Дело кремлевских врачей: как готовилось убийство Сталина

Сигизмунд Миронин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга повествует о событиях, связанных с известным «Делом врачей-вредителей», главные герои — Сталин, Абакумов, Тимашук, Берия.

Книга добавлена:
18-03-2023, 08:39
0
375
94
Дело кремлевских врачей: как готовилось убийство Сталина
Содержание

Читать книгу "Дело кремлевских врачей: как готовилось убийство Сталина"



УЧЕБНИК ПО ПОЛИТЭКОНОМИИ

Так почему же, Сталин, будучи в добром здравии, отошел от текущих государственных дел, сохранив в своих руках всю полноту власти? Так, что же заставило Сталина отойти от дел? Ответ прост. Он работал над учебником по политэкономии. История эта долгая. Началось создание учебника ещё до войны. Но потом война сделала написание учебника менее актуальным. Только в 1950 г. Сталин возобновил эту работу. Начиная с 1948 г. Сталин взял под собственный контроль положение в советской науке, где пышным цветом расцвел монополизм. Сначала в августе 1948 г. была проведена сессия ВАСХНИЛ, где Сталин защитил советского Кулибина в области сельскохозяйственной науки Лысенко от нападок формальных генетиков. Затем ему пришлось бороться с монополией академика Орбели в области физиологии, в 1950 году Сталин написал работу «Марксизм и вопросы языкознания», где раскритиковал монопольное положение в языкознании идей академика Марра.

Отмечу, что по свидетельству Кремлева, лингвисты установили, что работа Сталина по языкознанию научно корректна, что грубых ошибок там нет, зато есть ряд самобытных мыслей, которые надо ещё осмыслить. В Интернете я также встречал высокие оценки данной работы Сталина. После этого Сталин сосредоточился на написании учебника по политэкономии. Но начал он думать об этом ещё в 1949 г. А толчок ускорению работ по созданию учебника политэкономии, думаю, дало «дело Госплана», когда наружу вылезло — что может сотворить с экономикой недобросовестный плановик или просто предатель. Вознесенского-то расстреляли, а проблема осталась.

Положение в этой области было серьезным. При наличии огромной армии ученых, обладающих высокими степенями, званиями и другими регалиями, советская экономическая наука оказалась без теории. Она специализировалась на критике чужих взглядов. Но как только дело доходило до изложения собственных взглядов, авторы не могли сказать чего-нибудь путного.

В 1936 году было принято решение о подготовке нового, единого учебника политической экономии, который целиком был бы построен на сталинской концепции этой науки. Варианты макета учебника были подготовлены в 1938 и 1939 гг., а затем в апреле и декабре 1940 г. В январе 1941 г. при участии Сталина в ЦК ВКП(б) состоялось обсуждение следующей версии макета учебника по политэкономии. К марту 1941 г. макет учебника был переделан, но до войны учебник издать не успели. В войну и во время восстановления народного хозяйства дело застопорилось.

В своих воспоминаниях Шепилов описывает разговор со Сталиным после заседания в 1949 г. Президиума ЦК под председательство Сталина (замечу, что тогда это было Политбюро — С.М.): «Сталин: — Вот Шепилов ставит вопрос, чтобы дать возможность нашим экономистам самим выпустить учебник политической экономии. Но дело это важное. Не только наше, государственное, но и международное. Поэтому без нас здесь не обойтись. Вы не против того, чтобы мы участвовали в этом деле? — улыбаясь, спросил Сталин. Я ответил, что я, конечно, не против этого. «Но ведь Вы очень заняты, товарищ Сталин, а учебник позарез нужен».

— Что значит занят? Для такого хорошего дела найдем время».

По поводу учебника по политэкономии Сталин говорил: «Нужен учебник, который мог бы служить настольной книгой революционной молодежи не только внутри страны, но и за рубежом. Сталин считал, что в учебнике всё было ювелирно отточено, взвешено каждое слово. Он говорил Шепилову: «А что сейчас? Вот я прочитал, что сделала группа Леонтьева. Сколько болтовни! Сколько чепухи всякой! То вдруг империалистов ругать начинают: вы такие-сякие; то вдруг всякие комсомольские штучки начинаются, агитка базарная. Учебник должен на сознание воздействовать, помогать законы общества познавать. А тут не поймешь, на что он воздействует — на желудок, что ли?»

В ноябре 1951 года состоялась Всесоюзная экономическая дискуссия в связи с разосланным проектом Учебника политической экономии. Дискуссия была организована в клубе ЦК. Был привлечен весь цвет общественных наук. Дискуссия проходила очень горячо и показывала большую заинтересованность всех научных работников — экономистов и не только экономистов, а также преподавателей в создании квалифицированного учебника. Однако, несмотря на привлечение лучших кадров, учебник не удовлетворил Сталина, и он решил сам изложить суть политэкономии социализма. С 10 августа до 22 декабря 1951 г. Сталин был в отпуске, где напряженно работал над учебником. Работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» состояла из 4 частей, датированных 1 февраля, 21 апреля, 22 мая и 28 сентября. 1952 г.

В своих воспоминаниях Шепилов описывает разговор со Сталиным (Сталин выдернул Шепилова из театра оперетты, куда тот пошел отдохнуть с женой, из контекста создается впечатление, что это было начало 1952 г.):

«По приглашению хозяина я сел в кресло у столика… «Ну, вот, — начал Сталин. — Вы когда-то ставили вопрос о том, чтобы продвинуть дело с учебником политической экономии. Вот теперь пришло время взяться за учебник по-настоящему. У нас это дело монополизировал Леонтьев и умертвил всё. (Член-корреспондент Академии Наук СССР М.А. Леонтьев подготовил несколько первоначальных набросков-проектов учебника, но они не были приняты Сталиным.) Ничего у него не получается. Надо тут всё по-другому организовать. Вот мы думаем вас ввести в авторский коллектив. Как вы к этому относитесь?»

Я поблагодарил за честь и доверие.

Сталин продолжал:

— А кого вы ещё рекомендуете в авторский коллектив?

Я не был подготовлен к этому вопросу, но, подумав немного, назвал фамилии двух наиболее квалифицированных профессоров-экономистов… В нашей ночной беседе Сталин затронул большой круг теоретических проблем. Он говорил о мануфактурном и машинном периоде в развитии капитализма, о заработной плате при капитализме и социализме, о первоначальном капиталистическом накоплении, о домонополистическом и монополистическом капитализме, о предмете политической экономии, о великих социальных утопистах, о теории прибавочной стоимости, о методе политической экономии и многих других достаточно сложных вещах.

Говорил он даже о трудных категориях политической экономии очень свободно и просто. Чувствовалось, что всё в его кладовых памяти улеглось давно и капитально. При анализе абстрактных категорий он опять-таки очень свободно и к месту делал исторические экскурсы в историю первобытного общества, Древней Греции и Рима, средних веков. Казалось бы, самые отвлеченные понятия он связывал с злободневными вопросами современности. Во всем чувствовался огромный опыт марксистского пропагандиста и публициста.

У меня сложилось твердое убеждение, что Сталин хорошо знает тексты классических работ Маркса и Ленина. Так, например, излагая свое понимание мануфактурного и машинного периодов в истории капитализма, Сталин подошел к книжной полке и достал первый том «Капитала» Маркса. Том был старенький, потрепанный и порядком замусоленный — видно было, что им много пользовались. Не заглядывая в оглавление и листая страницы, Сталин довольно быстро находил в разных главах «Капитала» те высказывания Маркса, которыми он хотел подтвердить свои мысли… Вот вам и вашим коллегам поручается написать учебник политической экономии. Это историческое дело. Без такого учебника мы не можем дальше двигаться вперед. Коммунизм не рождается, как Афродита, из пены морской. И на тарелке нам его не поднесут. Он строится нами самими на научной основе. Идея Маркса-Ленина о коммунизме должна быть материализована, превращена в явь. Каким образом? Через посредство труда на научной основе. Для этого наши люди должны знать экономическую теорию, экономические законы. Если они будут их знать, мы все задачи решим. Если не будут знать — мы погибнем. Никакого коммунизма у нас не получится.

А разве наши люди знают экономическую теорию? Ни черта они не знают. Старики знают — старые большевики. Мы «Капитал» штудировали. Ленина зубрили. Записывали, конспектировали. Нам в этом тюрьмы, ссылки помогли; хорошими учителями были. А молодые кадры? Они же Маркса и Ленина не знают. Они по шпаргалкам и цитатам учатся.

Вот ваш учебник надо так сделать, чтобы это не шпаргалка была, не цитатничество. Он должен хорошо разъяснять все экономические законы, все понятия, категории, которые есть в «Капитале», у Маркса и у Ленина».

Судя по подробному описанию Шепиловым этой беседы и прямым цитатам тех тезисов, которые он запомнил и записал, Сталин был серьезно занят проблемами теории экономики социализма.

Многие авторы относят данный разговор к февралю 1952 г. Действительно, Шепилов пишет: «Морозным февральским утром 1952 года мы, авторы учебника, снова направляемся в «изгнание». Теперь уже не в благословенные Горки-2. Нам отвели для работы в Подмосковье комнаты в доме отдыха ЦК партии «Нагорное».

Мне же кажется, что Шепилов объединил в один абзац два разговора. Последний разговор состоялся, скорее всего, в начале 1953 г., так как секретарем у Сталина уже был Чернуха (о не упоминает Шепилов), а не Поскрёбышев.

Кроме того, Шепилов отмечает интересный факт:

«Расхаживая по комнате, Сталин почти непрерывно курил свою трубку. Он подходил к столику, за которым я сидел, брал из коробки папиросу, ломал её в месте соединения мундштука с куркой и набивал табаком из гильзы свою трубку. К концу беседы он откуда-то достал толстую сигару, раскурил её, вставил в трубку, и комната наполнилась крепким никотинным ароматом.

Я улучил подходящую минуту и сказал:

— Товарищ Сталин, Вы так много курите, ведь Вам, наверное, нельзя этого?

Сталин:

— А вы невнимательны; я же не затягиваюсь; я просто так: пых-пых. Раньше затягивался, теперь не затягиваюсь».

(МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Из воспоминаний известно, что Сталин бросил курить в декабре 1952 г. Следовательно, разговор проходил после этого. А раз так, то это свидетельствует, что и в начале 1953 г. Сталин продолжал работать над учебником по политэкономии. Такое впечатление, что Сталин после XIX съезда вернулся на которое время к текущим делам, но в январе 1953 г. снова занялся учебником по политэкономии.)

По свидетельству Шепилова, в руководстве работой группы ученых (Л. Леонтьев, К. Островитянов, П. Юдин, Д. Шепилов) над учебником политэкономии в 1951–1952 годы Сталин проявил не только глубокое знание марксистской теории, но и нечто большее. Шепилов отмечал: «Общение со Сталиным на эти темы оставляло ощущение, что имеешь дело с человеком, который владеет темой лучше тебя».

Шепилов пишет: «21 апреля 1952 года мы получили «Письмо Сталина А.И. Ноткину». Затем последовали его теоретические работы «Об ошибках т. Ярошенко Л.Д.» и «Ответ товарищам Саниной А.В. и Венжеру В.Г.». Все эти работы, вместе с «Замечаниями…», составили затем его книгу «Экономические проблемы социализма в СССР». Само собой разумеется, что в своей авторской работе мы должны были теперь учесть эти новые работы Сталина».

За день-два до своей кончины Сталин сказал по телефону Д. Чеснокову: «Вы должны в ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Мы можем что-то напутать в хозяйстве. Но, так или иначе, мы выправим положение. Если мы напутаем в теории, то загубим всё дело. Без теории нам смерть, смерть, смерть!..»»


Скачать книгу "Дело кремлевских врачей: как готовилось убийство Сталина" - Сигизмунд Миронин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Дело кремлевских врачей: как готовилось убийство Сталина
Внимание