Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
359
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



ПОСЛЕДНИЕ УДАРЫ НА СОВЕТСКОЙ ЗЕМЛЕ

10 января 1944 года войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление, имея главной задачей разгромить противника на никопольском плацдарме и в районе Никополя. 12 января в Винницкой области в районе Майдан — Голянищенский приземлились первые 45 партизан из числа организаторских групп, которые возглавлял М. Р. Соболев. Близ города Кодыма Одесской области высадилась оперативная группа штаба во главе с майором И. С. Артюховым, на которую возлагалась задача координировать в интересах войск фронта боевую деятельность партизанских отрядов, находившихся, по нашим сведениям, в Одесской области и не имевших связи с Большой землей. Убыли за линию фронта и другие организаторские и разведывательно-диверсионные группы.

Основная задача, которая ставилась всем группам, в приказе была сформулирована так: «Усилить помощь Красной Армии: нападать на гарнизоны противника, громить его тылы, разрушать коммуникации и связь, лишать возможности подтягивать резервы к переднему краю фронта, увозить материальные ценности, принадлежащие нашей Родине, награбленное оккупантами, мешать увозить наших пленных людей в глубь Германии. Бить врага всюду».

Все группы должны были активно собирать разведывательную информацию: устанавливать местонахождение важных военных объектов противника, уязвимые места в его обороне, расположение аэродромов и штабов. Особенно подробная информация требовалась штабу фронта о группировках противника в районах Кодыма— Вапнярка, Кодыма — Каменка, Кодыма — Балта и других местах, прилегавших к реке Днестр. Партизанам предстояло установить тесную связь с партийными и другими подпольными организациями в этих районах, действовать с ними в тесном контакте, опираясь на широкую помощь населения. Мы рассчитывали, что Британский лес, находившийся на стыке Винницкой и Одесской областей и Молдавии, куда в основном шло десантирование организаторских групп, станет таким же надежным пристанищем для наших партизан, как в свое время Ирдынский лесной массив.

Нелегко пришлось нашим посланцам на первых порах. Стояла зима. На всех дорогах и лесных просеках лежал глубокий снег. Не затихал ветер, надувая сыпучие сугробы. Только в глубине Бритавского леса, где поначалу расположились наши парашютисты, было чуть потише. Партизаны жили под открытым небом. Особенно трудно приходилось радисткам, они часами просиживали у радиостанций, отстукивая «точки» и «тире» коченеющими от холода пальцами.

Как могли, партизаны преодолевали эти невзгоды. Из парашютов соорудили шалаши, надежно присыпав их снегом, расчистили площадки для приема новых людей и грузов, соорудили снежные валы с амбразурами и укрытия от морозного ветра. Были организованы круговое наблюдение и оборона.

Все же остальное очень походило на то, с чем доводилось уже сталкиваться нашим организаторским и разведывательно-диверсионным группам на украинской земле. Население беззаветно поддерживало партизан. Уже через несколько дней после высадки от командиров групп стали поступать запросы на вооружение и боеприпасы для создаваемых партизанских отрядов. Н. К. Романов радировал на второй день после высадки: «Прошу вооружение на 180 человек».

Буквально с первых часов после приземления партизанам удалось установить связь с лесниками и жителями ближайших деревень. В селе Бритавка сразу организовалась подпольная группа, в которую первоначально вошли 15 местных жителей. Возглавил ее колхозник А. А. Кирилко. Затем еще 60 человек выразили желание вступить в вооруженную борьбу с захватчиками. Кроме того, оказалось, что в Бритавке и многих других селах прятались люди из различных районов, уклоняясь от угона в Германию. Кое-кто скрывался прямо в лесах. Все они с большой охотой вливались в партизанские отряды.

Подпольные группы были созданы также в селе Пирожном из 30 человек во главе с М. У. Шепитко, в селе Старые Луги под руководством учительницы Н. С. Назарук, на железнодорожной станции Кодыма из 40 человек под руководством М. Н. Бурдейного и А. А. Кучеры и в других местах. На станции Кодыма, кроме того, уже действовала подпольная организация, возникшая еще в мае 1942 года. Руководил ею К. А. Петрик. Роль этих подпольных групп была очень велика. Они помогали партизанам в расширении связей с населением, обеспечивали отряды продовольствием, за их счет партизанские силы пополнялись резервами. Через подпольные группы была создана широчайшая сеть партизанских разведчиков в населенных пунктах. Они же подбирали людей для распространения советских листовок, помогали населению срывать вражеские мероприятия.

Обширная разведывательная информация стекалась отовсюду. В Каменке, например, жили родственники и знакомые подпольщиков станции Кодыма, частенько приезжавшие к ним в гости. Партизаны получали сведения о румынских и немецких частях в окрестностях села Каменки. В Кодыме появлялись рыбаки, торговавшие днестровской рыбой. От них поступала ценная информация о расположении частей врага в портах и других населенных пунктах по реке Днестр, а также об имевшихся там оборонительных сооружениях противника. Возвращаясь домой, рыбаки увозили с собой листовки, сообщения Совинформбюро. Не раз партизанским отрядам удавалось высылать конную разведку к Днестру и в другие места для уточнения особо важных разведывательных данных.

В начале марта 1944 года войска 3-го Украинского фронта возобновили наступление на николаевско-одесском направлении. Военный совет фронта потребовал от партизанских сил усиления ударов по врагу, а также расширения притока развединформации о передвижении отступающих частей и соединений противника, маневре его резервов в глубине. К этому времени в тылу группы армий «А», в основном в тылу 6-й немецкой армии, противостоявшей войскам нашего фронта, действовало около 20 организаторских, разведывательных и разведывательно-диверсионных групп, превратившихся к этому времени, благодаря огромному притоку добровольцев, в мощные отряды и соединения.

Население настолько активно помогало партизанам, что из местных жителей были созданы так называемые «группы маршрутчиков», которые направляли немецкие и румынские части по ложному пути, внося неразбериху в передвижение вражеских войск. Партизаны учли то, что немецкое и румынское командование пользовалось военными картами, выпущенными задолго до войны. На них, естественно, не были указаны многие населенные пункты и дороги. Гитлеровцы вынуждены были в ряде случаев обращаться к местным жителям, выясняя путь движения. «Маршрутчики» сбивали врага с толку. Координируя действия «групп маршрутчпков», штабы партизанских отрядов и соединений усиливали их эффективность.

Обширная разведывательная информация о передвижении немецких и румынских войск между Южным Бугом и Днестром, передаваемая партизанскими силами в штаб, не раз получала высокую оценку Военного совета. Однажды мне позвонил Р. Я. Малиновский и поблагодарил за сведения о 1-й немецкой танковой армии, части которой сосредоточивались у сел Осиевка и Гайворон и были замечены партизанами. Столь же ценными оказались выводы, содержавшиеся в наших разведсводках, о том, что противник стремится во что бы то ни стало удержаться на берегах Южного Буга. Так как своих сил у немцев уже не хватало, туда перебрасывались подкрепления союзников гитлеровцев. Важными оказались сведения, касавшиеся взаимоотношений немецких и румынских войск. Эти отношения значительно ухудшились. Все чаще и чаще между солдатами Антонеску и Гитлера по разным поводам происходили стычки.

Подобно никопольской, в этот период хорошо действовала наша вторая специальная разведгруппа, которую также возглавила женщина, отважная партизанская разведчица Мария Головатая. Она не раз переходила линию фронта, в числе первых разведчиков прошла через оборону фашистов еще весной 1943 года на Северском Донце, выполняя задание одной из наших опергрупп. Вместе с Марией Головатой за линию фронта была выброшена ее сестра Анастасия. Партизанские разведчики обосновались в городах Ямполь и Сороки. Разведывательная информация, переданная группой М. М. Головатой, оказала большую помощь штабу фронта в организации маневра силами и средствами в ходе наступления наших войск. При приближении линии фронта группа М. М. Головатой соединилась с партизанским отрядом, действовавшим в этом районе. В одном из боев при стычке с отступавшими немецкими подразделениями за пулеметом смертью героя погибла Анастасия Головатая, которую партизаны называли Анной.

Случилось так, что, когда были отбиты все атаки врага и партизаны собрались в лесу и разожгли костер, раздался неожиданный стон, а затем крик младенца. Это Марфа, жена партизана Терентия Петрика, родила дочь. Роды принял отрядный врач Каркашадзе. Появление на свет нового советского человека в столь необычной обстановке взволновало всех и как бы сгладило горечь утрат. Бойцы отряда единодушно назвали родившуюся девочку Анной— в честь геройски павшей в бою Анны Головатой.

28 марта 1944 года войска 3-го Украинского фронта освободили город Николаев. Штаб партизанского движения переместился в село Терновка близ Николаева. Сюда в первые дни апреля прибыл заместитель начальника штаба партизанского движения при Военном совете 4-го Украинского фронта подполковник П. А. Метелев с документами своего штаба. По приказу Т. А. Строкача партизанские силы, входившие в оперативное подчинение этого штаба в связи с переброской войск 4-го Украинского фронта на новое направление, передавались нашему штабу. Это были партизанские отряды имени Сталина, Калинина, Жданова, Дзержинского, Чапаева, Котовского, «Журналист», «Истребитель», «Буревестник», «За Днепр», «За Советскую Молдавию» и т. д., которыми командовали В. Д. Авдеев, С. Ф. Родионов, Д. Б. Мурзин, П. Н. Морозов, Е. И. Петров, Ф. Г. Мысин, С. Д. Автеньев, М. В. Смилевский, С. Г. Витютнев, И. А. Кухаренко, И. Ф. Чечеткин, А. А. Варфоломеев и другие. С учетом этой «прибавки» партизанские силы, военное руководство которыми осуществлял наш штаб, превысили 15 тысяч человек.

Передавая отряды, Петр Андреевич Метелев дал подробную характеристику каждому командиру и комиссару, рассказал о боевых делах партизан, местах дислокации штабов.

— Партизанский отряд имени Сталина действует непосредственно в Одессе, — заметил Метелев. — Возник он на базе местных подпольных организаций и партизанских отрядов. Чтобы объединить их и поднять в городе восстание накануне прихода наших войск, мы в начале 1944 года направили в Одессу организаторскую группу во главе с опытным подпольщиком, коммунистом Василием Дмитриевичем Авдеевым — его подпольное имя Черноморский. Он прекрасно действовал в Ростове и Донецке, успешно началась его работа и в Одессе. Но не так давно поступили сведения, что Авдеев погиб. Командование одесскими партизанами принял заместитель Авдеева Д. С. Гавшин.

Высокую оценку дал П. А. Метелев и многим другим командирам, в частности командиру отряда «Буревестник» Ивану Афанасьевичу Кухаренко, под руководством которого партизаны действовали особенно активно и в свое время во взаимодействии с соседними партизанскими отрядами буквально парализовали сообщение на железной и шоссейной дорогах в районе Вознесенск — Первомайск — Гайворон — Бершадь — Балта— Любашевка.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание