«Меня слышно?»: как делать подкасты в России

Светлана Цыпляева
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Хочешь быть услышанным аудиторией? Тогда тебе не обойтись без микрофона, хорошего сторителлинга и книги «Меня слышно?»: как делать подкасты в России». Авторы издания составили исчерпывающую инструкцию для начинающих подкастеров и поговорили с двадцатью лидерами отечественной индустрии — чтобы читатели смогли «подслушать» их секреты успеха. Но и это далеко не все! Интервью с экспертами доступны для твоего прослушивания в любой момент в специальном мультимедийном расширении к книге.

Книга добавлена:
5-02-2024, 10:27
0
142
52
«Меня слышно?»: как делать подкасты в России
Содержание

Читать книгу "«Меня слышно?»: как делать подкасты в России"



8. Как и зачем делать встречи с аудиторией?

Продолжая разговор об аудитории, мы бы хотели поделиться с тобой мнением и опытом подкастеров в других областях взаимодействия со слушателями.

СТРИМЫ

Григорий Пророков — автор подкастов «Blitz and Chips» и «Жуть» — одобряет стримы как способы встречи со слушателями: «Стримы — классная штука, в некоторых подкастах они используются. Это может быть стрим-запись, как в случае с „Zavtracast“, также у них есть стримы, где они просто играют в игры — тоже классная штука. Наверняка еще есть что-нибудь, но я не использовал».

Роман Струков — продюсер и ведущий подкаста «Животные в студии» — более подробно рассказывает об опыте стриминга: «Мы подкасты в live не пишем. Возможно это неправильно, но мне нравится, что люди получают тот контент, с которым до этого никак не соприкасались, не знакомы с теми темами, которые мы обсуждаем в рамках подкаста. По этой причине мы в live не выходим. У нас были стримы, которые позволяли нам в семнадцатом-восемнадцатом году находить коннект153 со слушателями. Мы смотрели старые передачи из девяностых, либо начала двухтысячных: «Звездный час», «Угадай мелодию», «Поле чудес» и прочее. Выходили на YouTube, Twitch, ВКонтакте, и люди смотрели вместе с нами, пили пиво, отдыхали. Это, может, чат, но не подкаст — это просто такое общение по выходным. Плюс, это был первый способ монетизации: первые донаты мы принимали как раз на стримах. Люди донатили, когда у них было желание, а тогда казалось, что желание было у многих. Записи мы в live не делаем, а общение с аудиторией — это сходки в офлайне. А стримы — это либо игры, либо когда мы смотрим старые передачи, что у нас как раз и будет на пятилетие. Но это все потому, что собраться офлайн сейчас не получится.

Стримы раньше были очень хороши, но не собирали миллионов просмотров. Мы серьезно этим не занимались, три-четыре раза в неделю мы стримили полтора-два часа, но нам это приносило в среднем 50 000 рублей. Особо не напрягаешься, просто сидишь, с людьми общаешься, стримишь. «Животные часы», где мы смотрим старые передачи из нашего детства, приносят в разы больше: у нас рекорд — 40 000 рублей за три часа. Опять же, благодарность от людей, которые не хотят пользоваться Patreon. Им там просто неудобно, к примеру. Непонятно, почему, но это их право».

ВСТРЕЧИ ВЖИВУЮ

Григорий Пророков высказывает свое мнение о встречах с аудиторией: «Наша особенность в том, что в подкасте участвует много диджеев. Так случилось, что мы вечеринки устраивали, музыку ставили — было весело. Много разных форматов можно придумать: знаю, что „Zavtracast“ устраивали какие-то совместные просмотры фильмов. Это очень клево, даже если на такое мероприятие приходит пятьдесят-сто человек. Это очень полезно — во-первых, просто в лицо их видеть, лучше понимать, кто вас слушает, во-вторых, они начнут еще лучше к вам относиться, потому что увидели вас вживую».

Роман Струков делится своим опытом проведения мероприятий со слушателями: «Чаще всего мы просто собираемся в баре. Заранее обговариваем, в подкасте как-то рекламируем, говорим: «Такой-то бар, едем туда-то». Многие бары могут предоставить площадь, если подкаст немаленький. Мы в 2020 году, до ковида, ездили в Петербург. Мы там сняли целиком бар, просто позвонив им, сказав: «Мы — подкаст «Животные в студии». Там оказалось, что нас знают, они сказали: «Да, вообще не проблема», зарезервировали нам все помещение. Оно человек на восемьдесят-девяносто было, целиком забили его нашими слушателями из Питера. Единственное: мы никак не договариваемся на процент от продаж, потому что, во-первых, я бизнесмен, такие вещи не особо умею решать. Во-вторых, наша задача на сходках — это мотивация. Одно дело, когда тебе приходят деньги с Patreon или от рекламодателей. А другое дело, когда ты встречаешься с людьми, ты с ними просто сидишь в баре, общаешься, и после этого ты выходишь заряженный и говоришь: «Все, мы подкаст теперь еженедельно пишем, почему бы и нет». То есть это что-то мотивирующее. И сходки мы делаем в первую очередь для нас самих. Потому что это очень заряжает, надолго, месяца два-три, и второе дыхание открывается — в нашем случае уже какое-нибудь сто пятьдесят четвертое. Для этого и проводятся сходки».

Андрей Коняев — ведущий подкаста «KuJi Podcast» — говорит о подкасте, который они проводили вживую: «У нас есть целый формат, называется «KuJi Live», он появился год назад. Идея была в том, чтобы позвать Нурлана Сабурова — позвать его как гостя было бы интересно, но можно было придумать что-то любопытное — в результате мы сделали с ним live.

Что такое live? В клубе StandUp Store Moscow собирается аудитория, двести человек, и мы на сцене на стульях перед живыми людьми разговариваем на разные темы, немного общаемся с залом. Конечно, этот формат существует отдельно, он очень специфический и очень популярный — не буду скрывать, что самые большие просмотры у нас всегда были именно у live форматов. Второй live с Нурланом собрал почти три миллиона просмотров. В какой-то момент они очень подвинули нас вперед. Но смысл в том, что там другой вайб, живые люди, что иногда тебе хочется, чтобы они засмеялись, поэтому ты шутишь чуть больше, чем хотел бы в реальной жизни. И да, это был довольно интересный опыт, у меня до этого не было таких юмористических выступлений.

Во-первых, шоу набирало обороты. Во-вторых, Тимур и Нурлан — это известные комики. В-третьих, хотели люди на это попасть. В-четвертых, был дефицит, потому что у нас не было цели зарабатывать на этом. Это была история про клуб, про отбивку трат, поэтому мы открывали продажу билетов за три дня до съемок. Договорились о съемке — хоп — билет, это создавало искусственный ажиотаж».

ПОДКАСТ С АУДИТОРИЕЙ

Григорий Пророков дает рекомендации по проведению подкаста с присутствующей публикой: «Важно помнить, что ценность этого мероприятия не в том, чтобы у вас получился классный выпуск, и не в том, что у вас классный разговор, а в том, что люди видят вас вживую. То, что они привыкли слышать у себя в наушниках, они слышат вживую. Поэтому можно чуть-чуть меньше париться из-за того, какая там будет структура и содержание. И стоит добавить интерактивный элемент Q&A154 в конце, чтобы как-то подчеркнуть, что это живая запись. А так, если вы привыкли записываться в домашних условиях и монтировать все в студии, то просто смиритесь, что этот выпуск не получится классно смонтировать, тем более он в прямом эфире. Просто меньше думайте о структуре, и больше о том, что люди пришли на вас посмотреть.

Самый первый наш live был, когда у подкаста было сто выпусков. Это было в 2017, был полный бардак. Но одним из элементов было то, что на live пришли чуть ли не все участники подкаста. И в итоге микрофон был у восьми человек. То есть они подходили, выхватывали его, говорили что-то — было очень смешно. Полный бардак, но как некое live событие — сработало очень здорово. Так что думайте о том, чтобы людям в зале было весело. А в записи люди слушают обычно не так много».

Дарья Черкудинова — ведущая подкаста «НОРМ» — также рассказывает об открытых записях с аудиторией: «Когда еще не было самоизоляции, мы устраивали открытые записи и с удовольствием знакомились с нашими слушателями.

В принципе, людей собиралось много. У нас было три открытых записи в Москве, одна в Алмате и одна в Санкт-Петербурге. Народу приходило много — каждый раз больше сотни человек. Два раза мы записывались в маленьких помещениях, и туда не все наши гости помещались, к сожалению. Один раз записывались в летнем кинотеатре Гаража — туда все поместились.

В Петербург нас приглашал проект CreativeMornings — у них самих большая аудитория, поэтому к нам пришло человек триста.

Все зависит от того, на что вы рассчитываете. Мы даже не ожидали, что на нашу первую запись придет сто человек. Взяли маленький зал в маленьком помещении, думая, что придет человек десять — придут наши друзья, чтобы поддержать нас. Было минус тридцать, скользко, зима и все прочее.

Мы регистрировались в Timepad. Кажется, первую запись мы сделали совсем простой, вроде «приходите все», и все пришли. А потом уже как-то по науке: Timepad, все дела. Очень надеялись, что осенью мы отпразднуем день рождения «НОРМ» и сделаем крутую запись, но нет. Это сейчас будет слишком безответственно».

Владимир Бухаров — автор подкаста «Бухарог Лайв», один из основателей Stand-Up Club #1 — считает, что подкасты с аудиторией — это не его формат, потому что это может сломать атмосферу дружеской закрытой беседы. Тем более, все это можно сделать онлайн, посмотреть и задать вопрос.

РАСШИРЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Роман Струков говорит о расширении своего проекта: «У нас были разные вещи, но они тоже были рекламные. Выходила игра „Tekken 7“, и мы как раз сделали чемпионат, то есть мы вместе с „Отвратительными мужиками“ в одной команде против DTF. Был стрим, который организовывал „СофтКлаб“, — куча зрителей, чемпионат, где были подкастеры, журналисты DTF и авторы из „Отвратительных мужиков“. Как-то проводили разные мероприятия формата „Стримфеста“155. Как „ИгроМир“156, только для стримеров — мы там на стриме играли в настолки. Часто приглашают на такие мероприятия, но часто это не совсем удобно. Потому что нас звали в том году на „Стримфест“ и просили: „Вы посидите, постримьте“. Мы вообще-то не стримеры, а подкастеры — это не наша история».

Григорий Пророков приводит пример дополнительного контента для подкаста: «Иногда соцсети — это отдельная сущность, как полноценное медиа. Например, у моего любимого подкаста „Тоже Россия“ — подкаст про Россию, про антропологические штуки, крестьянское искусство, усадьбы — у них очень крутой Instagram, потому что они много ездят в экспедиции и много копаются в архивах. Там много старых фотографий, красивых изображений, которые сопровождаются описанием — это полноценное медиа, Instagram можно читать, не слушая подкаст».

Дарья Данилова — редактор отдела подкастов «МБХ медиа» — также приводит пример: «У нас был подкаст „Шурави“, его делал Сережа Простаков, и там был дополнительный Telegram-канал, посвященный Афганской войне. Его начали делать заранее, примерно за месяц до выхода подкаста, и там собрали аудиторию, которая интересовалась этой темой. С какой-то периодичностью туда выкладывали разные истории, связанные с Афганской войной. А потом, когда начал выходить подкаст, эта аудитория стала его слушать. И это очень помогло подкасту разрастись — о нем говорили, рекламировали друзьям — так пришли новые слушатели. Мы пробовали делать такой же формат с подкастом „Взаперти“ в „МБХ медиа“ — это дневник пандемии. Там тоже мы сделали одноименный Telegram-канал. И он, кстати, неплохо зашел, там было довольно много читателей. В том числе через этот Telegram-канал мы каждый день выкладывали ссылку на подкаст».

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

Дарья Данилова объясняет, зачем проводить интерактив с аудиторией: «Это всегда хорошо работает. Когда у слушателя есть возможность немножко подглядеть, посмотреть бэкстейдж157 или пообщаться отдельно с авторами подкаста, это сближает. Ты лучше узнаешь создателей, узнаешь как делается этот подкаст. Мне кажется, это всегда помогает тебе сблизиться со слушателем, а слушатель, который уже узнал тебя поближе, скорее станет постоянным слушателем. То есть у него повышается лояльность к подкасту и автору. В общем, это очень хорошая тема».


Скачать книгу "«Меня слышно?»: как делать подкасты в России" - Светлана Цыпляева бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » «Меня слышно?»: как делать подкасты в России
Внимание