Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
358
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



СОВЕТСКИЙ КРАЙ В ТЫЛУ АРМИЙ «СЕВЕР»

Все это время до конца августа 1941 года на фронте шли непрекращающиеся ожесточенные бои. Противнику удалось еще потеснить наши войска. Штаб фронта перебрался в Валдай. Здесь, в небольшом каменном домике, обосновался и наш отдел. Новгород оказался в руках врага. Однако это было одно из последних серьезных продвижений гитлеровцев на нашем участке. К началу сентября 1941 года линия фронта стабилизировалась на реке Луге. Планы гитлеровского командования с ходу захватить Ленинград были сорваны. Трещал по швам и весь блицкриг — попытка разбить Красную Армию и покорить СССР за несколько недель.

Постепенно нам удалось наладить «живую» связь с партизанскими силами через линию фронта, что позволило целенаправленно руководить действиями партизан, входивших к нам в оперативное подчинение. Связники шли из отрядов в бригады и, пользуясь явочными квартирами или тайниками — «почтовыми ящиками», доставляли донесения, развединформацию и пр. Затем связные из бригад и некоторых самостоятельных отрядов переходили линию фронта и приносили донесения в отдел или в ближайший войсковой штаб, откуда они пересылались нам.

Налаженная через линию фронта связь позволяла командованию, а также партийным органам не только управлять партизанскими силами, но и активно вести политическую работу среди партизан и населения, оказавшегося на оккупированной территории, быть в курсе событий и дел, происходивших в тылу немецко-фашистской армии.

Наибольших успехов в этот период добилась бригада, которой командовал Н. Г. Васильев. Она стала главной силой среди партизанских формирований, оказывавших непосредственную помощь войскам фронта. Развернув бои вначале в Белебелковском районе Ленинградской области, партизаны бригады затем расширили сферу своих действий и стали проводить операции в соседнем Дедовичском районе близ железных дорог Дновского узла, в Волотовском районе с охватом шоссейной дороги Чихачево — Старая Русса и в Ашевском районе, который входил в Калининскую область.

Бой за боем партизаны выбивали гитлеровцев из занятых ими деревень и сел. Не в силах противостоять этим все усиливавшимся ударам, фашисты перебирались в города или другие крупные населенные пункты под защиту более сильных гарнизонов. В освобожденных деревнях, а также в тех местах, где фашистских войск не было, партизаны упраздняли аппарат оккупационных властей и восстанавливали советские порядки. Проведя более 30 боев, партизаны 2-й бригады освободили значительную территорию юго-востока Ленинградской области (по новому территориальному делению сейчас сюда входят частично Псковская и Новгородская области), а также часть Калининской области. Обширный район между рекой Ловатью и железнодорожной линией Дно — Локня в тылу 16-й армии гитлеровцев был полностью занят партизанами. Простираясь с севера на юг на 120 километров и с запада на восток на 80 километров, он занимал площадь около 9600 квадратных километров.

Появление освобожденного района в тылу группы армий «Север», который стал называться Партизанским краем, было неожиданностью для врага. Вместе с тем такой оборот дела поставил и перед Ленинградским обкомом ВКП(б), Военным советом Северо-Западного фронта, местными партийными органами и партизанскими силами ряд проблем, связанных с образованием свободной советской территории по ту сторону советско-германского фронта.

Совместными усилиями Ленинградского обкома партии, Военного совета и политуправления фронта, командования партизанских сил и партийных активистов на местах была разработана программа организации политической и экономической жизни в освобожденных районах. В каждом из них создавались так называемые организационные тройки, в которые, как правило, входили секретари или члены райкомов партии, работники райисполкомов и военно-административных органов. Эти тройки стали своеобразными органами Советской власти, осуществлявшими руководство политической и хозяйственной жизнью на освобожденных территориях в условиях военного времени. Были восстановлены сельсоветы, а в деревнях и селах подобраны и утверждены их уполномоченные.

С чего начинали оргтройки свою деятельность? Приведу отрывок из протокола первого заседания оргтройки Белебелковского района, которую возглавлял секретарь райкома партии Н. А. Сергачев.

«…Для живого и оперативного руководства колхозами, сельисполкомами, а также оказания помощи в работе находящемуся в районе партийному, советскому и комсомольскому активу создать при тройке аппарат из бывших партийных и советских работников в количестве 10 человек за счет выделения их из партизанских отрядов и групп…

В ближайшие дни… провести собрания колхозников, на которых доизбрать членов правлений колхозов и ревизионных комиссий взамен выбывших в РККА и неработоспособных…

Потребовать от председателей колхозов безусловного выполнения планов осеннего сева, строго руководствуясь спущенными планами райзо еще до начала военных действий…

Обязать председателей колхозов немедленно закончить вывозку старых озимых с полей в сараи и гумна, а также быстрейшее окончание уборки яровых: овса, ячменя, пшеницы и т. п., не допуская гниения и прорастания яровых на полях в бабках…

Распределение колхозных доходов, как денежных, так и натуральных, проводить строго в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР, т. е. после создания в колхозах страховых и семенных фондов. Помощь семьям красноармейцев и многосемейным колхозникам проводить по усмотрению правлений… Потребовать от колхозов, чтобы семьи красноармейцев были обеспечены всем необходимым…

Учитывая, что руководство и директивные указания от обкома ВКП(б) и областного Совета получать затруднительно, больше проявлять своей собственной инициативы и сметки…

В случае, если территория Белебелковского района будет занята немцами, районное руководство остается и переходит на строго нелегальное положение…

Принять меры к открытию школ в районе, для чего провести по школам совещания с учителями и с родителями. Оплату учителям производить в денежном и натуральном выражении».

Возглавивший оргтройку Дедовичского района председатель райисполкома А. Г. Поруценко в одном из своих писем указывал на следующие основные задачи, которые тройка решала в то время: «Проведение широкой массово-разъяснительной и агитационно-пропагандистской работы среди населения. Восстановление работы органов Советской власти. Восстановление и укрепление колхозов. Организация населения на оказание всяческой помощи партизанским отрядам. Борьба с предателями».

На одном из заседаний оргтройки Дедовичского района побывал фотокорреспондент «Красной звезды» С. Лоскутов, опубликовавший свой дневник тех лет. Его удивила спокойная, деловая обстановка в крестьянской избе, где на заседании тройки присутствовали председатели колхозов. «…Люди говорили обстоятельно, спокойно, — писал С. Лоскутов, — деловито заглядывали в записные книжки. Я никак не мог отделаться от ощущения, что это не самые обыденные мирные заседания где-нибудь в далекой от фронта полосе. Первым выступил один из руководителей тройки — невысокий, пожилой человек с окладистой бородой. Он говорил о том, что задача колхозников — всячески саботировать приказы немецкого командования, хлеба немцам не сдавать, прятать по ямам. Партизанам помогать всеми мерами, снабжать хлебом, мясом и другими продуктами.

По очереди говорили председатели. Рассказывали о своих делах».

Молодая женщина, Анна Зубкова, кладовщица одного из колхозов, рассказала, что заготовила в своем колхозе для партизан 1000 килограммов сухарей.

— И еще тысячу заготовлю. Даже две тысячи, — закончила она под общие аплодисменты.

Разные вопросы обсуждала и решала тройка, в том числе и как детей учить — немцы закрыли школу на замок.

«Встал старичок, председатель другого колхоза, и крикнул:

— Черт с ними, с немцами! Мы замки посбивали и опять детей учим… По-нашему, по-советскому…»

Хочу и от себя кое-что добавить.

Поражала оперативность и деловитость парторганизаций, оргтроек, сельсоветов, правлений колхозов, уполномоченных сел и деревень. Все вопросы решались быстро, намеченное обязательно выполнялось. Никто из руководителей не страшился взять на себя ответственность и принять необходимое решение.

К ноябрю 1941 года в Дедовичском районе действовало 7 сельсоветов и 60 колхозов. Около 19 сельсоветов и 100 колхозов было восстановлено в Белебелковском и Ашевском районах. Советская власть была восстановлена в 400 деревнях. Все колхозы стали выполнять государственные поставки. Вскоре в «госфонде» Партизанского края накопилось 326 тонн муки, 1700 голов скота, большое количество крупы, меда, овощей, сена и т. д. Помимо сдачи продуктов в «госфонд» колхозники по своей инициативе выделяли часть продуктов для улучшения питания больных и раненых партизан.

В Белебелковском районе осенью 1941 года возобновились занятия в 23 школах. Всего в крае начали работу 53 школы. Учителя получали из «госфонда» по 12 килограммов муки в месяц на себя и по 6 килограммов на иждивенца, а также мясо, сало, крупу, мед и другие продукты.

На территории края работали сельские больницы, медицинские и ветеринарные пункты. К концу 1941 года туда была доставлена кинопередвижка. Партизаны и население смотрели кинофильмы «Чапаев», «Александр Невский» и другие, киножурналы, а затем и документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

В дни празднования 24-й годовщины Великого Октября, как и до войны, на улицах освобожденных партизанами сел и деревень были вывешены лозунги, плакаты, портреты руководителей партии и правительства. Во всех колхозах прошли торжественные собрания, а кое-где состоялись даже парады партизанских подразделений.

Партизанский журналист К. П. Обжигалин так писал о праздновании годовщины Октября: «Деревня П. (Папоротно) Белебелковского района. На стене одной избы — большой лозунг: «Да здравствует колхозное крестьянство, оказывающее помощь Красной Армии, красным партизанам в разгроме и уничтожении гитлеровских мерзавцев!»

Комната, где проходит собрание, полна… Двоих только не было — они сторожили улицу. Бдительные колхозники усилили в этот день охрану.

Война наложила свой отпечаток и на торжественное собрание. Очень мало молодых мужчин — они бьются на фронте против гитлеровских банд. Докладчик держал под рукой заряженную винтовку, на ремне у него висел наган. Вооружен был и председатель сельсовета… Остальное все напоминало довоенное время. Настроение приподнятое, бодрое. Фашистский тыл… по названию, советский — по существу».

Вместе со всей страной население Партизанского края участвовало в военно-политических кампаниях, направленных на быстрейший разгром гитлеровских захватчиков: в создании фонда обороны, в подписке на военный заем и т. д. В фонд обороны колхозники Белебелковского района внесли 35 тысяч рублей наличными и на 86 тысяч рублей облигациями государственных займов. В Дедовичском районе подписка на военный заем составила 66 тысяч рублей, из них более двух третей было внесено наличными. Партизанский край жил полнокровной советской жизнью, теми же интересами и заботами, что и вся страна. Побывавший там корреспондент «Известий» В. Стариков в «Письмах из Партизанского края» писал: «Жизнь в этих местах напоминает обычную жизнь советских сел и деревень. Временами забываешь, что находишься в глубоком тылу у немцев».


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание