Телесная психотерапия. Бодинамика

Виктория
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Бодинамика — это телесная психотерапия, мировоззрение, жизнеутверждающий взгляд на жизнь и развитие человека, подход, прежде всего опирающийся на пробуждение и использование ресурсов каждого из нас, а не на разрушение патологических паттернов характеров. Не случайно одним из девизов основателей является фраза «Никогда не поздно!..»

Книга добавлена:
5-02-2024, 10:42
0
491
100
Телесная психотерапия. Бодинамика
Содержание

Читать книгу "Телесная психотерапия. Бодинамика"



Психофизический подход к лечению ПТСР


Телесные психотерапевты, которые особым образом обучены анатомии, сенсорному осознаванию, физиологии стресса, психомоторному развитию и психологии развития имеют преимущество в лечении ПТСР. Им доступны инструменты и знания как психотерапевта, так и телесного психотерапевта. С точными знаниями о том, как тело и разум отвечают на стресс, они могут помочь страдающим от травмы излечить и тело, и душу.

Восстановление баланса в работе АНС

Основной инструмент для телесного психотерапевта в работе с ПТСР — это уменьшение дисбаланса работы АНС через телесное осознавание. ПТСР сопровождают неприятные, иногда пугающие физические ощущения: нервозность, беспокойность, тревога, нарушения работы сердца, головокружение, приливы жара, приливы холода, непостоянство температуры и пр. Это все симптомы дисбаланса АНС, которые могут возникнуть из-за травмы; некоторые из них — проявления активации СНС, а некоторые — ПНС. Перенесшие травму обычно хотят замаскировать или «избавиться» от этих ощущений, прерывая связь между телом и разумом с помощью: наркотиков, неистовой активности, даже само-деструктивного поведения. Однако способ освободиться от этих симптомов — как раз в том, чтобы изучить их, сфокусировать на них внимание, а не убегать от них. В результате, к удивлению клиента, интенсивность этих ощущений обычно падает, со временем они исчезают, и появляется ощущение самоконтроля.

Иллюстрация 10: Молодая женщина страдала от симптомов ПТСР — тяжелых панических атак и агорафобии. После некоторого обучения телесному осознаванию она испытала «самую ужасную паническую атаку в ее жизни». Она смогла описать на языке тела течение этой атаки: что происходило с ее дыханием, сердцебиением, мышцами, температурой, когда начиналась тревога. Она закончила рассказ так: «и тогда мне стало очень тепло во всем теле, и все закончилось». Атака длилась всего 1–2 минуты. Она очень гордилась собой, это был первый раз в ее долгой истории панических атак, когда она смогла проследить весь путь развития и завершения тревоги и поняла, что этот опыт длился очень короткое время. Она больше не боялась снова испытать паническую атаку, так как чувствовала, что может ее контролировать. И действительно, у нее больше не случались панические атаки, и ей стало проще справляться с приступами тревоги меньшей интенсивности, которые случались все реже.

Следуя за телесными ощущениями и осознавая их, можно также прийти в контакт с неразрешенной травмой, которая является их причиной. Часто когда телесное осознавание медленно и аккуратно налаживается, перенесший травму клиент может начать испытывать физические импульсы, связанные с защитными движениями, которые он не мог завершить в ситуации травмы: бег, отталкивание, свертывание, пр. Если дать ему возможность следовать за этими импульсами, он обычно будет демонстрировать некоторые симптомы активации АНС, и если его поддержать в том, чтобы следовать за импульсом до его завершения, иногда активно, иногда с телесным осознаванием, то происходит снижение активации АНС и повышение ясности в отношении травматической ситуации (см. Levine, 1992, Jergensen, 1992).

Диссоциация

Важной психофизической особенностью ПТСР, затрудняющей лечение, а иногда и диагностику, является диссоциация. Диссоциация — это первая линия защиты человека в ситуации травмы (см. Levine, 1992). Диссоциация подразумевает разделение или расщепление, и может затрагивать: полностью или частично память о событии травмы, эмоции или эмоциональное значение этого события, физические ощущения, движения, мускульную координацию, связанную с событием, а в крайних случаях и части тела (конверсионная истерия) или личности (множественная личность), вовлеченные в событие.

Иногда физические симптомы (т. е. боли, тики, онемение, необъяснимое с медицинских позиций) происходят из «забытой» травмы. Мы использовали термин «забытый» в кавычках, поскольку из наличия физических симптомов следует, что тело ничего не забыло! Некоторые наиболее сложные случаи ПТСР связаны с диссоциацией событий, которые были или слишком ошеломляющими, или/и случились раньше, чем появилась способность их сохранить в вербальной памяти. Однако они остались в памяти тела в виде ощущений, образов и символов. Возрастает количество свидетельств тому, что то, что мы называем психозом, шизофренией, пограничным психозом, а также другие тяжелые расстройства психики основываются на ранней травме и могут быть в действительности случаями диссоциации при ПТСР. (см. Famularo, Kinscherff& Fenton, 1991; Herman, 1990 and 1992; Watson, 1989; Heins, Gray & Tennant, 1990).

Иллюстрация 11: У женщины с пограничным расстройством личности (см. DSM IV, 1994) были физические симптомы неожиданного упадка сил, истощения, которое она связывала с хирургической операцией, во время которой, как она подозревала, она подверглась сексуальным домогательствам, находясь под анестезией. После некоторой работы с физическим ощущением истощенности (которое, видимо, было воспоминанием тела об анестезии) она вспомнила факт сексуального насилия над ней в детстве, и позже поняла, что операция, хоть и была вторжением (как и всякое хирургическое вмешательство в силу необходимости), но не была связана с сексуальным насилием. Хирургическое вмешательство было воспринято ею так из-за диссоциированной детской травмы.

Иллюстрация 12: Мужчина пожаловался на физический симптом боли в руке. Он связывал эту боль со своим дискомфортом в контакте (при прикосновении), после чего он открыл, что был ограничен и в другой области контакта — в зрении. Боль в руке исчезла, когда по ассоциации всплыло такое воспоминание: в юности его ударили ножом в правый глаз, а он попытался защитить его рукой. Он почти полностью потерял способность видеть этим глазом. Рассказывая подробно это новое воспоминание, он покрылся холодным потом и начал дрожать (активация АНС). Он не осознавал, что это событие травмировало его, и что его тело до сих пор было в состоянии травмы.

Узнать и принять мудрость тела

Очень важно помочь пережившему травму узнать и принять мудрость его тела. Симптомы ПТСР могут быть очень неприятными, особенно диффузная тревога и панические атаки, от которых многие страдают. Но в симптомах заложен ключ к излечению и разрешению травматического опыта. Большинство самых неприятных симптомов вызваны активацией СНС. Это естественная защитная реакция тела на угрозу, подготавливающая тело к бегству или борьбе. Однако, если эта реакция продлена, она становится дезадаптивной и может привести к психологическим и физическим болезням (см. Bloch, 1985). Реакция ПНС, обычно замораживание и омертвение, тоже может быть подходящим защитным механизмом, но имеет тенденцию служить не столько адаптации, сколько смирению с ситуацией (см. Wiepkema & Schouten, 1992).

Можно помочь пережившему травму понять его тело и телесные симптомы через телесное осознавание. Через точное осознание тела можно испытать импульсы силы и выживания, которые есть в активации СНС. Фокусируя осознавание на симптомах, а не маскируя и не подавляя их, можно добиться их уменьшения. Фокусировка осознавания позволяет ассоциировать то, что было диссоциировано, помогает человеку быть целостным, а не фрагментированным. Например, если принять симптом гипервозбудимости, его можно оценить как важный способ защиты.

Иллюстрация 13: Сорокалетняя женщина не могла говорить «СТОП» или «НЕТ», когда сталкивалась с романтическими намерениями мужчин. Она говорила, что мужчине достаточно прикоснуться к ней, и она теряла все силы к сопротивлению. Ее руки опускались. 12-тилетней девочкой она подверглась физическому и сексуальному насилию, и не была достаточно сильной, чтобы оттолкнуть нападавшего. Во время работы с этой травмой ощущения вернулись в ее руки и она смогла ими отталкивать. При последующих романтических встречах она могла говорить «НЕТ» и «СТОП», когда хотела, и даже смогла в буквальном смысле оттолкнуть агрессивного поклонника!

«Перепринять» «иррациональные» решения

Та часть телесно-ориентированной психотерапии ПТСР, которая касается работы с психикой, включает помощь человеку в том, чтобы постепенно вспомнить травму и, что особенно важно, забытые чувства, события и настроения, которые были до, во время и после события травмы. В этом ассоциативном процессе центральное место занимает обнаружение решения, принятого во время или вскоре после травмы. В каждой травме всегда есть хотя бы одно забытое, обычно критическое, жизненное решение (см. Ollars, 1992).

— Примеры:

«Когда я злюсь, люди исчезают — значит, я никогда больше не буду злиться»

«Я больше никогда не буду счастлив»

«Если бы я не вышел из дома, ничего бы не случилось, — значит, я больше никогда не выйду из дома»

«Я всегда должен быть настороже»

«Когда я забочусь о себе, происходит что-то ужасное»

«Я пожертвую карьерой, если выживу»

«Если я получу удовольствие, я испытаю боль»

«Я больше никогда не полюблю»

И т. д.

Очень важно эти решения распознать. Хотя они были приняты в травмирующей ситуации для выживания, они распространяются на последующую жизнь человека и снижают ее качество. Решения, принятые под таким давлением, обладают своей «логикой травмы». Две и более идей сливаются, даже если они фактически не подходят друг другу. В результате — катастрофа, когда решение не только не срабатывает, но и отвлекает человека от его жизни. С не травмированной, объективной точки зрения, эти решения могут показаться глупыми и ребяческими, но необходимо помочь пережившему травму ценить его логику в той травмирующей ситуации. Эти решения принимаются исходя из доступных в тот момент ресурсов, а в травматических обстоятельствах ресурсы часто ограничены.

Например, человек решает: «я больше никогда не обращусь за помощью». Его боль была невыносима, когда его отвергли, физически унизили или оскорбили. Но для жизни может быть губительным — стать неспособным обращаться за помощью, когда это необходимо.

Женщина может выжить в ситуации изнасилования, оставаясь тихой и замерев, но это ограничивает жизнь, если она замораживается каждый раз, когда нарастает стресс.

При работе с травмой недостаточно воскрешать потерянную информацию и излечивать тело. Также необходимо обнаружить решения, которые сделал человек в ситуации травмы, и помочь ему принять новые, более жизнеутверждающие решения.

Иллюстрация 14: Тридцатилетняя женщина переходила улицу, и в этот момент ее сбила машина. Женщина сломала ногу. В момент аварии она приняла решение: «Переходить улицу опасно, я больше никогда не буду этого делать». Она забыла (диссоциировала) это решение, переместив его в область бессознательного. Полтора года спустя, неожиданно и без видимой причины у нее парализовало ноги; она больше не могла ходить — в том числе и через дорогу. Врачи не обнаружили медицинских причин паралича, и она обратилась к психотерапевту. Выяснив подробно анамнез, терапевт заподозрил, что паралич является симптомом ПТСР, скорее всего возникшего вследствие аварии. В ходе терапии было обнаружено (ассоциировано) это решение больше не переходить улицу. Психотерапевт помог женщине принять новое решение, буквально «пере-принять» прежнее, парализующее. Дальнейшая терапия была направлена на восстановление подвижности с помощью специальных двигательных упражнений.


Скачать книгу "Телесная психотерапия. Бодинамика" - Виктория Березкина-Орлова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Психология » Телесная психотерапия. Бодинамика
Внимание