евреев почти полностью отсутствовала конница, появление которой на поле боя оказывается решающим фактором победы.

Первый бой за город закончился самой настоящей бойней: евреи потеряли 10 тысяч человек, включая двух своих командиров, в то время как потери среди римлян были единичными.

Третий из командиров, Нигер Пирейский, сумел бежать, собрал остатки армии и даже, не дав ей необходимой передышки, снова бросил ее в атаку — и снова потерпел поражение и вынужден был с остатками бойцов укрыться в крепостной башне. Когда римляне подожгли башню, он сумел выжить, пробравшись через подземный ход в расположенную неподалеку пещеру, но понесенное им поражение было поистине ужасным.

Зимой 67 года Веспасиан прибыл в столицу Сирии Антиохию, где принял находившиеся там два легиона, пятый и десятый, под свое командование. Туда же подошел вместе со своей армией и Агриппа Второй.

Из Антиохии Веспасиан с Агриппой направились в Тир, жители которого встретили Агриппу не просто враждебно, а очень враждебно — для них он был не царем, а обычным евреем, которому полагалась та же ненависть, что и остальным его соплеменникам.

Тиряне попытались настроить против него римского главнокомандующего, утверждая, что все это время еврейский царек вел двойную игру, заигрывая как с евреями, так и с Римом, а также напомнили Веспасиану о том, что родственник и полководец Агриппы Филипп в начале восстания бежал из города, оставив римский гарнизон без помощи.

Но Веспасиан был слишком умен, чтобы ссориться с Агриппой: тот нужен был ему прежде всего в качестве проводника, отлично знавшего местность, на которой предстояло воевать. Поэтому он сделал выговор старейшинам Тира за то, что они посмели оскорблять «царя и друга римлян», а Филиппа отправил на суд в Рим — чтобы с ним разбирался император, сняв с него, Веспасиана, эту головную боль.

Из Тира Веспасиан повел свою армию вдоль берега Средиземного моря в расположенную на самой границе Галилеи Птолемаиду. Туда же вскоре прибыл со своей армией Тит, побив все тогдашние рекорды скорости передвижения по морю и по суше — особенно с учетом того, что на дворе все еще стояла зима. Пусть мягкая, средиземноморская, но зима.

В одно мгновение Птолемаида превратилась в гигантский военный лагерь, состоящий из трех легионов, двадцати трех когорт, считая с пятью прибывшими из Кейсарии, подкрепленных конным отрядом. За ними подтянулись пять конных отрядов из Сирии. Десять когорт насчитывали по тысячи человек каждая, остальные — по шестьсот человек, каждый конный отряд — эти танковые войска античности — состоял из 120 всадников. Кроме того, местные царьки Антиох, Соем и Агриппа Второй выставили по две тысячи стрелков и тысячи всадников, арабский царь Малк направил с другой стороны Иордана пять тысяч пехотинцев, бо`льшая часть из которых были отличными лучниками, и тысячу конницы.

Таким образом, если судить по данным Иосифа, римская армия перед вторжением в Галилею и Иудею насчитывала 60 тысяч человек, не считая почти такого же количества бойцов вспомогательных войск, призванных вести различные инженерные работы. Исследователи оценивают боевую мощь армии Веспасиана несколько ниже — по их мнению, на том этапе она состояла из 45 тысяч солдат, но и это — огромная цифра. Особенно если учесть, что вся армия, которой Рим располагал в те дни, составляла порядка 150 тысяч воинов.

В Птолемаиде Веспасиан лично проинспектировал каждое подразделение, проверив, чтобы оно было полностью укомплектовано необходимым оружием и амуницией.

Там же, в Птолемаиде произошла первая встреча Тита Веспасиана с принцессой Вереникой, которая, по предположению Фейхтвангера, прибыла умолить Веспасиана по возможности проявить милосердие к жителям и — главное! — пощадить Иерусалим, а если это не получится, то хотя бы Иерусалимский Храм.

Там, в Птолемаиде 26-летний Тит воспылал страстью к 38-летней Веренике, и страсть эту, похоже, пронес через всю жизнь. Но только для того, чтобы в итоге убедиться, что император далеко не всегда может позволить себе жениться по любви.

Об этой любви мы знаем от римских историков куда больше, чем от Иосифа Флавия. Но вот догадываться о том, что действительно чувствовали по отношению друг к другу эти двое, принадлежавшие к враждующим народам, мы можем только по роману Фейхтвангера, умевшего, как и любой большой писатель, проникать в тайны человеческой психологии.

Наконец, в Птолемаиде произошло еще одно важное событие, во многом определившее все последующие. Сюда явилась делегация из Сепфориса, жители которого, как уже не раз говорилось, никогда особо не скрывали своих проримских настроений и поддерживали тесные отношения еще с Цестием Галлом. Старейшины Сепфориса не только в очередной раз заявили Веспасиану о своей лояльности, но и попросили его прислать к ним в город большой гарнизон «для защиты от воинственных соплеменников».

Одновременно они подробно описали главнокомандующему римской армией ситуацию в Галилее, рассказав в числе прочего об Иосифе и какие шаги он предпринял по подготовке области к отражению римской атаки, а также о том, как защищены основные галилейские города и какие силы они могут противопоставить противнику.

Веспасиан мгновенно оценил все выгоды сделанного ему предложения и направил в Сепфорис шесть тысяч человек пехоты и сотню всадников во главе с трибуном Плацидом, с которым Иосиф уже давно вел позиционную войну. Теперь Сепфорис, большой и хорошо укрепленный город, превращался в удобный плацдарм для завоевания всей Галилеи, и Иосиф, разумеется, это прекрасно понимал.

Достигнув Сепфориса, Плацид разместил пехоту в городе, а для конницы построил лагерь за его стенами и отсюда производил непрестанные вылазки в окрестные города и села, грабя их и внушая ужас перед грядущим, тем самым парализуя волю галилеян к сопротивлению.

Иосиф попытался отбить Сепфорис у Плацида. Он привел свою армию в селение Гарис, расположенное в паре километров от Сепфориса, и ночью внезапной атакой попытался взять город. Взобравшись по лестницам на его стены, евреи сумели войти в город и даже захватить несколько его кварталов, но быстро поняли, что без знания местности они понесут большие потери, и Иосиф дал команду отступать. Римляне в том бою потеряли 12 солдат, погибло также несколько жителей города-предателя, а у Иосифа был убит только один боец.

Наутро битва продолжилась, но тут в дело вступила конница, и когда евреи поняли, что их пытаются окружить, они бросились бежать врассыпную. Иосифу ничего не оставалось делать, как также спасаться бегством. Ему снова удалось уцелеть, но в этом бою был убит прикрывавший его верный телохранитель Юст.

В эти же самые дни в Галилее появилась гвардия царя Агриппы во главе с начальником личной охраны царя Силлой. Заняв позицию в районе городка Юлиада (в евангелиях этот город обозначен как Вифсаида; в оригинале — Бейт-Цайда, что можно перевести как «Охотничий домик»), неподалеку от того места, где Иордан впадает в Кинерет, отряд Силлы перекрыл все дороги в Селевкию и Гамлу, отрезав, таким образом, эти два города от остальной Галилеи и оставив их жителей без надежды, что Иосиф сможет прислать к ним подкрепление.

Если верить «Жизнеописанию», Иосиф сначала направил к Юлиаде две тысячи пехотинцев во главе с офицером по имени Иеремия, но тот так и не решился вступить в бой и несколько дней лишь обстреливал лагерь Силлы из луков и камнеметных орудий.

Затем к Юлиаде прибыл сам Иосиф с еще тремя тысячами воинов, и ситуация резко изменилась. Устроив засаду в близлежащем овраге и четко проинструктировав своих солдат, как они должны действовать, Иосиф выманил отряд Силлы на равнину, а затем отдал команду передовому отряду устроить притворное бегство.

Гвардейцы Агриппы бросились преследовать отступающего противника, но когда солдаты Иосифа миновали овраг, они резко развернулись, а с тыла по врагу ударила засада.

«И я бы довершил в тот день это дело, если бы не помешал некий демон. Ибо конь, на котором я сражался, попал в топкое место и сбросил меня на землю: и поскольку у меня было повреждено запястье, я был доставлен в селение, называемое Кефарнома (Капернаум, он же Кфар-Нахум). А мои люди, услышав это и опасаясь, что со мной случилось что-нибудь похуже, прекратили преследование и вернулись ко мне весьма обеспокоенные».

Судя по всему, полученная Иосифом рана оказалась серьезной: ночью у него начался жар, и по совету врачей его переправили в Тарихею. Узнав об этом, Силла предпринял утром наступление на лагерь Иосифа. Устроив засаду на другом берегу Иордана, он стал вызывать оставшихся без командира евреев на бой. И бой в конце концов завязался, но затем к Силле поступило ложное сообщение о том, что Иосиф выслал своим бойцам подкрепление из Тарихеи, и царская гвардия решила отступить. Евреи потеряли в том бою шестерых человек.

Но главной проблемой Иосифа зимой и весной 67 года оставался Сепфорис. Бой, который попытался дать Иосиф Плациду, лишь еще больше раззадорил и разозлил его. «Раздраженные нападением римляне, не отдыхая ни днем, ни ночью, опустошали поля, грабили имущество поселян, убивали способных носить оружие, а более слабых продавали в рабство. Убийства и пожары наполняли всю Галилею; никакие бедствия и несчастья не остались неиспытанными, ибо преследуемые не имели другого убежища, кроме городов, укрепленных Иосифом» (ИВ, 3:4:1), — сообщает он в «Иудейской войне». Там же он признаётся, что, если бы сумел удержать этот укрепленный им самим город, «даже римляне не могли бы взять его, разве только с большим трудом».

Еврейские историки в ответ с сарказмом замечают, что у Иосифа было, как минимум, два шанса оставить Сепфорис в руках повстанцев и не допустить в него римлян, но он словно специально упустил и тот и другой. В сущности, в «Жизнеописании» он сам свидетельствует об этом.


Скачать книгу "Иосиф Флавий. История про историка" - Петр Люкимсон бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Иосиф Флавий. История про историка
Внимание