Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
359
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



С большой охотой откликалось население на любые просьбы партизан. Когда специальная партизанская группа отправилась для поисков оружия в район реки Ловать, к месту минувших боев, и нашла там дот, в котором оказалось 350 тысяч винтовочных и пистолетных патронов и 700 артснарядов, колхозники трех селений выделили 48 подвод для перевозки найденных боеприпасов.

Широкий размах среди населения приобрел сбор оружия. Жители деревень Журавлиха, Горки, Дерглец Болотовского района, Куровка, Егольское, Чащицы Дновского района, Дубоновичи, Б. Загорье Карамышевского района и многих других собрали большое количество винтовок, автоматов, гранат, ручных пулеметов и патронов. Это оружие и боеприпасы они передали партизанам.

Во многих населенных пунктах колхозники проводили большую работу, помогая партизанам подготовиться к боевым действиям в зимних условиях. По предложению женщин деревни Татинец сотни колхозниц обязались связать для партизан по паре носков и по паре перчаток. Колхозники скатали для партизан 500 пар валенок, сшили 160 полушубков, связали 450 шерстяных вещей. Нашлись мастера, которые изготовили партизанам около 500 пар лыж. Кожевники обрабатывали кожи, сапожники шили сапоги. Было сделано или отремонтировано для отрядов бригады множество саней и дровней. Колхозные кузнецы обслуживали ковочными работами все партизанские отряды. Они же изготовляли «ежи» для установки их на дорогах, по которым проходил вражеский транспорт.

Огромную заботу население проявляло о раненых и больных партизанах, размещая их по своим избам в деревнях и селах. Население всегда гостеприимно принимало партизан, кормило их, топило для них бани, женщины стирали белье бойцов.

Большое значение имела и моральная поддержка. Она проявлялась во всем. Но особенно трогательными были письма, которые партизаны получали от населения вместе с подарками. Вот лишь некоторые из них.

«Шлю носки теплые для доблестной Красной Армии. Я еще больше со всей радостью дарила бы, но я сама сижу в чужой квартире… Громите врага, а мы позаботимся о вас. Привет от Григорьевой Елены Ивановны. Деревня Надино, Дедовичский район».

«Дорогой товарищ! Этот подарок придаст тебе силы и удесятерит в тебе стойкость, мужество и геройство, чтобы разбить бешеных собак, которые не дают жить мирным жителям захваченных этими злодеями районов… Мы надеемся, что вы их уничтожите в скором времени… Вновь по нашей территории пойдут красные войска, и мы оживем и будем дышать советским воздухом… Жена красноармейца Ленинградской области Дедовичского района Бродковского сельсовета деревни Крутец Щербакова Пелагея Васильевна».

В начале октября 1941 года я был вызван в Москву, в Главное политическое управление РККА. С собой я увозил доклад, в котором всесторонне рассматривался накопленный опыт по руководству партизанскими действиями и политической работой среди населения в полосе боев войск нашего фронта.

На 15 октября 1941 года совместно с партийными органами юго-восточных районов Ленинградской области было создано 8 партизанских бригад, состоявших из 68 отрядов, общей численностью 6515 бойцов. В тылу противника действовало 6 бригад, или 36 отрядов. Остальные находились в своих районах в полной готовности начать партизанские действия в случае, если эти районы окажутся в руках врага, и составляли резерв, который время от времени переправлялся в Партизанский край для пополнения и усиления действующих там сил.

С 15 июля по 15 октября партизанами в полосе фронта уничтожено 3760 солдат и офицеров противника, выведено из строя 176 грузовых автомашин, из них 30 автомашин с боеприпасами, 20 — с горючим, остальные с продовольствием и живой силой противника, уничтожено больше 19 автоцистерн с горючим, 11 танков, 18 легковых машин, 107 мотоциклов, 42 велосипеда, 3 войсковые радиостанции, пущено под откос 49 воинских эшелонов, более чем в 100 местах подорваны железнодорожные рельсы, взорвано 5 железнодорожных и 234 шоссейных моста.

Вместе с тем говорилось и о нуждах партизан. «Связь с отрядами у нас до сих пор является самым слабым местом. Связь у нас только живая. Радиосредств нет. В условиях большой отдаленности отрядов в тылу противника (до 300 кж) живая связь ни в коей степени не обеспечивает руководства отрядами. Отсутствие радиосредств для связи с отрядами самым серьезным образом срывает руководство партизанским движением. Наличие радиосвязи с отрядами своевременно обеспечивало бы также командование фронта ценными разведывательными данными о противнике в его тылу».

Ставился также вопрос о необходимости создания центрального органа по оперативному руководству партизанскими действиями, материально-техническому снабжению партизан.

В Москве со мною встретился заместитель начальника Главпура армейский комиссар 2-го ранга Ф. Ф. Кузнецов, которому я и доложил о проделанной работе и наших нуждах. Кузнецов обещал прислать нам несколько радиостанций, а также распорядился выдать пять фотоаппаратов и все необходимое к ним.

— Созданные при политуправлениях отделы должны запечатлеть историю советского партизанского движения и в фотодокументах, — заметил он.

Вскоре нами был создан радиоузел, который сыграл свою роль в руководстве партизанскими силами в полосе фронта.

Удача, как и беда, говорят, одна не приходит. После моего возвращения из Москвы Тужиков доложил, что ему удалось связаться с летчиками авиационного полка гражданского воздушного флота, который располагался в 30 километрах от Валдая в селе Едрове. Это был 3-й отдельный авиаполк рижского управления ГВФ, переданный с началом войны в распоряжение штаба нашего фронта. В основном он состоял из машин У-2 — «кукурузников». Летчики этого полка вывозили из полевых госпиталей тяжелораненых бойцов и командиров, доставляли на фронт из Москвы, Ярославля и других городов донорскую кровь, свежие газеты и журналы, почту, а также выполняли другие поручения командования.

Тужиков рассказал летчикам, что в полосе Северо-Западного фронта отважно действуют партизанские отряды и бригады. Но с ними нет регулярной связи. Трудно направлять их боевую деятельность, а от партизан получать своевременно разведывательные данные о противнике, которые так необходимы командованию фронта.

Командир полка П. С. Рассказов без колебаний откликнулся на предложение Тужикова сделать несколько вылетов в интересах партизан. Нашлись и добровольцы среди летчиков. Оставалось получить согласие Военного совета фронта.

— Отплатите боевыми делами, — сказал Ватутин, когда стало известно решение Военного совета.

Тут же мы договорились о деталях использования авиаполка для нужд партизан.

В ночь на 4 ноября, в канун 24-й годовщины Великого Октября, захватив с собой радиостанцию и первые ордена и медали, которыми командующий войсками фронта от имени Президиума Верховного Совета СССР наградил большую группу партизан, в Партизанский край вылетел А. А. Тужиков. Самолет вел опытный летчик А. Тимлер, который благополучно совершил посадку на поле недалеко от деревни Глотово Дедовичского района, ставшем основным партизанским аэродромом.

«Авиатрасса» между Большой землей и Партизанским краем стала действовать регулярно. Это было чрезвычайно важно. Полеты в тыл противника поднимали боевой дух партизан. Они хорошо понимали, что появились новые возможности надежной связи партизанских сил с командованием фронта. Самолеты доставляли партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты, листовки, газеты, одежду, обувь, некоторые виды продовольственных товаров, а также предметы обихода. С их помощью в Партизанский край были переброшены кинопередвижки, походные типографии и даже музыкальные инструменты. Наконец исполнилась заветная мечта партизан, чьи семьи находились по эту сторону линии фронта. Они могли теперь послать письмо живущим в советском тылу, сообщить о себе своим родным и близким, получить ответную весточку от них. Летчики вывозили из тыла противника тяжелораненых бойцов и командиров, доставляли по вызову командования в штаб фронта партизанских командиров. Они очень выручали партизан во время карательных экспедиций противника, нанося по просьбе партизанского командования бомбовые удары по скоплениям войск врага, сообщая маршруты движения его карательных подразделений.

Это был первый опыт подобного взаимодействия партизан с авиацией. Командир авиаполка П. С. Рассказов писал в Ленинградский обком партии: «До этого ни на каком другом фронте и ни в какую другую временно оккупированную гитлеровцами область полеты с посадкой у партизан не практиковались». Начальник Главного управления гражданского воздушного флота рекомендовал опыт летчиков 3-го отдельного авиаполка другим авиационным частям, находившимся в действующей армии.

Как показали дальнейшие события, авиация сыграла исключительную роль в партизанской войне.

В середине ноября Военный совет заслушал доклад о состоянии и действиях партизанских сил в полосе фронта и мерах по дальнейшему развитию партизанской борьбы. Обсуждение доклада приняло неожиданный оборот. Выслушав мнение собравшихся, новый командующий фронтом генерал-лейтенант П. А. Курочкин сказал:

— Судя по тому, что говорит товарищ Асмолов, и по тому, что мы знаем, партизаны неплохо помогают войскам фронта, но могут действовать еще лучше, если решить некоторые их нужды, увеличить боевую мощь партизан, наладить более тесное взаимодействие с ними. Мне думается, что оперативное руководство партизанами надо передать непосредственно штабу фронта и Военному совету, а в политуправлении иметь специальный отдел по партийно-политической работе среди населения. Нужен сугубо «партизанский» отдел, может быть, так его и назвать.

14 ноября 1941 года Военный совет принял постановление, в котором говорилось, что «в целях дальнейшей активизации партизанского движения в полосе Северо-Западного фронта, усиления боевой деятельности партизан выделить из непосредственного ведения политуправления фронта вопросы организационно-оперативного и административно-хозяйственного характера, связанные с партизанским движением. Для непосредственного руководства организацией и действиями партизанских отрядов в полосе СЗФ создать специальный партизанский отдел, подчинив его непосредственно Военному совету фронта. Организацию отдела возложить на начальника штаба и начальника политуправления фронта».

Военный совет четко определил задачи нового отдела. На него возлагалась организация партизанских отрядов в полосе фронта, руководство их оперативной деятельностью, координация работы с партийными органами по вопросам создания партизанских сил, материальное снабжение их, подбор руководящих кадров и подготовки их, организация истребительных подвижных отрядов и групп из военнослужащих для действий в ближайшем тылу врага, разработка боевых заданий для партизанских отрядов и посылка своих представителей в отряды для руководства и помощи им в оперативно-боевой деятельности, изучение и обобщение опыта партизанской войны.

Военный совет предложил укомплектовать личный состав партизанского отдела фронта наиболее опытным командно-начальствующим составом за счет штаба и управлений фронта. Начальнику управления связи и начальнику разведывательного отдела фронта предлагалось обеспечить отдел радиосредствами для связи с партизанскими формированиями. Партизанский отдел и разведотдел фронта обязаны были в ближайшее время организовать краткосрочные курсы руководящего состава партизанских отрядов и диверсионных групп.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание