По следам тунгусской катастрофы

Н. Васильев

Аннотация: Проблема Тунгусского метеорита представляет собою одну волнующих научных загадок, споры вокруг которой не прекращаются на протяжении многих лет. Летом 1959 года в районе падения метеорита побывала экспедиция научных работников и студентов ряда городов Сибири, ставшая своей целью проверку предположения о ядерной природе Тунгусского взрыва. Описанию работы экспедиции и посвящена эта книга. В ней популярно изложена история изучения «Тунгусского дива», приводятся критический разбор существующих теорий и кратко освещают результаты собственных наблюдений. Значительную часть книги составляют путевые очерки, ближе знакомящие читателя с. природой одного из живописных краев нашей Родины.

18-10-2023, 16:56
По следам тунгусской катастрофы
Содержание

Читать книгу "По следам тунгусской катастрофы"

Тревожные версты

21 июля

Наши радужные прогнозы лопнули, как мыльный пузырь. В данный момент сидим у костра, рассматриваем карту и гадаем: где мы находимся?

К полудню мы вышли к отрогам хребта Вернадского. До обеда прошли на север еще километра четыре, а дальше началось какое-то наваждение. Если верить карте, тропа должна идти прямо на север и пересекать в районе, где мы находимся, Макикту. Вместо этого она круто повернула на северо-запад и повела нас куда-то в сторону. Сперва мы думали, что это небольшой, не обозначенный на карте путь в обход торфяников. Но прошел час, другой, третий, мы все идем и идем, а Макикты все нет, как нет. Еще в Ванаваре нас предупреждали, что где-то в этом районе от Куликовой тропы отходит дорога на факторию Муторай. Не свернули ли мы случайно в болоте с тропы?

Уже смеркалось, когда мы вышли к небольшой долинке, заросшей густым кустарником. «Ну, вот, это, наверное, и есть Макикта», — удовлетворенно сказал Виктор, когда у нас под ногами захлюпала вода. Сбросили рюкзаки, и Юра, ломая кусты, полез вперед на разведку искать русло речки. Ходил он минут двадцать. Когда он вернулся назад, мы сразу поняли по его виду, что никакой Макикты в долине нет.

Обсудив положение, пришли к невеселому выводу, что идти дальше с грузом бессмысленно. Порешили на том, что завтра утром перетащим груз в то место на тропе, которое достоверно совпадает с картой, оставим там рюкзаки, а сами пойдем назад, на Чамбу, заберем Леню и Руфу, перетащим всю кладь в промежуточный лагерь и оттуда начнем разведку в поисках правильного пути.

22 июля

Снова на Чамбе. Весь день шли назад по тропе, приглядываясь внимательно к малейшей развилке, к каждому свертку.

Юра Кандыба, кажется, чуть не налетел сегодня на охотничье приключение, которое могло кончиться печально. Отправляясь на очередную рекогносцировку, мы отошли друг от друга так, что перестали слышать голоса. Когда, спустя час, мы встретились, Юра был встревожен. Отойдя от нас метров на пятьсот, он присел отдохнуть на берегу реки. Неожиданно в зарослях на противоположном берегу что-то затрещало. Юра решил, что это возвращаемся мы с Виктором. Треск повторился. Казалось, что сквозь кустарник пробирается кто-то большой и тяжелый. Юра окликнул нас, но ответа не получил. Тогда он забеспокоился всерьез, и было отчего: единственное ружье осталось у Виктора. Юра стал громко кричать и свистеть, в кустах близ реки что-то затрещало, зашумело, мелькнули неясные контуры какого-то крупного животного, и звуки стали удаляться. Вскоре все стихло. Мы так и не узнали, с кем пересеклась наша тропа, но ясно одно, что это был какой-то крупный зверь, может быть, лось, а может, и медведь. Во всяком случае, это лишний раз напомнило о том, что тайга есть тайга, и шутки с ней плохие.

В Чамбинский лагерь мы пришли поздно вечером. Леня и Руфа встретили нас радостными возгласами — Леня даже палил из ружья — полагая, что мы уже дошли до изб Кулика и успели вернуться обратно. Пришлось их разочаровать. Настроение у всех невеселое, но убитого по пути глухаря все же ели с большим аппетитом.