Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
358
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Сердце рабочего и партийный долг подсказали Василию Ивановичу, где его место в трудный для Родины час. Вскоре у озера Белое вырос партизанский лагерь.

Однажды утром в деревне Ботаног женщины, шедшие по воду, с изумлением и радостью увидели, что все немецкие приказы и объявления сорваны с досок и стен, а на их месте наклеены листки бумаги с четко написанными заголовками: ««Дновец» — орган Дновского райкома ВКП(б) и исполкома райсовета». На листках было всего несколько строк: «Мы здесь, мы с вами, дорогие товарищи! Мы вас не бросим. Срывайте мероприятия немецких властей. Уходите к нам в леса. Партия с нами, победа будет за нами! Дновские партизаны».

В глубоком тылу врага — в Хотовани и Гаврове, Куровке и Липовке, в Бельском и Одернишино, прямо по соседству с немецкими гарнизонами, люди собирали на полях оружие и шли в лес к партизанам. Из города Дно, где разместился большой гарнизон противника, подпольщики по горстке, по килограмму вынесли партизанам больше пуда припрятанного типографского шрифта. Достали краску и бумагу. Газета «Дновец» стала печататься типографским способом. Вскоре экземпляр газеты обнаружил у себя на столе под стеклом начальник дновской полиции.

Спустя год после создания партизанского отряда дновцы писали: «За год борьбы с врагами мы пустили под откос 9 вражеских эшелонов с живой силой и техникой. В двенадцати местах взорвано железнодорожное полотно. Уничтожена дрезина с 8 офицерами, уничтожено 3 автомашины с немецкими автоматчиками, взорвано 8 мостов на шоссейных и 3 на железных дорогах, истреблено 895 гитлеровцев в открытых боях, сбито 2 самолета. Мы знаем, что впереди еще трудная борьба, но мы готовы бороться до победы…»

Подобные отряды возникали повсюду и сразу включались в борьбу с фашистскими захватчиками. В Дедовичском районе коммунисты создали два партизанских отряда. Два отряда было организовано в Поддорском районе, один — в Пожервицком, по три — в Псковском и Сланцевском районах, восемь отрядов создал Лужский РК ВКП(б) и т. д. К началу августа 1941 года в оккупированных районах Ленинградской области, по неполным данным, действовало 20 отрядов и около 60 партизанских групп, а к концу августа в юго-западных, западных и центральных районах области боевые операции проводили свыше 80 партизанских отрядов.

Большую помощь в развертывании партизанской борьбы коммунистам захваченных врагом районов оказывала партийная организация Ленинграда — колыбели пролетарской революции. Непосредственно в Ленинграде уже в первые дни и недели войны было сформировано 10 партизанских полков и множество отрядов из рабочих, инженеров, техников, служащих и студентов города. 6 из этих полков и 30 отрядов уже в июле 1941 года стали активно действовать за линией фронта, помогая местным партизанским силам дезорганизовывать и громить тылы наступавшей на Ленинград группы фашистских армий «Север», в том числе и в полосе действий войск Северо-Западного фронта, куда были переброшены из Ленинграда 5-й и 6-й партизанские полки под командованием К. Н. Воловича и Н. П. Петрова. Это были боевые полки ленинградцев. Душою их стали коммунисты. В полку К. Н. Воловича из 1000 добровольцев, основную массу которых составляли судостроители Балтийского завода, было, например, 400 коммунистов — больше половины партийной организации этого завода.

«Всесторонняя помощь партийной организации Ленинграда в развертывании партизанского движения в области во многом предопределила его размах, — пишет Ю. П. Петров в упоминавшемся уже исследовании. — Вооруженные партизанские силы Ленинградской области в начальный период войны были более многочисленны и лучше оснащены, чем отряды многих других областей. Они раньше других стали получать и необходимую партизанскую технику для диверсий. Некоторые отряды, формировавшиеся в Ленинграде, получали даже радиостанции — редкое явление в начале войны… Благодаря созданию партизанских частей и подразделений в Ленинграде обком ВКП(б) с самого начала войны добился значительного размаха партизанского движения на оккупированной врагом территории. Помощь Ленинграда районам области в развитии партизанского движения продолжалась и в дальнейшем, хотя и в меньших размерах».

31 июля 1941 года линию фронта перешла партизанская бригада под командованием Н. Г. Васильева, получившая наименование 2-й партизанской бригады. Ее костяк обосновался в Серболовских лесах у озера Полисто, а штаб — в деревне Вязовке. Перед бригадой стояла задача развернуть боевые действия в четырехугольнике между городами Дно — Старая Русса — Холм. — Локня. Именно здесь, в сплетении железных и шоссейных дорог, по которым проходили важнейшие коммуникации 16-й немецкой армии, предполагалось прежде всего использовать партизанские силы. Крупные Серболовские и примыкавшие к ним Полистовские леса, а также большие лесные торфяные болота, среди которых особо непроходимыми были Рдейские, обеспечивали наиболее благоприятные условия как для боевых действий партизан, так и для их базирования.

Вскоре командование бригады объединило созданные местными коммунистами партизанские отряды в Порховском, Дедовичском, Белебелковском, Сошихинском, Славковичском, Островском, Ашевском и других районах. Влился в бригаду и дновский отряд В. И. Зиновьева. Из советских воинов, оказавшихся в этом районе и перешедших на партизанские методы борьбы, были созданы отряды «Боевой» и «Храбрый». Спустя немного времени в бригаде оказалось 10 партизанских отрядов общей численностью около 1000 человек.

Особенно активно в этот период действовали в тылу группы армий «Север», в том числе и 16-й армии, партизаны, засланные непосредственно из Ленинграда и оказавшиеся в полосе Северо-Западного фронта. Некоторым из этих партизанских формирований боевые задачи ставило непосредственно командование Северо-Западного фронта. Так, например, упоминавшимся 5-му и 6-му ленинградским партизанским полкам давали инструктаж начальник штаба фронта Н. Ф. Ватутин, члены Военного совета Т. Ф. Штыков и В. М. Бочков. Объектом ударов ленинградских партизан стал Псковский железнодорожный и шоссейный узел, через который проходили основные коммуникации вражеских войск, наступавших на Ленинград и Старую Руссу. 5-й полк действовал в секторе Струги Красные — Псков — Дно и на прилегающих к нему шоссейных и проселочных дорогах, а 6-й полк в основном совершал диверсии на дорогах Остров — Псков — Дно.

Ленинградские партизанские полки действовали в тесном взаимодействии с местными партизанскими отрядами и отрядами, направленными из Ленинграда. «В районе деятельности были объединены для оперативного и политического руководства, — сообщал в отчете комиссар 5-го полка Н. Ф. Сенкевич, — партизанские группы и отряды: отряды Косицына, Власенко, Богданова (институт имени Лесгафта), отряд военфельдшера Жукова и местные небольшие партизанские группы».

Начав действовать в тылу врага во второй половине июля 1941 года, партизаны 5-го полка, например, уже вскоре произвели восемь крушений воинских эшелонов, прерывая движение вражеских поездов на отдельных железнодорожных участках от нескольких часов до нескольких суток. За 10 дней с середины августа было совершено 18 нападений на автотранспортные колонны и гарнизоны противника, во время которых было уничтожено свыше 460 гитлеровцев, подорвано 24 моста, уничтожена проводная связь на значительном протяжении. В связи с активными действиями партизан в секторе Струги Красные — Псков — Дно гитлеровцы были вынуждены отвести свои войска из многих сел. До середины сентября 1941 года партизаны удерживали в своих руках значительную освобожденную территорию.

Напряженные бои партизан с захватчиками развернулись и в других районах оккупированной территории Ленинградской области. Весь тыловой район вражеских армий «Север» в июле — августе 1941 года оказался под ударом целой армии советских патриотов.

Партизанская борьба, развернувшаяся на дальних и ближних подступах к Ленинграду, не имела себе равных. Это было первое в Великой Отечественной войне участие партизан в стратегической оборонительной операции Красной Армии. Партизаны в известной мере дезорганизовали руководство боевыми действиями войск противника, затруднили подтягивание его пехотных частей к вырвавшимся вперед танковым дивизиям, мешали перегруппировке частей и соединений, доставке горючего, боеприпасов, уничтожали живую силу и военную технику врага. Действуя главным образом на коммуникациях рвущихся к Ленинграду немецко-фашистских войск, партизаны вносили значительную лепту в ослабление их наступательных возможностей. Без преувеличения можно сказать, что партизаны помогли советским войскам остановить врага у стен Ленинграда.

29 июля 1941 года начальник политуправления фронта К. Г. Рябчий направил А. А. Жданову донесение, которое как нельзя лучше характеризует возникшую перед гитлеровским командованием проблему. Документ, составленный на основании обзора писем, найденных у убитых и пленных фашистских солдат, назывался «По вопросу о партизанском движении в тылу германских войск».

«В письмах солдат и особенно солдатам от их родных и близких, — сообщал Рябчий, — с начала июля впервые начинают упоминаться партизаны, действующие в тылу германских войск, наводящие панику не только на солдат, но и на население Германии.

Солдату Вальтеру Веме пишет 9.VII.41 г. жена: «Как видно из твоего письма, вы находитесь все время в опасности, так как у вас действуют партизаны. Это безусловно опаснее, чем на фронте».

Унтер-офицер Альберт Шуберт пишет своей невесте Лизе Пакул ат 15.VII.41 г.: «Эта война является настоящей войной нервов, ибо здесь мы имеем дело с партизанами. Красные так натравили народ против нас, что он способен идти на все… Поэтому предложено быть осторожными и смотреть в оба. Иными словами, пистолет нельзя выпускать из рук ни на минуту»».

Приведя еще множество писем, К. Г. Рябчий делал вывод о том, что опасность партизанской борьбы учитывалась германским командованием еще до войны. Это видно, например, из «директивы войскам об образе поведения в России», которая требует «беспощадных и энергичных мер по отношению к партизанам» (издана 19.VI.41 г.).

Теперь известно, что 1 июля 1941 года начальник гитлеровского генерального штаба сухопутных сил Гальдер записал в своем дневнике, что подавление сопротивления советского населения представляет серьезную заботу и что для этих целей не хватает охранных дивизий.

19 июля командующий 16-й немецкой армией генерал Буш, бывший до войны начальником русского отдела генерального штаба вермахта и слывший «специалистом по русским делам», издал приказ, в котором признал, что «необходимо считаться с фактом планомерной подготовки противником партизанской войны».

В начале августа 1941 года командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал Лееб вынужден был утвердить план, предусматривавший контрпартизанские меры в масштабе всей группы армий.

Послевоенные советские и зарубежные исследования подтверждают, что партизаны, действовавшие в тылу армий «Север», не давали покоя в прямом смысле этих слов даже высшему командованию противника. Западногерманский историк В. Гёрлиц в связи с этим замечает: «В Ленинградской области партизанская деятельность была временами столь активной, что командующий группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб вынужден был прекращать свои поездки на фронт». Ограничили поездки в войска командующие армиями, командиры корпусов и даже дивизий.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание