Байки морского волка

Илья Долголенко
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вы заглянете за кулисы Морской романтики: узнаете, чем пахнут доллары, как открываются люди в различных ситуациях, какие бывают находки, потери, криминальные истории, приключения, заодно узнаете секреты приготовления деликатесов моряками. Сюжеты рассказов взяты из моего личного опыта работы в море. Книга будет интересна настоящим, бывшим и будущим морякам, а также их семьям; персоналу рыболовецких компаний и морских научно-исследовательских институтов; рыбакам от рядовых членов экипажа до рыбных генералов; рыбнадзору; жителям прибрежных городов, живущим и работающим бок о бок с моряками.

Книга добавлена:
29-10-2022, 20:59
0
229
48
Байки морского волка
Содержание

Читать книгу "Байки морского волка"



Завершающий рейс в моей морской биографии

Пожалуй, один из самых необычных и богатых на впечатления. Состоялся в августе-сентябре 2015г. в Карское море. Это был мой второй рейс в Карское море. О первом – написано ранее в «Пункте назначения».

Мне 56 лет. Я знал, что это завершающий рейс в моей институтской биографии. Пытался запомнить подробности, впечатления, нюансы. Завершение своей карьеры в лаборатории и отделе кадров заранее не декларировал. После рейса ушел в отпуск. Вернулся – написал заявление на увольнение по собственному желанию. Слишком к этому времени стали «жать» с рейсами и оплатой. Пора было уходить.

Так вот рейс.

Это был традиционный осенний вояж в Карское море по программе геологов из геологического института в Петербурге. Исследования проводились по побережью и островам Карского моря, а в море брали пробы грунта.

Группа была 12 человек, кроме них на борту было трое работников из ПИНРО: океанолог, акустик и ихтиолог (я). Мы проводили попутные исследования. Институту были интересны именно наши результаты.

Уже несколько лет подряд эти работы выполняет научно-исследовательское судно "Фритьоф Нансен".

С недавних пор Карское море стало важной зоной ответственности ПИНРО. Идет интенсивное освоение акватории нефтегазовой промышленностью. Да и Северный морской путь начал возрождаться после 30-ти лет забвения в рамках развала самой большой страны. Объективная реальность – с глобальным потеплением наши северные моря в сезонную навигацию (условно летний сезон) стали легкодоступны для морских скоростных грузоперевозок между тихоокеанскими и европейскими портами. Путь значительно короче, без денежных затрат на проход узкого Суэцкого канала или затрат времени на протяженный путь вокруг Африки.

Да и не все огромные современные «торгаши» могут пройти Суэцким каналом. Совсем недавняя, в марте 2021г., закупорка на несколько дней контейнеровозом этого канала взвинтила цены во всем мире. Посмотрите сами на карту. Не зря же Россия развернула новый и большой войсковой контингент именно по побережью наших северных морей. Геополитика, однако. Контроль и безопасность!

С рыбой я не работал, отбирал пробы планктона сетью Джеди на точках проб геологов. На фото я как раз опускаю сеть.

А еще я фиксировал пробы бентоса после промывки геологами проб грунта в заранее рассчитанных точках. Работа несложная, мне знакомая, привычная.

Питерцы работают только с 8 утра до 10 вечера. Единственное исключение было на завершающей станции рейса – её выполнили в полночь в конце сентября. Нас подгоняла погода – начинался сильный шторм, быстро сделали работы в точке и ушли в сторону дома.

У геологов было несколько направлений работы. На острова и побережье они высаживались для отбора проб грунта в интересных точках – обрывы, осыпи, мелкие обвалы. Потом на борту разбирали и маркировали пробы для углубленной обработки уже в институте.

В море они отбирали пробы грунта из дночерпателя и «Большой Берты». Так я назвал длинную и тяжелую вертикальную трубу с наконечником, похожую на ствол пушки (на следующем фото). Эту трубу опускали в воду на тросе на большой скорости, чтобы она по инерции как можно глубже погрузилась в грунт.

Содержимое трубы на борту извлекали за вставыш из пластика, маркировали осадочные слои из среза на дне. Для расправления пластикового вставыша-рукава в жерле использовали длинный деревянный шомпол, его я называл ослоп.

Все мои «новые» слова прижились, палубная команда именно так и называла эти части. Со смехом и прибаутками.

Катер на воздушной подушке.

С его помощью совершали высадки в любых условиях на берег. Емкость катера – человек 10, салон закрытый, водитель очень осторожный и умелый.

Высадка на полярную метеорологическую станцию.

Я побывал на двух высадках. Длились они по несколько часов, к ужину мы возвращались на наше судно.

В первый раз попал на песчаный остров с разрушенным поселком рыбаков-сезонников. С большой охотой погулял по земле, посмотрел на полярную тундровую растительность, заметил даже несколько цветущих маленьких растений. Лето в этих местах длится один месяц. Остров был безлюден, руины поселка произвели на меня странное впечатление – сожаление и тоску. Ведь это наша земля, люди здесь жили и промышляли ценную рыбу во времена СССР. Сейчас сплошное запустение.

На вторую высадку меня позвали, когда поехали на полярную метеорологическую станцию Известий ЦИК (это ее официальное название) на острове Тройной.

На подъезде к причалу мы увидели двух белых полярных медведей на берегу. Они улепетывали от причала, услышав шум нашего двигателя. Правда, были они не белые, а серо-черные, мех был грязным от местной почвы. Обычно эти хищники живут на кромке толстого льда и охотятся на тюленей. В этом случае они остались на земле.

Вели они бомжовский образ жизни, рылись на местной свалке, голодали, ждали скорого наступления зимы с морозами, льдом, тюленями. Вели себя, по утверждениям метеорологов, неназойливо. Не шкодили, не наглели. Местные крупные лайки отгоняли медведицу и подросшего медвежонка от станции.

В своре собак было 6 штук. Перед нашим приездом произошел собачий «дворцовый переворот». Подросший и осмелевший самец бросил вызов и сильно порвал действующего вожака. Травмы были настолько значительны, что полярникам пришлось вызывать вертолет и везти тяжелораненого в ближайшую клинику – а это несколько сот километров.

Бывший вождь влачил незавидное существование на момент нашего приезда. Погасший взгляд, поседевшая морда, так и не заросшая изодранная щека в желваках и со сквозным большим свищом сбоку в ротовую полость. Видимо, лечили и зашивали в клинике очень опасные раны, а на эти не хватило времени, внимания и материала. Решили, что и так сойдет. Персонал станции жалел и поддерживал бывшего вожака, помня старую службу.

А новый вожак выглядел «гоголем» и вышагивал барином. Да и вообще, все псы, кроме экс-вожака, выглядели симпатичными и бодрыми. На медведей бросались и отгоняли!

Простите, начал с медведей и собак, а о людях пишу позже. Но именно так произошло наше знакомство. Людей на станции трое. Муж, жена и механик. Муж – начальник, жена – метеоролог и радист. Механик им не родственник, но все они как-то уживаются несколько месяцев зимой, когда эта станция недоступна для транспорта – море замерзает от берега до полюса.

Всё снабжение они получают в летнюю навигацию. На Большую Землю выезжают в летний отпуск регулярно. Народ миролюбивый и приветливый. Мы им привезли рыбы и еще каких-то подарков. Подробностей не знаю, собирали повар и штурман.

Сама станция – большой крепкий теплый дом барачного типа. Стоит на решетчатом основании, чтобы зимой в снегопады и метели весь снег выдувало прочь и не наметало сугробов у стен.

Мы прошли с экскурсией по станции. Места много, коридоры, комнаты, компьютеры, радиостанции, спутниковый телевизор. Есть маленькая электростанция – дизельный движок-электрогенератор. Запас пресной воды в большом баке – натопили из снега и льда. Снег до конца лета лежит в низинках, не тает. Рядом есть еще другие строения, видимо, до постройки нового дома это была старая база.

Тротуары между строениями деревянные, всё по Александру Городницкому. Видны несколько старых тракторов. Ресурс выработали, а в металлолом сдавать далеко и дорого. Так и ржавеют.

Все полярники из Архангельска и области. В этом «бизнесе» уже десятки лет, как-то приноровились. Рассказали, что летом к ним в гости приезжают с визитами, как наш, несколько раз. Как правило, исследователи либо транспортники в летнюю навигацию. Они рады любому новому лицу в таком «медвежьем углу». Причем, как в прямом, так и в переносном смысле. Я про медвежий угол.

Еще запомнились дикие таймырские олени на островах и материке. Их мы рассматривали в бинокли с борта судна. Небольшие группы по 4-9 штук. Иногда геологи привозили сброшенные оленьи рога из своих вылазок на острова, причем, в значительных количествах. Из одного рога, подаренного мне водителем, я сделал две рукоятки на мои ножи. На фото один из них.

В течение рейса геологи в салоне команды несколько раз читали лекции о тематике своих исследований. Показывали совсем предварительные результаты нашей экспедиции. Весьма содержательная и интересная информация. Свободных мест в салоне не было – экипажу было интересно. Я посетил все лекции. Жаль, записей не делал.

О рыбалке на спиннинги.

На катере уезжали очень далеко вверх по реке. Мест в катере ограничено, я не попал. В уловах были хариус и таймырский голец. Очень вкусная рыба, большая редкость.

На фото я держу в руках двух таймырских гольцов. Выловлены на спиннинг в небольшой реке у побережья Таймыра. Рыба – дикарь, мясо бледно-оранжевое.

Ребята рассказывали, что в местах лова находили утерянные другими рыбаками очень дорогие иностранные блесны. Добираются в эти места небедные люди на вертолетах из Норильска. А еще на этих ямах, где накапливаются рыбы перед нерестом, очень любят кормиться тюлени – охотники-профессионалы, знающие толк в красной рыбке.

В Карское море впадают две великие реки – Обь и Енисей. По этим рекам сплавляют лес в порты для отправки. Иногда эти плоты рассыпаются. Течением много стволов выносится в море. Результаты я видел по всему побережью островов и материка. Длинные и толстые бревна – очень деловой и ценный лес – в больших количествах усыпа́ли берег. Они были частично занесены песком и илом. Я шутил, что из этого количества классного стройматериала можно построить десятки и сотни теремов и дворцов в стиле Средневековой Руси. Да только слишком дорого это все откапывать и собирать, а потом транспортировать к месту стройки. Так и гниет это богатство в Карском море!

Нам сильно повезло с погодой. Август-сентябрь в Заполярье вообще комфортное время. Солнечно, в меру тепло, очень редки шторма. У нас единственный шторм начался в последний день исследований, в конце сентября, сразу со снежными зарядами, морозом и высокой волной. Мы быстро выполнили станцию и пошли домой.

Маршрут, которым добирались, а потом и возвращались, был следующий: порт Мурманск – мыс Желания (самый север архипелага Новая Земля) – Карское море. До той самой реки с таймырскими гольцами от Мурманска ходу дней восемь. Дальний путь, потому и такая редкая рыбка еще есть в реках.

Вот такой он получился – мой последний рейс в моей трудовой биографии.


Скачать книгу "Байки морского волка" - Илья Долголенко бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Байки морского волка
Внимание