Игнорирование руководством СССР важнейших достижений военной науки. Разгром Красной армии

Яков Гольник
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первые 1,5–2 г. войны для Красной Армии сложилось крайне неудачно. Почемуэто произошло? Среди всех причин, главной является — игнорирование руководством СССР достижений военной науки. В начале 1930-х гг. в СССР была разработана новая теория ведения войны теория глубокой операции. Но судьба этой теории в Советском Союзе оказалась трагичной. В противостоянии между конниками и танкистами верх взяли конники, а потому они назвали эту теорию — «теория глубокого предательства». А немецкие генералы заимствовали эту теорию для вооружения германского вермахта. Впервые применив её в германо-польской войне в сентябре 1939 г., добился ошеломляющих результатов — за 16 дней разгромил миллионную польскую армию. Немецкий опыт ведения этой войны был проанализирован в книге «Новые формы борьбы», вышедшей в Воениздате в 1940, в которой он писал, что немцы применят эту же стратегию в дальнейших войнах. Но военное и политическое руководство СССР проигнорировало этот предупреждение.

Книга добавлена:
29-08-2023, 16:41
0
184
107
Игнорирование руководством СССР важнейших достижений военной науки. Разгром Красной армии
Содержание

Читать книгу "Игнорирование руководством СССР важнейших достижений военной науки. Разгром Красной армии"



Просчёт И.В. Сталина о месте нанесения главного удара немцев и его последствия

Акт, подготовленный совместно Ворошиловым и Тимошенко 8 мая 1940 г., чётко констатировал главную проблему. Его раздел «Оперативная подготовка» начинался с заявления: «К моменту приёма и сдачи Наркомата Обороны оперативного плана войны не было, как общие, так и частные оперативные планы не разработаны и отсутствовали. Генеральный штаб не имеет точных данных о состоянии прикрытия госграницы. Решения военных советов военных округов, армий и фронтов по этому вопросу Генштабу неизвестны». Хотя позднее Тимошенко подробно изложил недостатки в действиях Генштаба и НКО, было ясно, что он и те политические фигуры, которые подтвердили и совместно подписали акт (А.А. Жданов, Г.М. Маленков и Н.А. Вознесенский), винили в провалах Ворошилова, а не Шапошникова. Они понимали внешние и внутренние условия, которые мешали эффективному планированию, и разрешили Шапошникову продолжить его важную работу. Громкие и быстрые германские победы в западноевропейских войнах поставили перед Генштабом Красной Армии задачу о разработке новых планов. Неожиданный ход западноевропейских войн, неудачные советские военные действия и последующие присоединения значительных территорий, хаос в Красной Армии уничтожили полезность существующих военных планов.

Новая команда планировщиков Генштаба трудилась в поте лица и к июлю 1940 г. выдала результаты. Шапошников одобрил новый план стратегического развёртывания, подготовленный в основном А.М. Василевским, получивший название «Соображения по основным принципам стратегического развёртывания вооружённых сил Советского Союза на западе и востоке в 1940–1941 гг.» Подобно своему предшественнику этот план предполагал нападение Германии на западе, поддержанное Италией, Финляндией, Румынией и Венгрией, а также атаку Японии с востока на советские дальневосточные территории. План Василевского оценивал общую угрозу в 270 пехотных дивизий, поддерживаемых 11 750 танками, 22 000 орудиями и 16 400 самолётами, основная масса которых будет задействована на западном театре военных действий.

Июльский план предполагал, что противник нанесёт главный удар севернее реки Сан в Восточной Польше вдоль направлений Вильнюс-Минск и Брест-Барановичи. Согласно второму (менее вероятному) сценарию, немецкие войска наносили удар из района Люблина на юге Польши, устремляясь через Украину к Киеву. В заключение в плане говорилось: «Главный, политически наиболее благо приятный и, следовательно, наиболее вероятный курс для Германии — это первый вариант её действий, с развёртыванием основных сил немецкой армии севернее р. Сан.

В соответствии с планом Генштаб предусматривал формирование и развёртывание на Западном театре военных действий 3-х фронтов: Северо-Западного, Западного и Юго-Западного, прикрывающих главное стратегическое направление на Москву, вспомогательные направления к Ленинграду и на юго-запад, а также защищающие стратегическое направления южнее Припятских болот. Единственной особенностью этого нового плана была указана его сосредоточенность на московском направлении в ущерб ленинградскому и киевскому. Это вскоре станет главным предметом спора между Сталиным и Генштабом. В плане совершенно не были учтены итоги выступления немецких войск на Западе, по сравнению с действиями советских войск на Западе и Финляндии.

После назначения в августе 1940 г. начальником Генштаба К.А. Мерецкова (в соответствии с постановлением ГВС от 16 августа), Генштаб пересмотрел июльский план Шапошникова, в связи с новыми военными и политическими задачами. К этому времени северо-западная и западная государственные границы были передвинуты вперёд до 300 км. Возникла проблема за короткий срок переработать планы обороны страны на новых границах. Ведущую роль в подготовке этого документа снова взял на себя Василевский. К 18 сентября он завершил работу и представил на одобрение Тимошенко и Мерецкову заключительную часть «Соображений» и памятную записку, выводы которой в целом повторяли положения прежнего плана Шапошникова. Тимошенко переслал её на окончательное рассмотрение Сталину и Политбюро партии.

«Соображения» Василевского вновь постулировали, что Советский Союз должен быть готов к войне на два фронта — против Германии и её союзников на западе и против Японии на востоке. Они увеличивали оцениваемый объём общей угрозы и предполагали на основе анализа, что Германия и её союзники смогут задействовать против Советского Союза до 243 дивизий, 10 000 танков и 15 000 самолётов. Поэтому рекомендовалось развернуть на западе основную массу советских вооружённых сил (189 дивизий и 2 бригады или 61 % всех соединений), организованных в 4 фронта военного времени (Северный, Северо-Западный, Западный и Юго-Западный). Этот план требовал сохранения 5 армий РГК, все из которых предназначались для операций на Западе. Таким образом Ген штаб предполагал, что 240 дивизий Красной Армии (80 % её сил) будут задействованы на западе, 33 — на Дальнем Востоке, 30 — в Закавказье и Средней Азии, и ещё одна — в районе Белого моря. План этот выделял Западу 60 % фронтовой и дальнебомбардировочной авиации, ещё 16 % — Даль нему Востоку и Забайкалью и 24 % — Закавказью и Средней Азии.

Далее план предполагал, что «обе стороны начнут боевые операции, задействовав лишь часть своих сил, и как основные силы Красной Армии, так и основные силы противника завершат своё развёртывание не менее чем через две недели». В любом случае войска Красной Армии должны были «нанести немецко-фашистским войскам мощный ответный удар (контрудар) и вести боевые операции на территории противника». Здесь опять не был учтён опыт войны на Западе, в которой германский агрессор начинал войну внезапно вторжением всех своих развёрнутых сил. В этих условиях, когда началась война, советские контрудары только усугубили положение советских войск и не позволили им вести операции на территории противника.

«Соображения» вновь предлагали 2 варианта советского стратегического развёртывания на запад е. Вспомогательный требовал развёртывания основной стратегической группировки войск к югу от Бреста, чтобы отразить вражеское наступление и нанести контрудар в направлении на Люблин, Краков и Бреслау с целью отрезать Германию от Балкан и лишить противника её экономической базы. Главный плановый сценарий размещал основную массу советских войск к северу от Бреста с задачей отразить и атаковать его основную группировку в Восточной Пруссии. Окончательное решение, какому именно сценарию следовать, зависело от условий, создавшихся в начале войны. Это означало, что Генштаб должен быть полностью готов к выполнению обоих планов ещё в мирное время. 15 сентября Тимошенко и Мерецков представили «Соображения» и сопутствующие им военные планы на одобрение Сталину и советскому политическому руководству.

Сталин возразил на их содержание: «Я не вполне понимаю настойчивость Генштаба на сосредоточении наших сил на западном фронте. Они говорят, что Гитлер попытается двинуть свои основные силы к Москве по самому короткому пути. Но я думаю, для немцев важней всего зерно на Украине и донбасский уголь. Теперь, когда Гитлер утвердился на Балканах, куда более вероятно, что он на несёт свой главный удар с юго-запада. Я хочу, чтобы Генштаб ещё раз подумал и представил в 10-дневный срок новый план». Вероятно, на решение Сталина отвергнуть предположения Тимошенко и Василевского повлияли его опыт военного комиссара на Украине во время Гражданской войны, знакомство с геополитическими и экономическими взглядами Гитлера. В любом случае он дал Ген штабу 10 дней на подготовку нового плана, основанного на «южном» варианте.

14 октября Тимошенко представил Сталину свой пересмотренный план, который, в отличие от его предшественника, напрямую провозглашал, что западный театр военных действий являлся главным и требовал иметь «главную западную группировку на Юго-Западном фронте», конкретно — к югу от Бреста. В итоге Сталин и Тимошенко решили в ещё большей степени усилить состав сил Юго-Западного фронта. Хотя второй сценарий развёртывания более крупных сил к северу от Припяти категорически не отвергался, «он не получил особой поддержки». И вследствие этого «тут про изошла полная переориентация и перераспределение основных сил наших войск с северо-западного (как предлагал Шапошников) на юго-западное направление».

Это стратегическое распределение и план фундаментально не менялись вплоть до начала войны — в первую очередь потому, что так решил Сталин. Это имело негативное последствие для ЗапОВО, так как это привело к ослаблению сил округа. Гитлеровское верховное командование в июне 1941 г. сосредоточило и ввело в действие самые мощные сухопутную и воздушную группировки против Белоруссии. Именно белорусское направление было кратчайшим к Москве. Вследствие этого пришлось в первые же дни войны 19-ю армию и ряд частей 16-й армии перебросить с Украины на западное направление и включать в сражения в составе Западного фронта. Главный удар немцы нанесли всё же севернее от Припяти, что и привело к разгрому войск округа в начале войны. Вину за это должны были разделить вместе с Д.Г. Павловым Сталин и Тимошенко.

Вдобавок большинство ведущих военных фигур в Генштабе принадлежали к «южной школе», выходцев из КиевОВО: С.К. Тимошенко, как нарком обороны, Н.Ф. Ватутин, первый заместитель начальника Генштаба, и С.К.Кожевников, глава политотдела Генштаба. Г.К.Жуков, который в феврале 1941 г. стал начальником Генштаба.

В результате Генштаб планировал войну, мобилизацию и стратегическое развёртывание на основе октябрьских решений. В соответствии со сложившимися в межвоенные годы взглядами под влиянием Шапошникова Генштаб игнорировал возможность внезапного нападения основных сил противника, прежде чем пройдёт обычная мобилизация. Они убедили себя в том, что это характерно только для таких малых стран как Польша, где война началась без предварительного объявления войны, а внезапно с одновременным вторжением 1,5-миллионной германской армии, ошеломившей польское руководство, от которого оно не могло оправиться до полного разгрома в 16 дней миллионной польской армии. И после Польши, такое же германское вторжение происходило в страны Западной Европы и их разгром в 17–18 дней. И опять руководство Советского Союза не обращает на это внимание. И поплатились за это 22 июня 1941 г., когда в пределы Советского Союза одно временно вторглась полностью подготовленная 3-х миллионная германская армия, которая за 18 дней прошла полпути от границы до Москвы.

Генштабисты считали, что армий прикрытия вполне достаточно для отражения нападения неприятеля, пока мобилизуются и развёртываются для нанесения контрудара основные силы. И что ещё важнее, им не удалось гарантировать, что армии прикрытия и боеготовые из резервов будут рас полагать должной живой силой и вооружением для выполнения своей решающей задачи. Это была грубая ошибка Сталина. Не в этом ли находится причина того, что Генштаб сосредоточил на юго-западном направлении наиболее крупные силы.


Скачать книгу "Игнорирование руководством СССР важнейших достижений военной науки. Разгром Красной армии" - Яков Гольник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Игнорирование руководством СССР важнейших достижений военной науки. Разгром Красной армии
Внимание