Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Подполье насторожилось, оно ждет. Все новые и новые сообщения. Незнакомые солдаты спокойно ходят по улицам города над катакомбами. У солдат сытый вид, на их лицах не видно утомления, офицеры, не лишенные элегантности, спокойно расхаживают в своих мундирах, напоминающих французские. Одесса знает немцев, румын, итальянцев, венгров, хорватов, но таких солдат еще не видала.

Подземелье прощупывает эту воинскую часть. Случайно подслушанный разговор, брошенное вскользь замечание, косой взгляд на немца, ломоть хлеба, протянутый ребенку, сходный язык — все это вызывает интерес. Первые сведения приходят с фабрики. Молодые работницы заводят знакомство с солдатами. В результате сообщение:

«26. Х. 1943 г. на одесскую джутовую фабрику пришла словацкая часть. Командир Павел Гайдучко. Симпатизирует нам. В. Пучков».

К сожалению, штаб не имеет связи с Большой землей и поэтому не знает, что значит «словацкая часть». Иначе в штабе стало бы известно, что именно в тот день, когда прибыли словаки, их бывшая дивизия, насчитывавшая две тысячи шестьсот солдат и офицеров, перешла под Мелитополем на сторону Советской Армии. Вот почему партизанскому штабу приходится приложить максимум усилий, чтобы узнать то же самое, но уже от самих словаков. Они узнают также, что часть, которая находится в Одессе, — сто восемьдесят человек — является техническим тылом этой дивизии. В условиях прифронтовой неразберихи они передвигались с конца сентября из Днепропетровска и Знаменки через Кривой Рог, Херсон и Николаев и попали в Одессу. Если это соответствует действительности, то впервые в истории подпольной борьбы рождается заманчивая идея — использовать вражескую часть в своих целях.

Подполье расставляет невидимые сети. Следит за каждым шагом словацких солдат. Сотни глаз проверяют их. Действительно ли они такие, как утверждают и какими кажутся? Или это ловушка, которая раз и навсегда покончит с катакомбами? Как узнать, кто агент, кто предатель, кто шпион, провокатор, а кто друг? В этом партизанам помогают сами словаки. В ресторане «Европа» они поют «Широка страна моя родная», а немцев, пытавшихся протестовать, выкидывают на мороз; со стены срывают портрет фюрера и зал ресторана разносят в щепы.

Слишком непосредственно, слишком по-славянски открыто, чтобы могло быть провокацией.

И когда на другом конце города словаки, конвоировавшие двух партизан, создают суматоху и дают им возможность бежать, партизанский штаб решает: «Связаться!».

Спустившись в катакомбы, Б. Хнеупек увидел на одной из стен старый словацкий герб — алые Татры, голубое небо и белый двойной крест, рядом — серп и молот и дату «1 апреля 1944» с подписью «Густ. Безак». Виднелся еще рисунок: словацкий солдат вешает Гитлера. И тут же — солдат в словацкой форме обливает девушку водой. Над картиной надпись: «С веселой пасхой». Были и другие рисунки и два календаря, сделанные углем на стене. Первый— русский, от августа 1941 года, то есть еще времен обороны Одессы, второй — словацкий, от 1944 года.

«Писать о доблести никогда не поздно, — заканчивает Б. Хнеупек свой очерк. — Тем более что большинство словаков попало на Восточный фронт лишь потому, что имело несчастье родиться в том году, который оказался тогда призывным… На Кавказе, Украине, в Белоруссии — всюду можно найти живых свидетелей исторического факта, когда словацкие солдаты занимали твердую антифашистскую позицию. С оружием в руках они отстояли свободу своей Родины…

Мы долго о них ничего не говорили, ничего не писали. Те, кто вместе с ними дрался с фашистами, по сей день помнят песни, которые они пели… и хранят об этих солдатах самые теплые воспоминания… Ведь словацкие солдаты поддержали Одессу в ее легендарной борьбе».

В партизанских отрядах Одессы находилось несколько сот словацких солдат и офицеров. Только с 8 марта по 3 апреля 1944 года в партизанский отряд Ильичевского района перешло 133 словацких солдата и офицера. При этом они передали отраду 3 трехтонные автомашины продуктов, 700 килограммов взрывчатых веществ, 14 тысяч патронов, 67 винтовок, 2 ротных миномета, 180 мин, 237 гранат, 6 автоматов и шанцевый инструмент. Основную массу оружия, которым были вооружены партизанские отряды Ворошиловского, Центрального и других районов Одессы, доставили словаки.

— Машинами и подводами возили словаки оружие, боеприпасы и продовольствие для партизанских отрядов. Поэтому мы не ощущали острой нехватки боеприпасов и продуктов, — рассказывал после войны командир партизанского отряда С. Костенко.

Одной из боевых групп, состоявшей из словацких солдат, командовал сержант Штефан Счастливый. Командир партизанского отряда К. Глаголев так оценивал ее деятельность:

— Словацкая группа показала себя как боевая единица, успешно выполнявшая все задания. Группа уничтожила несколько немецких патрулей, захватила важные документы.

В книге «Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза» говорится: «Командование фашистского гарнизона в Одессе, будучи бессильным предотвратить массовое бегство к партизанам словацких солдат, издало приказ о немедленном расстреле любого словака, задержанного в городе. Это не помогло им. В одесские партизанские отряды и подпольные группы перешло 300 словаков. Они активно включились в борьбу против фашистских захватчиков».

Так, боевая группа Имриха Ваньо в конце марта захватила в плен несколько десятков гитлеровских солдат. Переодевшись в их форму, антифашисты беспрепятственно проникали на военные склады и вывозили оттуда необходимые партизанам продовольствие и вооружение. В этих операциях особенно отличились поручик Вавро Кубат, подпоручик Грегор Стегура, солдаты Басил Лысы, Иозеф Калман и другие. Партизанская пресса писала о героическом поступке, который совершил в те дни словацкий солдат Лаучик Владимир. Будучи связным между двумя группами партизан, он попал в западню. Однако Лаучик не растерялся: ручными гранатами отбился от фашистов, которые пытались его задержать, и своевременно доставил ценные сведения в условленное место. В начале апреля, когда советские войска развернули бои за Одессу, словацкие боевые группы приняли участие в уличных боях. На захваченных у врага автомашинах они быстро приезжали в те районы города, которым угрожало разрушение от рук фашистских минеров и факельщиков, и вместе со своими советскими товарищами препятствовали разрушению города, отрезали гитлеровцам пути отхода. Особенно отличились в боях за освобождение Одессы боевые группы под командованием Яна Радича, Кароля Пагача, Имриха Ваньо, Михала Кончити. Отвагу и мужество в борьбе с фашистами проявили Ян Крошлак, Владимир Лаучик, Ян Павлик и многие другие.

В героических действиях словацких антифашистов нашли свое выражение чувства словацких солдат. «Мы, словацкие партизаны, — писал в своем отчете 9 мая 1944 года Имрих Ваньо, — хотим отомстить немецко-фашистским захватчикам за их злодеяния и издевательства над славянскими народами…»

В день массового вооруженного выступления всех партизанских отрядов и подпольных организаций Одессы — 9 апреля 1944 года — словацкие воины, захватив ряд важных опорных пунктов, вместе с советскими партизанами били гитлеровцев, внося в их ряды панику. Они активно участвовали в уличных боях. Солдат Лаучик уничтожил семь гитлеровцев и, будучи тяжело раненным, все же продолжал драться с фашистами. В зтих боях смертью храбрых погибли Йозеф Каменко, Ян Павлик и многие другие. С приходом в город Красной Армии словацкие солдаты и офицеры, помогавшие партизанам, обратились с просьбой к советскому командованию отправить их в чехословацкий корпус, сражавшийся на советско-германском фронте.

В преддверии летнего наступления Красной Армии штаб партизанского движения при Военном совете 3-го Украинского фронта подготовил к заброске в тыл врага новые организаторские и разведывательно-диверсионные группы. Их предстояло выбросить прежде всего на территорию Молдавской ССР, а также в Румынию. Это был новый театр действий наших партизанских сил, имевший свои специфические особенности.

В мае 1944 года о состоянии партизанской борьбы в полосе действий войск 3-го Украинского фронта я докладывал новому командующему фронтом генерал-полковнику Ф. И. Толбухину и начальнику штаба фронта генерал-лейтенанту С. С. Бирюзову. Всего несколько дней назад они прибыли к нам и теперь знакомились с состоянием войск и театром предстоящих действий. Услышав, что многие отряды расформированы и оставлено только самое необходимое, Толбухин заметил:

— Ну вот, теперь уже безусловно ясно, что война подходит к концу. Все эти годы мы только и говорили партизанам, чтобы они усиливали борьбу в тылу врага. Теперь мы отпускаем их по домам.

Бирюзов возразил:

— Без партизан, Федор Иванович, нам все же не обойтись.

— Да я и не говорю, что партизаны нам уже не нужны. Просто настали иные времена. Часть партизан уже может возвратиться к мирному труду.

В один из дней мы согласовали с С. С. Бирюзовым план выброски организаторских и разведывательно-диверсионных групп на территорию Молдавии и Румынии в тыл немецко-фашистской группы армий «Южная Украина», бывшей группы армий «А», командующим которой после снятия Клейста был назначен генерал Ф. Шернер.

Выброска организаторских партизанских групп в Румынию была осуществлена по просьбе ЦК Компартии Румынии. Летом 1944 года представители Коммунистических партий Чехословакии, Венгрии и Румынии обратились в ЦК КП (б) Украины с просьбой помочь им в организации партизанского движения в их странах.

Еще раньше такая помощь по решению ЦК ВКП(б) стала оказываться партизанам Польши. ЦК ВКП(б) и ГКО дали согласие на оказание помощи чехословацким, венгерским и румынским партизанам, возложив это на ЦК КП (б) Украины и Украинский штаб партизанского движения. УШПД создал специальные учебные центры по подготовке командного состава, подрывников, радистов и других партизанских специалистов из чехов, словаков, поляков, венгров и румын, которых направляли в учебные центры компартии соответствующих стран.

Часть выпускников этих школ особого назначения прибывала во фронтовые штабы партизанского движения. Несколько десятков румынских антифашистов оказались в штабе партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В начале июня 1944 года мы забросили первые группы и продолжали их засылку в тыл врага до конца июля. Удары партизанских сил, среди которых были и те, что входили в наше оперативное подчинение, крепли день ото дня. Проведя с 1 июня по 19 августа 1944 года, то есть до начала нового наступления советских войск, более 20 облав и карательных экспедиций против молдавских партизан, командование 6-й немецкой армии было вынуждено признать, что партизаны «продолжают оставаться господами положения».

Особенно успешно действовала в это время разведывательнодиверсионная группа под командованием Диряева, выброшенная в начале июля 1944 года в районе Гура-Галбеда, в 40 километрах южнее Кишинева. В группу входили два словацких воина из числа одесских партизан, пожелавших продолжить борьбу с фашистскими захватчиками в их тылу. Это были Крошлак и Лаучик.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание