Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
358
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



УХОДИМ В ГОРЫ

Около пяти часов утра нас разбудил шум. Оказалось, что все уходят, а многие давно уже куда-то ушли. Виест и Голиан покинули гостиницу, не предупредив об этом никого из нас. Вокруг царила суматоха.

Около шести часов и мы покинули Доновалы и направились к Прашпвой. Неподалеку от гостиницы догорали два небольших самолета, которые принадлежали командованию армии.

Светало. Моросил по-осеннему холодный дождь. К нам стали присоединяться солдаты повстанческой армии, среди них и бойцы 2-й воздушно-десантной бригады. Колонна все увеличивалась и увеличивалась.

Часам к десяти утра пошел снег вперемешку с дождем. Видимость ухудшилась. Хотя это и мешало ориентировке, но все же в какой-то степени маскировало нас.

При переходе через Козий хребет мы неожиданно заметили группу людей, двигавшихся нам навстречу. Каково же было наше удивление, когда мы увидели переодетых в штатское генералов Виеста и Голиана. Виест опирался на суковатую палку. Я спросил:

— Куда вы направляетесь?

— Неподалеку, — показал рукой Виест на долину, — там у нас подготовлено надежное место в одном селе.

— Пойдемте с нами в горы.

— Тяжко ходить, — ответил Виест, — у меня болят ноги.

В тот момент мы еще не знали о приказе, отданном Виестом своей армии. Не знали и о том, что офицер связи маршала Конева майор И. И. Скрипка, который до этого находился с Виестом и Голианом, несколько часов уговаривал генералов во время привала на Козьем хребте уйти в горы к партизанам и там продолжать борьбу.

— Нет, пан майор, — отвечал Виест, — нам тяжко ходить по горам.

Не откликнулись руководители армии и на наше настойчивое предложение продолжать борьбу вместе. Мы попрощались.

Вскоре фигуры Виеста и Голиана и окружавшая их охрана, состоявшая, как выяснилось, из студентов, растворились в белесой мгле из дождя и снега.

В книге «Продолжайте в горах», которую вскоре после войны выпустил командир 2-й воздушно-десантной бригады полковник В. Пршикрыл, так описан переход на Прашиву: «Дорога через Козий хребет из-за тумана и дождя была непроходимой… Мы теряли людей, лошадей и провиант… Страшное сознание того, что смерть на фронте сменилась этим почти фантастическим театром уничтожения, конец которого не был виден, давило нас в этом утомительном походе… По пути встречали группы, которые шли нам навстречу без оружия: они направлялись в занятые немцами районы, чтобы сделать попытку раствориться среди местного населения. Около дороги валялись винтовки без затворов, а из кустов торчали стволы тяжелых и легких пулеметов… Многие группы потеряли связь с остальными, сбились с пути. Физическая усталость ни с чем не сравнима, а духовная сопротивляемость уменьшена до такой степени, от которой до безнадежности один только шаг».

Полковник Пршикрыл с частью своей бригады пришел на Прашиву на несколько часов раньше нас. Когда мы ввалились в штабную землянку Егорова, все обедали за большим дощатым столом, ели вареное мясо. Нас также усадили за стол. Оказалось, что вместе с Пршикрылом на Прашивой около 500 человек из его бригады. Люди все продолжали подходить. Одиночки, группы, целые подразделения, решившие продолжать борьбу в горах, а также отдельные партизанские отряды. Все это прибывало сюда, всех надо было разместить, накормить, привести в порядок.

Поздно вечером в одной из землянок собрались Карол Шмидке, Ян Шверма, Рудольф Сланский, Марек Чулен, Богумил Лаушман, Карол Бацилек, Иозеф Лиетавец и другие руководители Словацкого восстания — всего около 30 человек. От полковника Пршикрыла стало известно о последнем приказе генерала Виеста.

Это был странный приказ. С одной стороны, Виест вроде бы призывал войска к дальнейшему сопротивлению, а с другой — предлагал делать это «по возможности» и только тем, кто пожелает этого. Такая двойственность породила массу слухов и домыслов, так как во многие части этот приказ не попал да и появился он с большим опозданием. Большинство поняло приказ командующего армией как «разрешение» разойтись по домам. Так он и был воспринят в войсках, которые сразу же прекратили организованное сопротивление и стали действовать, как говорится, всяк на свой лад.

Виест приказ не подписал, а просто направил его в части для исполнения. И тут командующий армией оставлял для себя возможность избежать ответственности за развал армии, равный в той обстановке предательству.

Составляя приказ, Виест и Голиан могли бы посоветоваться с другими руководителями восстания. Ведь, как оказалось, когда мы ужинали в гостинице в Доновалах, приказ уже лежал в кармане мундира Виеста. Знай руководители восстания об этом, они бы непременно вмешались и не допустили передачи в войска преступного по своей сути распоряжения. Но Виест и Голиан не проронили ни слова ни в гостинице «Спорт», ни при встрече с нами на Козьем хребте.

Так и был оценен этот приказ на совещании руководящих деятелей восстания, решивших уйти в горы и разделить судьбу своего народа. Еще раз сошлюсь на свидетельство Г. Гусака в упоминавшейся ранее книге: «Мы все были огорчены этим поступком военного командования, он шел вразрез с нашей договоренностью с Виестом. Даже сам факт, что Виест и Голиан потихоньку исчезли из Доновал вместе с ротой охраны, составленной из студентов, исчезли без единого слова, без договоренности с ведущими политическими деятелями, создавал впечатление, что военные руководители в этой трагической ситуации думали прежде всего о спасении собственной шкуры».

На заседании в землянке на Прашивой выступил Шмидке. Он говорил, что словацкий народ не прекратит борьбу, не сложит оружие. Словаки ненавидят захватчиков и предателей родины, своей борьбой они ускорят приход Красной Армии, которая поможет чехам и словакам обрести национальную независимость. Борьба предстоит суровая, но она закончится неизбежной победой народа.

— Не теряя времени, нужно создавать из разрозненных войск, населения, ушедшего в горы, партизанские отряды, переводя на методы партизанской борьбы все, что можно, — заявил Шмидке.

Он предложил назвать старые и вновь созданные партизанские силы Народно-освободительной армией и переименовать Главный штаб партизанского движения Словакии в Главный штаб партизанского движения Чехословакии. Шмидке предложил также назначить меня командующим партизанскими силами в Чехословакии. В соответствии с правом, предоставленным Словацким национальным советом его президиуму, а в чрезвычайных обстоятельствах отдельным его членам — а именно такие обстоятельства сложились в конце октября в восставшей Словакии, — я с согласия и одобрения также руководителей Компартии Чехословакии и Словакии, оказавшихся на Прашивой, был назначен на этот пост. Думаю, что такое назначение было выражением исключительного доверия словацких товарищей, коммунистов к Советскому Союзу, советским коммунистам, тем советским людям, что оказались в Чехословакии в трудный для страны час и разделили вместе с чехословацким народом его судьбу.

На совещании было решено превратить 2-ю воздушно-десантную бригаду в партизанскую часть. Поступило предложение назначить комиссаром к полковнику В. Пршикрылу советского капитана М. Глидера, который пришел на Прашиву с бригадой, имел опыт партизанской борьбы на территории СССР.

На этом совещание закончилось.

Был поздний час. Все стали располагаться на отдых, когда в землянке появился полковник Пршикрыл и доложил, что с новым командующим хочет встретиться представитель англо-американской миссии, оказавшейся в горах вместе с остатками бригады.

Это был майор американской армии Стукер, представившийся как глава англо-американской миссии, состоявшей из 36 офицеров американской и английской армий. Как я узнал позже, Стукер был летчиком, сбитым над Чехословакией и волею судеб оказавшийся вместе со своими согражданами на Прашивой. На самом деле не было единой миссии, а были отдельно американская и английская военные миссии, которые возглавляли соответственно капитан армии США Грин и майор армии Великобритании Сегмер. Однако по каким-то причинам Грин и Сегмер пожелали остаться в тени.

Стукер был в кожаном пальто, на голове его крепко сидела форменная фуражка с высокой тульей. Ботинки на толстой подошве, зашнурованные по щиколотку, безошибочно свидетельствовали о принадлежности Стукера к одной из наших западных союзных армий. Американскому майору было не более сорока, возможно, мы были с ним одногодки. Однако не в пример мне он отличался высоким ростом. Я предложил гостю сесть.

Шверма, знавший английский, перевел:

— Американец спрашивает, можете ли вы говорить по-английски?

— Скажите, что я могу говорить по-турецки.

Майор недоверчиво посмотрел на меня:

— Русский полковник шутит…

— Разве сейчас время шутить? Я действительно изучал в военной академии турецкий язык и мог бы на нем объясниться.

Но американец не знал турецкого. Тогда мы стали говорить через переводчика, которым выступал в основном Шверма.

В землянке топилось несколько печек. На столе стоял фонарь «летучая мышь» и свечи. Было тепло. Стукер расстегнул пальто.

— Так какие будут вопросы? — обратился я к нему.

Стукер пояснил, что на Прашиву пришла вся англо-американская военная миссия, направленная в Словакию после начала восстания правительствами своих стран и находившаяся все это время при штабе повстанческой армии. Цель миссии — поддерживать связь с союзным СССР военным командованием США и Великобритании. До ухода в горы все было в порядке. А теперь в силу сложившихся обстоятельств миссия не имеет радиостанции. Поэтому он просит выделить радиостанцию, шифр у них сохранился.

— Такой возможности не имеем, — ответил я, — если — есть необходимость, мы сообщим о вас в Москву, о всех ваших просьбах, как только развернем свою рацию.

— Нет, — американец покачал головой, — сообщать пока ничего не надо. Мы бы предпочли работать на рации сами.

Пришлось повторить, что такой возможности у нас действительно нет. Каждая рация на счету. Если в будущем они появятся, поможем.

Майор кивнул головой.

— А где ваш автомат? — спросил я.

— Автоматов у нас нет, — отозвался Стукер, — наша миссия не предназначена для открытого боя. У нас совсем другая задача. Мы имеем только пистолеты.

— А если понадобится применить оружие, как вы будете воевать без автоматов?

— Я имею указание от наших правительств не ввязываться в войну, а сделать все возможное, чтобы сохранить жизнь членам военной миссии. Мы прибыли сюда не воевать, а советовать, консультировать.

— Самое лучшее, что сейчас можно сделать для сохранения вашей миссии, это воевать вместе с нами, — заметил я.

Но американец покачал головой:

— Мы не имеем на это указаний.

— Ну и что вы намерены делать дальше?

— Мы хотим быть при партизанах, если вы позволите. Мне нужно сохранить жизнь моих коллег.

Я повернулся к Пршикрылу.

— Миссия находится при вас. Пусть она при вас и останется. Американский майор ушел.

Весь день 29 и 30 октября мы приводили в порядок 2-ю воздушно-десантную бригаду.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание