«Меня слышно?»: как делать подкасты в России

Светлана Цыпляева
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Хочешь быть услышанным аудиторией? Тогда тебе не обойтись без микрофона, хорошего сторителлинга и книги «Меня слышно?»: как делать подкасты в России». Авторы издания составили исчерпывающую инструкцию для начинающих подкастеров и поговорили с двадцатью лидерами отечественной индустрии — чтобы читатели смогли «подслушать» их секреты успеха. Но и это далеко не все! Интервью с экспертами доступны для твоего прослушивания в любой момент в специальном мультимедийном расширении к книге.

Книга добавлена:
5-02-2024, 10:27
0
142
52
«Меня слышно?»: как делать подкасты в России
Содержание

Читать книгу "«Меня слышно?»: как делать подкасты в России"



10. Какие правовые аспекты необходимо учитывать?

Небольшая составляющая любого проекта, про которую часто забывают, но она чрезвычайно важна.

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Лина Маркина — ведущая разговорного шоу о сексе «Щелк» — говорит о некоторых особенностях авторского права: «Авторское право очень жесткое, оно применимо абсолютно ко всем. Вы можете совершенно спокойно что угодно скачать на торрентах159 и посмотреть в одиночку. За это тоже могут наказать, но вы посмотрите это у себя дома. А если вы массово это показали, то могут и схватить.

Недавно я слышала историю о том, что в одном из спортзалов музыку включали через колонку по подписке Яндекса. Пришли люди, которые работают с авторским правом, и сказали: «Вы не имеете права ставить эту музыку в вашем спортивном зале, потому что это платная подписка, и она рассчитана на одного человека. Вы можете слушать это в своей комнате с друзьями, но ни в коем случае не в местах большого скопления людей».

Я помню, что с литературными произведениями это работает следующим образом: произведение становится достоянием общественности через семьдесят лет после смерти автора. У нас этого времени нет, хотя сейчас все лейблы перекупают огромное количество контента, и, мне кажется, что авторского права уже почти не существует. Поэтому нравится вам какая-то мелодия — поставьте ее наоборот, сделайте ее неузнаваемой. Наша музыка вообще взята из анналов истории, перезаписана тысячу раз, и пока к нам, к счастью, никто не пришел».

Роман Струков — продюсер и ведущий подкаста «Животные в студии» — предлагает варианты использования музыки в подкастах:

1. Библиотека YouTube. «Там есть отдельный раздел „вы можете использовать на YouTube, но с указанием авторства“ и всего этого прочего. Это уже опасная история, потому что за его пределами есть вероятность, что тебя могут заблокировать. Поэтому я выбрал на YouTube раздел, который не требует никаких указаний данных, это просто музыка. Ты можешь делать все, что угодно — это аналог Public domain160. Есть royalty-free музыка, которую ты можешь купить и не платить никаких отчислений за использование. Хотя там есть свои подводные камни: нужно каждую лицензию royalty-free смотреть отдельно, это тоже не очень просто. Но Public domain — это именно музыка, с которой можно делать что угодно. Есть куча сайтов помимо YouTube, самый большой — Free Music Archive. Там миллионы треков, но надо понимать, что на тысячу треков хороших там будет три. На каждый трек есть своя лицензия, может быть написано „Creative Common“161. Ты заходишь, там требования: „указания авторства“ и ссылка „нельзя монетизировать“. То есть если в подкасте есть реклама, то это уже нарушение лицензии, потому что написано: „не для коммерческого использования“. Эти моменты нужно учитывать».

2. Покупка лицензии на трек. «Если есть деньги, можно зайти на PremiumBeat — royalty-free сайт, где ты официально покупаешь лицензию на трек в хорошем качестве. Они там действительно хорошие, при этом легко можно подобрать стиль, скорость, настроение — очень много разных вариантов. Средняя цена от 20 до 100 баксов за каждый трек, но они хорошие. К тому же там есть лицензия. Есть сайты, которые работают по подписке, но я с ними не работал. Я так понимаю, что, когда подписка заканчивается, могут возникнуть проблемы».

3. Покупать музыку. «Мне кажется, это самый нормальный вариант. Это может быть какая-то сбивка, два-три трека по 20, 30, 50 баксов. Мне кажется, это нормально — единовременно заплатить, а потом пользоваться и знать, что тебе не о чем беспокоиться. То есть ты не покупаешь права, ты не становишься владельцем композиции, но получаешь права на использование трека в подкастах, на YouTube. Сайтов очень много: они все хорошие, музыки очень много, можно найти на любой вкус».

ОГРАНИЧЕНИЯ И САМОЦЕНЗУРА

«Нет никакой дополнительной цензуры, кроме той, которая у нас в голове».

Андрей Коняев рассказывает про ценности и ограничения при записи подкаста: «У нас нет подобных принципов, в конечном итоге это просто должен быть интересный разговор. У нас нет никаких ограничений кроме Уголовного кодекса Российской Федерации. Иногда мы вырезаем совсем уж „неудачные“ шутки. У нас работает правило прямого эфира: если ты в чем-то сомневаешься, не говори этого. Надо говорить только о тех вещах, в которых ты разбираешься, и когда ты убежден в собственной правоте».

Владимир Бухаров — автор подкаста «Бухарог Лайв», один из основателей Stand-Up Club #1 — считает, что на определенные темы лучше все-таки не говорить: «Комику как будто можно на все темы говорить, а есть люди, которые выскажутся на какую-то тему, например, озвучат свою политическую позицию, и на них сразу накинутся. За год я понял, что тема политики очень коварная — надо либо бить только в политику, либо лучше ее вообще не трогать. Потому что всегда есть люди, которые очень сильно что-то в ней ненавидят. Что бы ты ни говорил, найдутся люди, которые это терпеть не могут».

А Роман Струков объясняет, по каким причинам они все же ввели стоп-лист для некоторых шуток и фраз в подкасте: «Наши шутки рубрике «Отбитые новости» изначально, я бы сказал, были за гранью дозволенного. Мне даже стыдно за наши первые выпуски.

Сейчас у нас есть стоп-лист — свод правил и тем, которые мы ни в коем случае не затрагиваем, а эти шутки даже никогда не упоминаем. Если вдруг они как-то проскальзывают в рамках выпуска, то я обязательно все это дело вырезаю. Стоп-листа мы ввели по нескольким причинам: во-первых, когда мы появились на сайте «Отвратительные мужики», там у нас была одна тема, про которую Петр Сальников (создатель «Отвратительных мужиков») сказал: «Можно выложить, людей побомбит, но все будет хорошо». Мы выложили, и на нас такое количество говна вылилось! Заходишь в комментарии к подкасту — там двести комментариев с угрозами. И тогда мы поняли, что уже вышли из ниши, когда твой подкаст набирает от четырех до шести тысяч прослушиваний, и нужно контролировать, что ты говоришь. Потому что, конечно, некоторые шутки могут казаться тебе смешными, но многих они могут оскорблять. И постепенно все дошло до того, что мы стали стараться очень завуалированно говорить о некоторых вещах. Формат остался прежним, просто о чем-то мы стараемся говорить не совсем в лоб. Иногда не получается, потому что все мы люди, а не роботы.

А второй момент, когда мы еще больше стали контролировать собственные мысли шутки и слова — после того как людей начали сажать за экстремизм ВКонтакте, за картинки в интернете, за шутки на религиозные темы. У нас к тому моменту уже появился стоп-лист, и я говорил моим соведущим: «Ребят, мы не шутим на тему религии, мы не шутим на тему афроамериканцев, и эти все темы не поднимаем, потому что они могут быть интерпретированы по-разному, особенно если люди вырывают их из контекста». И когда такие ситуации начали происходить, я решил на всякий случай проверить все предыдущие подкасты, которые были сохранены, мне пришлось переслушать все выпуски. После этого я понял, что мы еще больше увеличиваем стоп-лист, потому что я не хочу каждый раз вот так сидеть и сходить с ума. Я думаю, можно представить, что каждый выпуск у нас полтора-два часа, это все нужно переслушать, записать моменты, которые нужно исправить, а потом править уже в Cubase — такое себе развлечение. Я потратил очень много времени и, возможно, поседел из-за этого».

Роман высказывает свое мнение о самоцензуре:

«Петр Сальников даже говорил, что его прет от количества комментариев, ему самому нравились наши форматы и шутки. Я как-то к нему обращался, говорю: „Слушай, а может быть слишком жестко?“. Но когда люди реагировали не очень хорошо, он отвечал: „Да какая разница, если вам нравится, мне нравится“. Он приходил в комментарии, много писал в нашу защиту. Когда ты вещаешь на многотысячную аудиторию, которая сама к тебе пришла (это „теплые“ слушатели, а не какие-то мимо-проходилы), они готовы тебя принимать таким, какой ты есть, даже с какими-то заскоками. А когда ты переходишь в другой ранг, у тебя появляется много „холодных“ слушателей, которые включают подкаст неподготовленными и получают шутки, которые неподготовленному человеку могут показаться злыми и глупыми. Сейчас я уже даже без стоп-листа бы не пропустил многое из того, что мы говорили, у меня есть самоцензура. Я просто понял, что мы выходим в другой ранг: больше „холодных“ слушателей. А для того чтобы расти, всегда нужно ориентироваться на новых слушателей, чтобы они, когда включают подкаст, в первую минуту понимали что-то. Чтобы ты их не отпугивал, чтобы им было комфортно и понятно, что и зачем они слушают — такой у меня подход. Но при этом не забывайте про постоянных слушателей: им надо давать то, ради чего они тебя слушают. Должен быть баланс».

Дарья Черкудинова — ведущая подкаста «НОРМ» — говорит о фактчекинге: «У нас ненаучный подкаст, и у нас никогда не возникало необходимости фактчекинга. То есть, если я слышу, что гость начинает нести ересь, я просто вырежу этот кусок. Если гость является экспертом большим, чем я, зачем я буду его фактчекать? Но есть какие-то истории: у нас был выпуск про сталкеринг162, и там наш слушатель рассказывал, как его сталкерил кто-то из его бывших. Основной была история девушки, которая выиграла иск против России в ЕСПЧ163. Ее не нужно было фактчекать, там уже ЕСПЧ все фактчекнул за нас. Фабула дела и ее рассказы совпадали. Было еще две истории про мужчину и женщину, которые тоже подвергались сталкерингу, мы не стали их фактчекать, потому что это рассказанная человеком история, в которой не называется имя обидчика. То есть никто не может таким образом свести счеты или отомстить — почему бы ей не быть рассказанной».


Скачать книгу "«Меня слышно?»: как делать подкасты в России" - Светлана Цыпляева бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » «Меня слышно?»: как делать подкасты в России
Внимание