Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
358
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



ПРОВАЛ КАРАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ

В апреле 1942 года партизанские силы, базировавшиеся на освобожденной советской территории, снова совершили ряд дерзких налетов на вражеские гарнизоны. В ночь на 5 апреля были разгромлены гарнизоны противника в деревнях Большая и Малая Зуевка, уничтожено 265 фашистов, взорван склад с боеприпасами. Результатом нападения на гарнизон в деревне Большой Клинец стало уничтожение еще 200 фашистов и ликвидация складов с горючим и боеприпасами. При налете партизан на деревню Кипино гитлеровцы только убитыми потеряли 245 солдат и офицеров. Было также уничтожено несколько танков и складов с военными запасами.

С наступлением теплых дней партизаны стали широко применять так называемую подвижную оборону, заманивая врага в огневые «мешки». Таким путем было уничтожено немало гитлеровцев, ввязавшихся в бои с партизанами или пытавшихся преследовать их. Вместе с тем далеко за пределы края — к Пскову, Острову, Пушкинским Горам и даже в Эстонию и Латвию — посылались партизаны для действий на глубоких коммуникациях врага. Противник по-прежнему не мог полностью использовать важные для него дороги между Холмом и Старой Руссой, Чихачево — Дно — Болот и Старой Руссой, Великими Луками — Новосокольниками и Дно. Под систематическим воздействием находились железная и шоссейная дороги между Псковом и Дно, Старой Руссой и Лычково. Тут постоянно происходили крушения воинских эшелонов, совершались налеты на автомобильный и гужевой транспорт врага.

Весной 1942 года фашистское командование попыталось деблокировать окруженные под Демянском войска. Вместе с частями Красной Армии этой попытке противодействовали и партизаны. Они нанесли ряд ударов по врагу. Это вынудило гитлеровское командование выделить специальный полк, с которым партизанские отряды вели непрерывные бои.

Постоянно возраставшая активность партизан в тылу армий «Север» все больше беспокоила оккупантов. Усиливавшиеся партизанские действия продолжали серьезно нарушать работу вражеского тыла, деморализовывать подразделения противника, подвергавшиеся нападению партизан. Гитлеровская ставка требовала от командования 16-й армии ликвидировать партизан в районе Демянска, используя для этого все возможности.

С конца апреля 1942 года от Васильева и Орлова стали поступать радиодонесения о том, что противник подтягивает к границам Партизанского края как специальные части и подразделения СС, так и полевые войска, снятые с фронта. Значительно усиливались находившиеся поблизости фашистские гарнизоны. Сюда прибывали военная техника, автомашины с боеприпасами и горючим. Это, а также данные разведки подтверждали намерение гитлеровского командования организовать против партизан, активно действовавших в районе Демянска, крупную карательную экспедицию.

Понимая это, Ленинградский обком ВКП(б), Военный совет фронта стремились всячески укрепить партизанские силы в этом районе. Ленинградский обком партии и Военный совет одобрили переброску в Партизанский край еще трех бригад, общая численность которых составляла свыше 1300 человек. По решению ЦК Компартии Латвии в Партизанский край ушли также отряды, организованные из партийно-советского актива Латвийской ССР и воинов-добровольцев латышской стрелковой дивизии, закаленных в боях под Москвой и Старой Руссой. Эти отряды, насчитывавшие в общем 230 человек, были объединены в полк «За Советскую Латвию».

Таким образом, к началу мая 1942 года вместе со 2-й бригадой партизанские формирования, базировавшиеся в крае и входившие в наше оперативное подчинение, составили почти 4 тысячи хорошо вооруженных и обученных бойцов.

Пользуясь разрывами в линии фронта, мы направили в эти дни в Партизанский край несколько колонн автомашин с боеприпасами и взрывчаткой. Несмотря на то что враг не мог помешать нам, дело это оказалось непростым. Особенно трудной была переправа через реку. Лед уже отошел от берегов метров на шесть. Пришлось разгружать машины, перетаскивать десятки тонн боеприпасов, взрывчатки сначала по мосткам на лед, потом на другой берег… Партизаны с помощью местных жителей работали без отдыха несколько дней и ночей.

В то же время принимались все меры для укрепления обороны Партизанского края, особенно на вероятных направлениях вторжения врага. Условия местности благоприятствовали этому. По-степенно на границах края была создана линия обороны с огневыми точками, блиндажами, ходами сообщений. Партизаны все больше и больше закапывались в землю.

Однако и противник продолжал усиливать свои войска. Васильев докладывал, что обстановка обостряется. Крупная карательная экспедиция может начаться со дня на день.

В первых числах мая я оказался у Ватутина.

— Есть какие-либо осложнения со снабжением партизан? — спросил он.

— Нет, — отозвался я, — переброска за линию фронта оружия, боеприпасов и всего необходимого идет неплохо. В летные ночи мы используем и авиацию. А вот обстановка вокруг нашего края обостряется. По сообщениям Васильева, у врага серьезные намерения, осуществлять которые он, видимо, начнет в ближайшее время.

— Есть какие-либо предложения?

— Разрешите вылететь к Васильеву.

— Думаете, дело так серьезно?

— Сейчас мы разрабатываем планы дальнейшей активизации партизанской борьбы в полосе фронта, думаем через некоторое время усилить удары по глубоким тылам противника. Партизанский край — основное место базирования наших партизанских сил. Нельзя допустить его ликвидации.

— Ну что ж, — сказал Ватутин, подойдя к карте, на которой красным карандашом была нанесена граница свободной советской территории по ту сторону линии фронта, — пожалуй, вам и в самом деле нужно быть там.

В ночь на 8 мая вместе с уполномоченным Ленинградского штаба партизанского движения В. П. Гординым, который в начале 1942 года прибыл в Валдай вместо А. Н. Шинкарева, мы вылетели в тыл врага.

На небольшой полянке в центре Партизанского края, куда приземлились наши самолеты, нас встретили Васильев и Орлов. Сразу поехали в штаб бригады, по-прежнему находившийся в Глотово, и почти до рассвета знакомились с обстановкой.

— Отдельными ударами враг стремился прощупать нашу оборону, — рассказывал Васильев. — Эти атаки успешно отражаются. Мы не только обороняемся, но и совершаем внезапные вылазки против войск, прибывших на границу края. 1 мая совершен налет па вражеский гарнизон в деревне Корольково. Уничтожено около 100 гитлеровцев, взорвано железнодорожное полотно, сожжен укрепленный пункт. 4 мая разгромлены гарнизоны сразу в четырех деревнях — Дорошкино, Заполье, Рыси и Дегтярево. По уточненным данным, противник потерял более 400 солдат и офицеров убитыми и ранеными. Как видите, мы не ждем, когда каратели обрушатся на нас всеми силами, треплем их понемногу.

— Правда, и нас фашисты не оставляют в покое, — заметил Орлов. — За последнее время они усилили воздушные налеты. Непрерывными бомбежками противник стремится ослабить оборону края, подавить волю партизан и населения к сопротивлению. Зачастую фашистские летчики бомбят и обстреливают все, что попадается им на глаза. Почти на все деревни края сброшены зажигательные бомбы. Во многих случаях села бомбят по два и три раза.

В налете на небольшую деревушку Городовик участвовало 27 самолетов. Пытаемся отбиваться от фашистских стервятников, устраиваем пулеметные засады. Уже сбили пять самолетов.

— На каких направлениях враг сосредоточивает главные силы?

— Таких направлений три, — пояснил Васильев. — С запада — со стороны Дедовичей, с севера — от Тюриково и с юга — от Чихачево. По сведениям, поступившим в штаб бригады из разных источников, в том числе от подпольщиков, которые передают нам сведения из всех населенных пунктов вокруг края, общий замысел карательной экспедиции состоит в расчленении партизанских сил и их уничтожении по частям.

— Каково состояние бригад и отрядов?

— Все бригады и отряды приведены в полную боевую готовность, а многие из них, как я уже говорил, действуют, не дожидаясь, пока противник перейдет в наступление.

— Не застигнет ли это наступление нас врасплох, как это было в декабре 1941 года?

— Нет, — уверенно отозвался Васильев. — Теперь не те времена, да и мы уже не те. Тем более, что все только и ждут, когда начнут фашисты. Планы их раскрыты.

Наутро Васильев, Головай, Гордин и я верхом на лошадях объехали несколько отрядов 1, 2, 4 и 5-й бригад, занимавших оборону на наиболее вероятных направлениях действий противника. Партизаны и в самом деле окопались на границах края, как полевые войска. Но еще более важной была готовность командиров вести маневренные бои. На всех дорогах были устроены завалы, подходы к ним заминированы, вблизи них находились партизанские засады.

Поражала огромная работа, проведенная Васильевым и Орловым вместе с командирами других бригад и председателями оргтроек для отражения наступления противника. К нему были готовы как партизаны, так и население края. Специальные команды в деревнях тушили «зажигалки». Были выделены люди и. подводы для подброски боеприпасов к партизанским позициям. В готовности к отражению атак карателей находились группы самообороны.

В штаб бригады мы вернулись 10 мая. К этому времени стало известно, что карательная экспедиция должна выступить с часу на час. И действительно, 11 мая наступление противника началось. Наиболее интенсивные действия при поддержке танков и авиации враг развернул на западных границах края со стороны Дедовичей. Главный удар пришелся по деревне Большое Заполье — важному опорному пункту партизан. Ожесточенные бои, доходившие до рукопашных схваток, продолжались здесь несколько дней. Карателям удалось поначалу потеснить партизан, но затем положение было восстановлено.

Все эти дни мы поддерживали постоянную радиосвязь со штабом фронта. На помощь партизанам была брошена бомбардировочная эскадрилья 3-го отдельного авиационного полка. Васильеву удалось даже переправить летчикам схему объектов, которые надлежало в первую очередь подвергнуть бомбардировке. «Прошу вас бомбить объекты, которые указаны на прилагаемой схеме, — писал комбриг. — Надо сбить с немца спесь».

Летчики хорошо помогли партизанам. Несмотря на плохую погоду, самолеты отыскали цели. Всего было сделано 85 боевых вылетов. По нашим данным, в результате было убито около 300 вражеских солдат и офицеров, уничтожено семь танков и бронемашин и одна зенитная установка. Одновременно самолеты доставили в край дополнительно около 20 тонн боеприпасов и вывезли десятки тяжелораненых бойцов.

Бои с карателями изобиловали примерами отваги и мужества, смекалки и военной партизанской хитрости. Они свидетельствовали о возросшем боевом мастерстве партизан, их командиров. Как оборонительные, так и наступательные операции тщательно продумывались, даже «проигрывались» заранее на местности. В полную меру использовался фактор внезапности, хорошо организовывалось взаимодействие между бригадами и отрядами. Важное значение имела оснащенность партизан автоматическим оружием, пулеметами, противотанковыми ружьями и противотанковыми гранатами, боеприпасами. В итоге при относительно небольших потерях партизаны наносили врагу значительный урон в живой силе и технике.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание