Лубянская империя НКВД. 1937–1939

Владимир Жуковский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Все дальше от нас бурные 30-е годы XX века. Бег времени неумолим: все меньше остается свидетелей и активных участников событий тех лет. Но не спадает интерес россиян к темам массовых репресс» «трудовых будней» советских репрессивных структур. Книга B.G Жуковского основана на архивных материалах, связанных с арестом, следствием, осуждением и посмертной реабилитацией его отца. С.Б. Жуковский работал в системе внешней торговли, в центральном партаппарате, а затем являлся заместителем наркома внутренних дел СССР. События и факты, освещенные на допросах С.Б. Жуковским, показания Ежова, Евдокимова и других руководителей карательного ведомства складываются, подобно мозаике, в яркую и убедительную картину функционирования гигантской империи Лубянки.

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:20
0
191
71
Лубянская империя НКВД. 1937–1939
Содержание

Читать книгу "Лубянская империя НКВД. 1937–1939"



Захар Беленький

Эта фамилия упоминается в показаниях отца, связанных с его «троцкистской» деятельностью. В свою очередь, и С.Б. Жуковский проходит по показаниям Беленького. Член партии с 1905 г., З.М. Беленький пользовался известностью в партийных кругах, на протяжении ряда лет устойчиво занимая высокое положение. В 1929–1934 гг. член Центральной Контрольной Комиссии (ЦКК), одновременно работает в наркомате РКИ (рабоче-крестьянской инспекции) — членом коллегии, далее заместителем наркома. Курировал внешнеторговый блок. В речи на XVI партсъезде (1930), вторя председателю ЦКК Орджоникидзе (чье выступление цитировалось ранее в главе «Нуль против звезды»), заостряет вопрос о неудовлетворительном подборе людей, несущих службу за рубежом.

«Сейчас по проведенной неофициальной чистке советского аппарата за границей мы имеем такую картину, когда в Лондоне из проверенных 400 беспартийных работников пришлось немедленно снять с работы 106 человек. По Берлину из количества проверенных 157 человек снято как совершенно непригодных и подозрительных, недопустимых для дальнейшей работы за границей, 57 человек. (Случайно остаток выразился круглым числом в 100 человек. — В.Ж.) Примерно 30–35 % аппарата должно быть снято как люди либо вообще чуждые нам, либо изжившие себя, либо неприспособленные для теперешней работы и теперешних темпов». И далее в том же духе разоблачений и непримиримой партийности.

На XVII съезде (1934) избран членом Комиссии Советского Контроля (КСК), где становится заместителем председателя, а после ареста Н.К. Антипова фактически возглавляет КСК— до весны 1939 г.

«Справка

Секретно

по архивно-следственному делу № 975167 (4 тома) по обвинению

БЕЛЕНЬКОГО Захара Моисеевича, 1888 года рождения, уроженца г. Невель, Калининской обл., еврея, гр. СССР, бесп., до ареста — зам председателя Комиссии Советского Контроля при СНК СССР.

БЕЛЕНЬКИЙ органами НКВД был арестован 23 апреля 1939 г. и ему предъявлено обвинение в том, что он являлся участником антисоветской организации, состоя в которой на протяжении ряда лет проводил активную контрреволюционную работу, направленную на свержение советской власти.

Как видно из материалов дела в основу приговора по обвинению Беленького З.М. судом были положены собственноручные показания БЕЛЕНЬКОГО и показания: ЕЖОВА, ШВАРЦА, ФРИНОВСКОГО, ЖУКОВСКОГО, ЕВДОКИМОВА, ПИСЬМЕННОГО, ТОЛМАЧЕВА, ШЕЙНА, АНОХИНА и др.

На первичных допросах БЕЛЕНЬКИЙ показал, что он был вовлечен ЭЙСМОНТОМ в контрреволюционную организацию правых, которой непосредственно руководил ТОМСКИЙ. После ареста ЭЙСМОНТА в 1932 г. он по антисоветской работе связался с АНТОНОВЫМ, по указанию которого проводил вредительство в различных областях народного хозяйства СССР. В частности, как показал Беленький, он проводил вредительство в области внешнеторговских операций совместно с РУДЗУТАКОМ, в области финансов совместно с наркомом финансов РСФСР — ЯКОВЛЕВЫМ, с СЕРЕБРЯКОВЫМ — в деле дорожного строительства, а также проводил подрывную работу по своей инициативе, смазывая факты вредительства, сохраняя от разгрома кадры троцкистов и правых на важнейших постах государственного и партийного аппарата как в центре, так и на местах.

Кроме того, как показал БЕЛЕНЬКИЙ, через ШВАРЦА он связался с руководителем заговорщической организации, действовавшей в органах НКВД ЕЖОВЫМ, куда входили также ШВАРЦ, ФРИНОВСКИЙ, ЖУКОВСКИЙ, ЕВДОКИМОВ и др., разделяя цели, задачи и методы борьбы этой антисоветской организации с советской властью.

В собственноручных показаниях Беленького от 26.IV—1939 г. о ЖУКОВСКОМ говорится:

ЕЖОВ подбирает специально своих людей на ответственные участки НКВД, он категорически против назначения БЕРИЯ первым зам. наркома, выдвигая на эту работу б. троцкиста ЛИТВИНА. Он продвигает на более ответственную работу в НКВД б. троцкиста ЖУКОВСКОГО…»

На допросе от 20 июня 1939 г. БЕЛЕНЬКИЙ показал:

«…ШВАРЦ мне говорил о том, что ЕЖОВ в НКВД выдвигает на ответственные участки «своих людей», в частности взял на руководящую чекистскую работу и двигает дальше троцкистов ЛИТВИНА и ЖУКОВСКОГО и эсера ЦЕСАРСКОГО…»

В судебном заседании Беленький виновным себя не признал и заявил, что показания даны им на предварительном следствии вынужденно и ему продиктованы были следователем. «Следователь рвал все то, что ему не нравилось и заставлял писать то, что нужно было следствию». Он знал прекрасно дело ЭЙСМОН-ТА, которое видел в ЦКК и, кроме того, он был близким другом Эйсмонта. Поэтому, чтобы избавиться от истязаний в Сухановской тюрьме, он изложил эпизод с ЭЙСМОНТОМ…»

…Оглашаются выдержки из показаний ЕЖОВА об участии в к/р организации и принадлежности БЕЛЕНЬКОГО к немецкой разведке.

Подсудимый заявил:

«Это ежовская клевета ни на чем необоснованная. Ежов узнал, что он его разоблачил в растрате крупной суммы денег, предназначенных на одну определенную цель, за что ЕЖОВ на него обозлился. Он никогда агентом немецкой разведки не был и это голословное заявление Ежова…»

Решением Военной коллегии Верховного суда СССР от 1 февраля 1940 г. БЕЛЕНЬКИЙ приговорен к ВМН».

Реабилитация состоялась в январе 1955 г. Цитируем предварительный документ:

«…В деле по обвинению Беленького З.М. имеются развернутые показания Жуковского об а/с работе Беленького З.М. в бытность его за границей, однако эти показания не соответствуют действительности по следующим обстоятельствам. Как видно из показаний Жуковского о принадлежности Беленького Захара к а/с организации ему стало известно со слов РАВИ-КОВИЧА.

При изучении архивно-следственного дела РАВИ-КОВИЧА установлено, что последний имел в виду не Беленького Захара Моисеевича, а Беленького Иосифа Самойловича, который в 1928–1930 годах так же работал в ЦКК РКИ…

Кроме этого в судебном заседании ЖУКОВСКИЙ от своих показаний отказался и заявил: «Показания на БЕЛЕНЬКОГО Захара он дал, но являлся ли Беленький и БИТКЕР участниками к/р организации, он не знает и это ему не было известно».

Окончательное слово сказал Верховный суд. Даем выборку из его Определения.

«Первоначально на предварительном следствии Беленький признавал себя виновным, но затем в процессе предварительного следствия Беленький отказался от своих прежних показаний и утверждал, что он невиновен, а на первых допросах он себя оговорил в результате физических мер воздействия со стороны следователя.

В суде Беленький также не признал себя виновным и просил направить его дело на доследование, утверждая, что предварительное следствие по его делу велось с применением незаконных методов.

Это заявление Беленького находит свое подтверждение по делу, так как в таковом (отд. пакет том 3) имеется справка б. следователя СОЛОВЬЕВА о том, что к Беленькому применялись на следствии физические меры воздействия…

Проверкой дел на КОЛОТИЛОВА, БОГОМОЛОВА, ЕВДОКИМОВА, ЖУКОВСКОГО установлено, что они в суде при рассмотрении их дел от своих показаний, даваемых ими на предварительном следствии, отказались, заявив, что их показания ложные…

Проверкой установлено, что ГЛАДУН, копия протокола допроса которого приобщена к делу Беленького З.М., давал показания в отношении другого лица, т. е. в отношении БЕЛЕНЬКОГО МАРКА НАТАНОВИЧА.

На предварительном следствии Беленький показывал, что он имел антисоветские преступные связи с АНТИПОВЫМ, ЧУБАРЕМ, РУДЗУТАКОМ и другими, но в процессе дополнительной проверки были изучены дела на этих лиц и установлено, что они не давали показаний о принадлежности Беленького к антисоветской организации.

Во время дополнительной проверки не подтвердилось обвинение Беленького и в том, что он имел связь с участниками антисоветского заговора в НКВД СССР.

Из материалов дела на ЕЖОВА и ШВАРЦА видно, что они в суде отказались от своих показаний, даваемых ими на предварительном следствие в отношении БЕЛЕНЬКОГО, а ФРИНОВСКИЙ и на предварительном следствии не подтверждал показаний ЕЖОВА и ШВАРЦА о причастности Беленького к указанному заговору…

Т. о. в процессе дополнительной проверки вскрылись новые обстоятельства, свидетельствующие о том, что нельзя признать доказанным обвинение Беленького в принадлежности к антисоветской организации и проведении вредительской деятельности в народном хозяйстве Советского Союза.

Рассмотрев материалы дела и соглашаясь с доводами, приведенными в заключении Главной военной прокуратуры, Военная коллегия Верховного суда СССР —

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 1 февраля 1940 г. в отношении БЕЛЕНЬКОГО Захара Моисеевича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить и дело на него за недоказанностью обвинения прекратить».


Скачать книгу "Лубянская империя НКВД. 1937–1939" - Владимир Жуковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Лубянская империя НКВД. 1937–1939
Внимание